Сравнительный анализ Самарской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Тема исследования является достаточно актуальной, так как в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность такого перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
Глава 1 АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …5
§ 1 Самарская область …………………………………………………………... 5
§ 2 Саратовская область …………………………………………………………8
Глава 2 АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.10
§ 1 Законодательство Самарской области ……………………………………..10
§ 2 Законодательство Саратовской области …………………………………. 13
Глава 3 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ ………………………………………………………………………. 17
§ 1 Валовый региональный продукт …………………………………………...17
§ 2 Анализ инвестиционной деятельности регионов …………………………19
§ 3 Анализ внешне – экономической деятельности регионов ……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика 1.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

1) Закон Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области».

Предусматривает меры поддержки малых и средних предприятий. Работает Гарантийный фонд поддержки предпринимательства (с финансированием 288 млн. рублей, что позволяет привлечь около 1,2 млрд. рублей кредитов для малых предприятий). Действует несколько видов субсидий - на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей, возмещение затрат по присоединению к электросетям. Департаментом поддержки предпринимательства областного министерства экономического развития, инвестиций и торговли уже объявлен конкурс на предоставление грантов начинающим предпринимателям. Каждый из них имеет возможность получить из областного бюджета до 300 тыс. рублей на организацию собственного дела.

2) Закон Самарской области "Об условиях предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, инвестиционного налогового кредита, а также основаниях и условиях проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в областной бюджет".

3) Закон Самарской области "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет".

4) Закон Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области".

Если же говорить о  программе развития конкуренции как о системном элементе экономической стратегии правительства Самарской области, то она ориентирована на решение ряда важнейших задач. Чтобы успению развивать конкуренцию в регионе, необходимо и далее упрощать процедуры начала и ведения предпринимательской деятельности, устранять ограничения для перемещения товаров, обеспечивать доступность транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры для хозяйствующих субъектов. Кроме того, нужно повышать информационную прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также ограничивать прямое участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.

Инструментарием решения поставленных задач являются мероприятия, разработанные в рамках программы. Это такие мероприятия, как предоставление государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на базе многофункциональных центров и служб в системе «одного окна», размещение информации о ценах на лекарственные средства, продовольственные товары и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в системе единого портала, расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур. Кроме того, предлагается увеличить количество сельскохозяйственных организаций, принимающих участие в проводимых государством закупочных и товарных интервенциях, создать прозрачные, недискриминационные условия доступа на товарные рынки региона хозяйствующим субъектам, а также предпринять другие меры.

§ 2 Законодательство Саратовской области

 

В целях активизации  инвестиционной деятельности приняты  нормативные акты Саратовской области, обеспечивающие благоприятные условия, в том числе льготный режим  налогообложения, участникам инвестиционной деятельности.

1) Закон Саратовской  области «О режиме наибольшего  благоприятствования для инвесторов в Саратовской области». Этот закон – своего рода «инвестиционный кодекс», который представляет инвесторам весь спектр льгот и преференций, в том числе режим «одного окна», который будет обеспечиваться посредством заключения инвестиционного договора.

2) Закон Саратовской  области «О ставках налога  на прибыль организации в отношении  инвесторов, осуществляющих инвестиционную  деятельность на территории Саратовской области».

3) Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

4) Закон Саратовской  области «О введении на территории  Саратовской области налога на  имущество организаций».

Принятие законов о  налоговых льготах для вновь  создаваемых организаций-инвесторов, реализующих инвестиционные проекты и осуществляющих капитальные вложения в соответствии с приоритетными направления развития экономики области в размере не менее 50 млн. руб., а в строительстве не менее 650 млн. руб. означает: снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет; освобождение от уплаты транспортного налога; снижение ставки налога на имущество организаций до 0,1%.

5) Закон Саратовской  области «О залоговом фонде Саратовской области».

Закон выступает как основа привлечения инвестиционных ресурсов под залог областной собственности при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

6) Закон Саратовской  области «О порядке проведения общественных слушаний при установлении публичных сервитутов на земельные участки в Саратовской области».

Принятие Закона создало необходимую базу для построения инфраструктуры земельных участков при инвестировании в экономику региона.

7) Закон Саратовской  области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области».

8) Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности».

9) Постановление Губернатора Саратовской области от 22 февраля 2007 года № 26 «О создании Совета по инвестициям при Губернаторе Саратовской области».

В рамках реализации на территории области Федерального Закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Правительством области проводится работа по вовлечению объектов недвижимости, находящихся в государственной  собственности области, в хозяйственный оборот путем передачи их в концессию.

В Саратовской области  действует режим наибольшего  благоприятствования для инвесторов. Действует законодательная база, предоставляющая инвесторам налоговые  льготы по которым снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, организации-инвесторы освобождаются от уплаты налога на транспортные средства, приобретенные компанией в рамках реализации инвестиционного проекта, а имущество, приобретённое или созданное в рамках реализации проекта, будет облагаться по ставке 0,1% вместо 2,2%. Налоговые каникулы установлены сроком на пять лет. Данными льготами могут воспользоваться предприятия, которые зарегистрируются на территории области и реализуют инвестиционные проекты с капитальными вложениями в свои основные фонды на сумму не менее 50 млн. рублей (для строительных компаний эта сумма должна составить не менее 650 млн. рублей).

Преференции предоставляются  инвесторам, которые являются налогоплательщиками  Саратовской области и работают в приоритетных отраслях экономики: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Закон «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области» создаёт режим «одного окна», который обеспечивается посредством заключения с инвестором инвестиционного договора. Договор позволит облегчить инвестору обоснование своего права на получение налоговых льгот, также подтвердить свой статус инвестора.

