Социально-экономическое развитие муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и разобраться в социально экономическом развитие муниципальных образованиях, выявить недостатки и положительные стороны развития.
Объектом исследования в представленной курсовой работе является – социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района.

Содержание

Введение - 2.
1. Муниципальные образования и их полномочия - 3.
1.1. Понятие муниципального образования - 3.
1.2. Понятие и структура муниципального хозяйства - 5.
1.3. Ресурсы муниципального хозяйства - 7.
2. Социально – экономическое развитие муниципальных образований -9.
2.1 Комплексное социально – экономическое развитие муниципального
образования -9.
2.2. Социально – экономическое развитие муниципального образования
Тоншаевского района - 18.
3. Анализ и прогноз социально экономического развития - 31.
3.1. Анализ и прогноз социально экономического развития муниципального
образования Тоншаевского района. - 31.
3.2 Прогноз социально экономического развития
Тоншаевского района в 2007 году - 34.
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ С-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ М.ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

•   выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия;

•   распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т.д.;

•   управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

•   устанавливать местные налоги и сборы;

•   распоряжаться муниципальными финансами;

•   принимать общеобязательные нормативные  правовые акты (постановления, распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.

Полномочия  и сроки полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.

Полномочия  выборных должностных лиц местной  системы управления определяются в  каждом МО самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относится охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и др. 
 

1.2.Понятие  и структура муниципального  хозяйства.

Историческое  развитие хозяйственной жизни страны, любого муниципального образования осуществляется при постоянном усложнении общественных отношений, что способствует переходу от одного этапа развития хозяйственных систем к другому.

Каждый  этап развития общества требует определенных условий, необходимых для развития экономики, т.е. необходима концентрация ресурсов, обеспечивающая жизнедеятельность страны и муниципальных образований, а также развитие отраслей народного хозяйства. На каждом этапе развития экономики и хозяйственных систем государство пытается регулировать хозяйственные отношения, используя различные методы управления.

Для современного этапа развития экономических и управленческих отношений, а также соответствующих наук, характерно создание новых понятий и модернизация традиционных. Таким понятием и является «муниципальное хозяйство».

Понятие «муниципальное хозяйство» возникло объективно, в связи со сложившейся в стране обстановкой. Поэтому необходимо изучать компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития, связи с народно-хозяйственными комплексами, решать вопросы оптимизации его структуры с целью повышения эффективности функционирования в условиях рынка.

Государственная система управления должна соответствовать  типу хозяйственных отношений того или иного этапа развития экономики  и общественных отношений. Следовательно, государственная система управления и хозяйственная система зависят от вида и типа хозяйства страны и муниципальных образований. Поэтому необходимо рассмотреть и изучить составляющие муниципального хозяйства.

      Муниципальное хозяйство — это хозяйственные системы, характеризующие потенциальные возможности в пределах МО, которые обеспечивают его жизнедеятельность. К муниципальному хозяйству относится предприятия материального и нематериального производства. Иными словами, муниципальное хозяйство отражает отраслевую структуру потенциальных возможностей МО, существующих в определенных границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности определяются формами собственности.

     Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Структура муниципального хозяйства

      Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного  выше понятия, необходимо рассмотреть  вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

      Прежде  всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

      1. Муниципальное хозяйство - это  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

      2. Деятельность, осуществляемая этими  предприятиями и учреждениями, направлена  на удовлетворение общественных  интересов.

      3. Поскольку деятельность осуществляют  разнородные по своей природе  субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

      Исходя  из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного  элемента в реализации общественных потребностей.

      И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

      Роль  каждого из названных элементов  различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

      Третья  группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию  регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения  муниципального образования.

      Ценность  данной классификации в том, что  она позволяет на основе выделения  этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в  решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого  цели деятельности этих элементов в  процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

      Так, из этой классификации явно видно, что  при построении отношений между  населением муниципального образования  и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно  иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

      Однако  это лишь теоретическая модель, поскольку  подобное состояние муниципальных  предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной  России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

Поэтому мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

Виды муниципального хозяйства:

 

      1. Коммунальная модель муниципального  хозяйства.

      Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных

интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством. 

      2. Коммунально-рентная модель муниципального  хозяйства.

      Данная  модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает  участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

      Безусловно, та или иная модель не существует в  чистом виде, однако роль и место  того или иного элемента в различных  странах серьезно отличаются друг от друга.

От чего зависит существование той или  иной модели?

От огромного  количества факторов, главными из которых  безусловно являются:

      1. Объем компетенции органов местного  самоуправления, определенный законодательством.

      2. Наличие и характер основных  ресурсов территории.

      3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

      4. Налогоспособность населения.

В зависимости  от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

1.3. Ресурсы муниципального хозяйства

      Развитие  муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

      Традиционно под ресурсами понимают некую  совокупность возможностей той или  иной территории. Применительно к  хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

      Развитие   территории  в  значительной степени   определяется         наличием

материальных   ресурсов , поскольку   от   них    зависит   эффективность        инвестиций,

вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории. Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

      Не  менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная  деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

      Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства  населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без  наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может.

Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципального образования