Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:15, реферат
Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазосырья в РФ как минимум втрое перекрывают объемы их добычи. При этом, по словам председателя Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника, "добыча нефти и газа в России перемещается все дальше на Север и Северо-Восток". У руководителей нефтяных компаний есть четкое осознание того, что именно сейчас, в кризисные времена, нужно увеличивать выделение средств на геологоразведку и разработку новых современных технологий. Фактором "подстегивания" инвестиций в "геологию" остается и межгосударственная конкуренция за новые запасы углеводородного сырья.
1. Российский экспорт нефти и газа……………………………………………..3
1.1Основные аспекты российского рынка нефти и газа…………...…………...3
1.2Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны……….……………...8
2. Основные направления развития экспорта нефти и газа….…………..….15
2.1 Транспортировка……………………………………………………………16
2.2 Рынки сбыта………………………………………………………………...17
2.3 Законы и налоги…………………………………………………………….18
2.4 Последние события в отрасли…………………………………………….19
2.5 Разработка экспортной политики России……………………………..….20
2.6 Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти…………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………....29
Прежде всего, что касается слияния "Газпрома" и "Роснефти". Сегодня эти компании ведут активную совместную деятельность по освоению новых, наиболее перспективных месторождений России. Речь идет о Штокмановском газоконденсатном и Приразломном нефтегазовом месторождении на шельфе Баренцева моря, Харампурском нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе, а также ряде месторождений на других территориях. Поэтому объединение "Газпрома" с "Роснефтью" с этой точки зрения позволит, безусловно, снизить издержки, упростит обмен технологиями, повысит эффективность управления обеими компаниями. Такое решение, во-первых, оформляет владение контрольным пакетом акций объединенной компании за государством; а во-вторых, дает "зеленый свет" либерализации рынка акций газового монополиста. При этом нужно понимать, что государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций "Газпрома" и размывать единый экспортный газовый канал.
Стратегическое соглашение между ConocoPhillips и "ЛУКОЙЛом" является завершением приватизации крупнейшей российской нефтекомпании. В результате ряд важнейших проектов перейдет под операционный контроль совместного предприятия, совместной структуры. И мы ждем от этого соглашения, от этой работы нового качества. Это и есть те инвестиции, которые сегодня так нужны ТЭКу.
Кроме того, надо сказать, что за летне-осенний период этого года количество контактов с руководством крупнейших мировых компаний ("ШевронТэксако", "Марафон Ойл", "Би-Эйч-Пи-Биллитон", "Тоталь", "Французский институт нефти") было чрезвычайно высоко и большинство из них проявляли неподдельный интерес к расширению своего присутствия, к расширению инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность.
В этой связи можно констатировать, что ситуация с "ЮКОСом" не привела к снижению инвестиционной активности иностранных компаний. Беспочвенными оказались и тревоги о том, что "ЮКОС" остановит добычу нефти. Если посмотреть статистику, то "ЮКОС" является одним из лидеров роста добычи нефти в России. Более того, я абсолютно уверен, что даже если произойдет смена собственника компании, это обстоятельство само по себе не повлияет на работу соответствующих подразделений и предприятий.
Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов нашего сотрудничества с международными энергетическими организациями.
Россия, являясь одновременно одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, осуществляет и будет осуществлять активный диалог в области энергетики со всеми странами и международными энергетическими организациями.
Расширение и углубление взаимодействия и сотрудничества России с международными энергетическими организациями будет, несомненно, способствовать развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению экономической и энергетической безопасности в мире.
2.5 Разработка экспортной политики России
Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта. Все это в корне изменит отношение к оценке эффективности экспортных проектов, заменив прежнюю практику «получения валюты любой ценой» тщательным экономическим обоснованием каждого проекта, независимо от того, в какой мере его продукция пойдет на экспорт. Тем самым будут поставлены реальные экономические, а не лозунговые препоны разбазариванию природных ресурсов России.
Основные принципы взаимоотношений с зарубежными партнерами строятся на основе следующих положений:
Одним из наиболее ярких примеров интеграции российской экономики в мирохозяйственные отношения является деятельность РАО «Газпром». Одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности которого является создание стратегических альянсов с ведущими зарубежными нефтегазовыми и другими энергетическими компаниями. Это позволяет компании на принципах равноправного взаимовыгодного партнерства более глубоко интегрироваться в мирохозяйственные связи, существенно расширить сферу деятельности, более полно использовать новейшие технико-технологические решения и, как следствие всего этого, повысить прибыльность Общества. Тесная координация с зарубежными партнерами открывает перед Обществом широкие перспективы в области нефтяного бизнеса, освоения новых месторождений углеводородного сырья, а также транспортировки энергоносителей и маркетинга.