Он заключается между  министерством инвестиционной политики, как уполномоченным органом Правительства  области, и инвестором. В соответствии с договором министерство оказывает  поддержку при осуществлении инвестиционного проекта, помощь в решении организационных проблем, возникающих в ходе его осуществления, а также содействует инвестору во взаимодействии с органами государственной власти всех уровней. После заключения инвестиционного договора инвестору выдаётся инвестиционное свидетельство, подтверждающее факт реализации инвестиционного проекта на территории области.

ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ

§ 1 Валовый  региональный продукт

 

Валовый региональный продукт (ВРП) – показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Таблица 1.

ВРП Приволжского Федерального округа за 2005-2010 гг.

Приволжский

Федеральный округ

Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах; млн. рублей)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Самарская область

401812,2

487713,5

584968,6

706 513,7

635861,5

694734,7

Саратовская область

170930,5

204291,2

252867,2

330 563,5

297500,2

449539,2


 

Из таблицы видно, что в Саратовской области ВРП с 2005-2009гг увеличился на 126569,7 млн. руб., но в связи с экономическим кризисом с 2009-2010 гг. он снизился на 152039 млн. руб. В Самарской области увеличение ВРП за 2005-2009 гг. составило 234049,3 млн. руб., а в 2010 г. снизился на 65861,5 млн. руб. То есть спад производства ВРП по данным регионам в 2010 году составляет более 10%.

Увеличение производства валового регионального продукта (ВРП) в прошлом году, по предварительной  оценке Минэкономразвития, было зафиксировано только в 14 субъектах РФ.

Структура валового регионального  продукта Приволжского Федерального округа по видам экономической деятельности, %

Валовая добавленная  стоимость по видам экономической

Деятельности

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010 год

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

16,5

15,0

13,7

16,0

14,2

15,3

Добыча полезных ископаемых

3,0

4,0

3,7

3,4

3,0

3,2

Обрабатывающие производства

19,6

16,8

17,2

17,7

15,7

14,9

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

9,9

8,3

9,7

8,1

7,1

6,8

Строительство

5,2

7,8

7,8

6,2

5,7

4,9

Оптовая и розничная торговля

14,3

14,6

13,9

14,0

13,2

12,6

Транспорт и связь

13,1

14,7

13,9

13,0

11,9

10,6

Образование

3,1

3,9

3,3

4,1

3,2

2,8

Здравоохранение, предоставление

социальных услуг

3,6

3,6

3,7

3,8

3,1

2,9

Прочие виды деятельности

11,7

11,3

13,1

13,7

12,4

13,1


 

За 2005-2010 годы среднегодовой темп роста составил 107,3 процента. Валовой региональный продукт вырос со 151,6 млрд. рублей до 316,5 млрд. рублей в 2008 году. Спад производства валового регионального продукта в 2010 году составил более 10%. Снижение валового регионального продукта составило 16,4%, в том числе в промышленном производстве и инвестиционно-строительной сфере – 27,5%. Увеличение производства валового регионального продукта (ВРП) в прошлом году, по предварительной оценке минэкономразвития, было зафиксировано только в 14 субъектах РФ.

§ 2 Анализ инвестиционной деятельности регионов

 

Объем инвестиций в основной капитал в Самарской области  по итогам 2010 года составил 109974,1 млн. рублей – 71,2% к предыдущему году. Ситуация с сокращением объемов инвестиций в регионе была ожидаемой, поскольку в прошедшем году сохранялись неблагоприятные  факторы, препятствующие восстановлению позитивной динамики инвестиционной деятельности: ограниченность или полное отсутствие у организаций собственных финансовых ресурсов на развитие в виде прибыли, невозможность получения кредитов или высокие ставки по ним, значительное сокращение бюджетных ассигнований капитального характера.

Снижение объемов инвестиций произошло  в подавляющем большинстве инвестиционноёмких отраслей экономики региона – нефтедобыче, автомобилестроении, химическом производстве, металлургии, производстве пищевых продуктов, транспорте в целом и связи.

Точками инвестиционной активности в  Самарской области в прошлом  году были нефтепереработка, где капиталовложения увеличились почти на 17%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды с ростом около 10%.

Рост на 20% инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство» во многом связан с низкой базой 2008 года, когда инвестиции в эту отрасль сократились более чем вдвое. Тем не менее, в прошедшем году увеличили объемы инвестиций 43 сельскохозяйственные организаций.

Общий объем накопленных  иностранных инвестиций в экономике Самарской области на 1 января 2010 года составил 1891,4 млн. долларов США, за 2009 год поступило 1053,9 млн. долларов США иностранных инвестиций (39,7% от уровня 2008 года). Прямые инвестиции составили 48,2 млн. долларов США (17,7% от уровня 2008 года), портфельные инвестиции – 3,7 млн. долларов США (5,9% от уровня 2008 года), прочие инвестиции – 1002,1 млн. долларов США (43,2% от уровня 2008 года). Традиционно наиболее привлекательными отраслями Самарской области для иностранных инвесторов остаются отрасли топливной промышленности и обрабатывающие производства. В 2009 году 58% прочих иностранных инвестиций было направлено в виде кредитов в обрабатывающие производства, в частности металлургическое производство (51%). Значительная часть прочих иностранных инвестиций привлечена организациями добывающего сектора (36%).

Информация о работе Сравнительный анализ Самарской и Саратовской областей