Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.
Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37
Вместе с тем будет продолжаться спад в сельском хозяйстве, объёмы инвестиций в основной капитал будут расти незначительными темпами.
Реализация данного сценария не приведёт к увеличению социальной и экономической привлекательности района, вследствие чего будет продолжаться отток населения из района.
К 2022 г прогнозируется уменьшение численности населения района на 8,2%.
Оптимистический сценарий предполагает, что социально-экономическое развитие района будет происходить в результате целенаправленных управленческих действий при выделении стратегий и приоритетов развития.
Приоритеты: развитие
сельскохозяйственного
При реализации указанных приоритетов можно ожидать увеличения объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства, создания новых рабочих мест и снижения уровня безработицы.
Рост экономики будет сопровождаться повышением уровня жизни населения, что позволит сократить отток населения из района и повысить уровень рождаемости.
При реализации данного сценария развития можно ожидать стабилизации численности населения района и некоторого роста к 2022 г (на 2,0%).
Предполагается, что малый и средний бизнес в районе получит реальную поддержку и станет одним из ключевых направлений развития района за счёт гарантированных рынков сбыта.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить зависимость бюджета района от областного бюджета, повысить бюджетную обеспеченность населения, позволит использовать часть доходов бюджета для развития района.
Таким образом, целесообразно рассмотреть три возможных сценария развития Сыктывкара: пессимистический, инерционный и оптимистический. Пессимистический сценарий предполагает ухудшение положения района на фоне области, сокращение производства во всех отраслях, кроме золотодобычи. Инерционный сценарий предполагает, что в социально-экономическом развитии регионов не будет прорывов, динамика показателей будет предопределена средними показателями последних лет. Оптимистический сценарий требует серьезных управленческих усилий. Приоритет отдан увеличению масштабов сельскохозяйственного производства, развитию малого и среднего бизнеса. За счет этих мер прогнозируется увеличение количества рабочих мест и рост масштабов производства.
Институт местного самоуправления представляет собой масштабное и комплексное явление. Местное самоуправление можно определить как право граждан на самостоятельное управление делами данной территории. Следовательно, оно признано самостоятельным в рамках своих полномочий. Государство также создает необходимые условия для реализации этих полномочий. В структуре местного самоуправления обязательно наличие главы. Основным документом местного самоуправления является Устав. Кроме того, органы местного самоуправления и их должностные лица наделены полномочиями издавать правовые акты. В структуру органов местного самоуправления обязательно входят: представительный орган, глава и исполнительно-распорядительный орган. Глава может быть избран рядом способов, а именно: на общих муниципальных выборах или из своего состава представительным органом; наделен решающим голосом в представительном органе и уполномочен на исполнение функций председателя либо возглавление местной администрации; путем получения и исполнения полномочий председателя в случае избрания представительным органом; в случае отсутствие возможности одновременного исполнения полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации; в случае исполнения полномочий председателя в случае формирования представительного органа делегированием. Следует отметить, что при определенных обстоятельствах полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно.
Целью муниципальной политики является обеспечение жизненных интересов населения и социальная защита граждан. Среди всех направлений осуществления политики следует уделить особое внимание экономическому и социальному аспекту. Экономический блок составляет муниципальная собственность, финансы и имущество в управлении органов местного самоуправления. Задачей экономического механизма управления муниципальным образованием – это централизованное воздействие руководства муниципального образования на его социально-экономическое развитие. Частью экономического сегмента является инвестиционная политика. Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития — преобразование Сыктывкара в территорию, комфортную для жизни населения, благоприятную для развития бизнеса и вложения инвестиций для обеспечения стабильного роста качества жизни. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: обеспечить рост денежных доходов населения за счет стимулирования занятости и развития предпринимательства, вести совершенствование системы оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, повысить доступность для населения всех видов социальных услуг, обеспечить развитие АПК и промышленных предприятий по переработке леса и сельхозпродукции, продолжать устойчивое развитие ЖКХ и максимально оптимизировать бюджетные расходы.
Целесообразно
рассмотреть три возможных
Основным принципом реализации стратегии развития является принцип корпоративности, смысл которого заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя основными субъектами управления - органами местного самоуправления, общественными организациями и предпринимателями. Каждая из трех сторон преследует свои интересы. Органы местного самоуправления заинтересованы в реализации собственных инициатив в регионе, а это невозможно без поддержки населения. Предпринимательство желает создать положительный имидж для привлечения клиентов. Общественные организации стараются обеспечить соблюдение интересов граждан в муниципальном управлении. Экономическими механизмами реализации стратегии развития должны стать районные бюджетно-налоговый и финансово-кредитный механизмы, инструменты инвестиционной политики; муниципальные, федеральные и областные целевые программы; механизмы привлечения средств из внебюджетных источников. Общее руководство стратегией осуществляет глава Сыктывкара, каждое подразделение организационной структуры, в свою очередь, выполняет отведенные ему функции.
1 Информация предоставлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми