Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере МО ГО "Сыктывкар"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере г. Сыктывкар_2012.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

При отраслевом подходе проект задействует практически  всю территорию города, использует самые разные структуры и источники ресурсов. Но при этом реорганизуется только какая-либо одна отрасль например, коммунальное хозяйство. Сюда же относятся проведение в городе нового правового зонирования, разработка системы землепользования и т. п. Город одновременно может вести несколько отраслевых планов, при этом необходимо следить за их координацией во избежание взаимных противоречий.

При территориальном  подходе определенную программу  получает какой-либо один район города, но в его пределах программа может  носить комплексный характер, затрагивая различные отрасли. Наиболее типичный пример реализации территориального подхода популярные во многих городах США программы возрождения центра города или восстановления, реновации старопромышленных территорий с целью придания им нового экономического качества. Последнее в Америке называется превращением «бурых территорий» (brown fields) в так называемые «зеленые территории» (green fields) нового роста.

Далее следует комплексное планирование (comprehensive planning). Этот вид планирования подразумевает разработку в городе комплексной программы, как правило, рассчитанной на среднесрочный или долгосрочный временной горизонт. Это именно «общее» планирование, которое охватывает все отрасли и территории. Естественно, в той или иной степени эта всеохватность варьирует, потому что единого универсального сценария того, как это делать, нет.

Наконец, самый  верхний этаж планирования стратегическое планирование (strategic planning). Это самый сложный вид планирования, его реализация требует существенных затрат. Он, строго говоря, не обязателен, но становится все более популярным в общих схемах планирования на муниципальном уровне. Стратегическое планирование многими экспертами рассматривается как синтетический вид планирования, под «крышей» которого объединяются все прочие виды. В частности, финский исследователь Т. Линкола образно назвал стратегический план «зонтиком» для всех других планов в муниципалитете [14, с. 37].

Результатом стратегического  планирования является стратегический план города. Это своего рода мини-конституция города, предписывающая, куда город будет двигаться в ближайшие 10 20 лет в соответствии с поставленными целями. Отраслевые планы, среднесрочные программы, краткосрочные проектные планы должны ориентироваться на стратегические цели, сформулированные в стратегическом плане, и, по сути, конкретизировать его положения.

Таким образом, целью муниципальной политики является обеспечение жизненных интересов  населения и социальная защита граждан. Среди всех направлений осуществления  политики следует уделить особое внимание экономическому и социальному аспекту. Экономический блок составляет муниципальная собственность, финансы и имущество в управлении органов местного самоуправления. Задачей экономического механизма управления муниципальным образованием – это централизованное воздействие руководства муниципального образования на его социально-экономическое развитие. Частью экономического сегмента является инвестиционная политика. Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда.

1.2 Управление  комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования

 

В последнее  время в Россию стало проникать  одно из современных достижений управленческой науки - науки управления проектами. В настоящее время за рубежом  это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.

Муниципальные образования в соответствии с  законодательством обладают всеми  правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.

Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.

В условиях, когда  местные органы управления были составной  частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными  методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.

Учитывая специфику  муниципального управления, о которой  говорилось в предыдущих главах, нет  необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.

Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования мы будем понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

В каждом муниципальном  образовании управление развитием  может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.

В этой связи  необходимо отметить следующее. Каким  бы непрерывным не казался процесс  развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

- бюджетный процесс;

- период полномочий органов местного самоуправления;

- крупные инвестиционные проекты;

- местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

В вопросе управления развитием муниципального образования необходимо рассмотреть два подхода (или две стратегии).

Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.

Этот подход достаточно удобен, так как позволяет  наладить эффективное управление и  контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам.

Эти два процесса в принципе могут развиваться  относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год) [12, с. 54].

Таким образом, процесс управления развитием в  последнем случае существенно сложнее  и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией.

Основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

 

2 Стратегия социально-экономического развития на примере Сыктывкара

2.1 Социально - экономическое развитие Сыктывкара

 

Сыктывкар - самый  большой город в Республике Коми. Численность постоянного населения  Сыктывкара с подчиненной ему территорией на 1 января 2012 г. равнялась 253,5 тыс. человек, что составляет 26 % населения республики. В начале 2012 г. в Сыктывкаре проживало в 8 раз больше жителей, чем в 1939 г., в 3 раза – чем в 1959 г., в 2 раза – чем в 1970 г.

Население характеризуется  существенной гендерной диспропорцией: разрыв между численностью мужского и женского населения за десятилетие увеличился и составил в 2009 г. 9,8%, а в 2011 году – 9,9%. Национальный состав города менялся в сторону увеличения доли русского населения: коми составляют менее трети жителей столицы. В городе отсутствуют ярко выраженные конфликты на национальной почве [17].

В структуре  численности населения за первое десятилетие текущего столетия снизилась  доля лиц моложе трудоспособного  возраста (с 20,1% до 17,1%), возросла (с 14,3% до 16,6%) - старше трудоспособного, что свидетельствует о нарастающей тенденции «старения» населения. В связи с ростом доли населения старших возрастов возникает вызов системе социального обеспечения города. Уменьшение доли детей и увеличение лиц старше трудоспособного возраста привело к росту среднего возраста населения с 29 лет в 1979 г. до 36 лет в 2011 году.

Демографическая ситуация Сыктывкара на протяжении последнего периода характеризуется положительной  динамикой. С 2007 г. наблюдается суммарный прирост численности населения как за счет естественного, так и миграционного прироста.

Доля миграционного  прироста в суммарном приросте населения  в этот период существенна и составляет от 80 до 91%. В столицу прибывает в основном население в трудоспособном возрасте, в том числе с северных территорий. Уезжает из города учиться в другие города, прежде всего, в Санкт-Петербург и Москву, а затем в как правило не возвращается, молодежь - выпускники школ. В связи с относительно низким уровнем качества жизни уезжают выпускники вузов Сыктывкара, а также высококвалифицированные востребованные специалисты, что ведет к дефициту и старению кадров. Миграционный приток населения имеет свои положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, он поддерживает общую численность населения города, способствует пополнению его экономически активной части. С другой — может обострить социальные проблемы, основными из которых являются проблемы с занятостью, бедность, обострение криминогенной ситуации.

По итогам 2011 года соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников внебюджетного сектора экономики составило 61,8% против 58,5% по итогам 2010 года.

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в городском округе в 2011 году составила 28 458 руб., прирост по сравнению с 2010 годом составил 11,9%. В прогнозном периоде прирост показателя в среднем составит 5,0%.

В 2011 году на повышение  заработной платы учителей и прочего  персонала было направлено 78 344,1 тыс. руб. Прирост заработной платы работников муниципальных учреждений образования составил 23%, учителей - 26%. В 2012 году планируется довести уровень заработной платы учителей до средней по экономике РК.

В 2011 году по отрасли  «Здравоохранение» достигнут прирост  заработной платы в целом по муниципальным  учреждениям здравоохранения на 21,5%, что явилось следствием поэтапного повышения заработной платы сотрудникам учреждений, а также результатом внедрения республиканской Программы модернизации здравоохранения за 2011-2012 годы в части выплат узким специалистам и участия учреждений в национальном проекте "Здоровье".

На 1 января 2012 года просроченная задолженность по заработной плате (по данным организаций обследуемых видов деятельности без субъектов малого предпринимательства) по МО ГО «Сыктывкар» отсутствует.

Развитие предпринимательства является одним из приоритетных задач социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар». Малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды; обеспечивает экономическую самостоятельность населения города, стабильность налоговых поступлений.

По сравнению  с кризисным периодом 2009 года, в 2010-2011 годах тенденция к росту численности  субъектов малого и среднего предпринимательства  возобновилась, в результате чего по итогам 2011 года число субъектов малого и среднего предпринимательства составило 609,9 единиц на 10 тыс. человек населения против 594,74 на конец 2010 года.

По состоянию на 01.01.2012 г.1  в г. Сыктывкар осуществляли свою деятельность  8205 субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, их них: 26 средних предприятий (25% от общего числа по РК в целом),  554 малых предприятия (43,0%) и 7625 микропредприятий (57,0%). Помимо юридических лиц – 7 140 индивидуальных предпринимателей  (28,0% от общего числа по РК в целом). По состоянию на 01.01.2011 г. – 24 средних предприятия (23,0% от общего числа по РК в целом), 662 малых предприятий (43,0%), 7 419 микропредприятий (55,0%) и 6 785 индивидуальных предпринимателей  (28,0% от общего числа по РК в целом). Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях за 2011 год составила 18 144 человек.

Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере МО ГО "Сыктывкар"