Яркими примерами стратегического партнерства РАО «Газпром» являются соглашения, подписанные с «Ройял-Датч/Шелл» (Нидерланды) и «ЭНИ» (Италия). Альянс с «Ройял-Датч/Шелл» предполагает сотрудничество в области разведки, добычи и маркетинга природного газа и нефти при реализации конкретных проектов, реконструкции газотранспортных систем в ряде восточноевропейских стран. Первоочередным проектом альянса с Ройял-Датч/Шелл является совместная добыча нефти, газового конденсата и газа на крупнейшем месторождении Заполярное в Западной Сибири. Для его обустройства предусмотрено создать совместную компанию на паритетных началах, которая будет добывать на этом и других месторождениях около 25 млн.т нефти и газового конденсата в год. По соглашению с компанией «ЭНИ» предусматриваются разведка и последующее освоение ряда перспективных месторождений углеводородов в Астраханской области, а также участие в строительстве газопроводов в Европе и Азии. Долгосрочные планы альянса с компанией «ЭНИ» включают также строительство электростанций, работающих на газе; совместные поиски новых углеводородных запасов в Азии и на африканском континенте.
Создание упомянутых стратегических альянсов -это крупный шаг с расчетом на перспективу. Оценивая основные тенденции развития мировой энергетики, можно считать, что глобальные задачи в области обеспечения энергоресурсами, встающие на пороге нового тысячелетия, требуют объединения усилий ведущих мировых компаний Исходя из этих целей и принципов, Энергетическая стратегия предусматривает в течении всей рассматриваемой перспективы сохранение значительных объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива, в страны как ближнего, так и дальнего зарубежья.
2.6 Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти
Следует отметить большие возможности поставок природного газа на зарубежные рынки. Газовая промышленность России, обладающая крупнейшими в мире ресурсами природного газа на суше и море, а также мощной Единой системой газоснабжения, связывающей Россию со странами СНГ и Европы, и имеющая большое геополитическое значение для евроазиатского региона, объективно призвана оказать глубокое стратегическое воздействие на формирование международных энергетических отношений на рубеже XXI столетия. В качестве подтверждения этого достаточно привести тот факт, что доля России в общемировых ресурсах газа составляет 38 %, а в добыче - 27 %.
Международные рынки газа имеют ярко выраженный региональный характер. В настоящее время сформировалось три крупнейших рынка: европейский, североамериканский и восточно-азиатский. Все они находятся в стадии дальнейшего развития, особенно восточноазиатский. Формируются еще два региональных рынка - южноамериканский и южноазиатский. Интернационализация мировых экономических отношений и дальнейшее развитие научно-технического прогресса в части транспортировки газа на сверхдальние расстояния приведут, по всей видимости, к постепенному сращиванию ряда региональных газовых рынков, особенно на Евразиатском континенте, где со временем может сформироваться крупнейший в мире рынок сетевого газа. Евразиатское геополитическое положение России дает возможность строить свою работу с учетом дальнейшего формирования газовых рынков как стран Европейского сообщества, так и азиатских стран. Эти два рынка, сопряженные с газовой промышленностью России, находятся на совершенно различных стадиях, и характер их дальнейшего становления будет значительно отличаться друг от друга. Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа.
Остальные региональные рынки газа находятся на значительном удалении от основных добывающих центров РАО "Газпром", что сегодня объективно сужает возможности присутствия российского газа на этих рынках. Однако можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на азиатских газовых рынках. Это может быть связано как с экспортом российского газа, так и с непосредственным участием России в освоении газовых ресурсов стран Азии.
С вводом в эксплуатацию месторождений п-ва Ямал и российского арктического шельфа создаются предпосылки для поставки сжиженного газа на североамериканский и южноамериканский рынки. Это будет способствовать дальнейшей диверсификации российского газового рынка, а также более независимой и эффективной транзитной Цивилизованный способ перераспределения энергоресурсов между странами - реальное достижение XX века. В ближайшие десятилетия объемы глобальных энергетических потоков еще более возрастут, локальные и региональные энергетические рынки перерастут в трансконтинентальные. В результате человечество будет обладать более совершенной и надежной системой энергообеспечения. И природный газ должен сыграть здесь свою весомую роль. Но для этого нужно не только решить экономические и научно-технические проблемы, но осуществить соответствующие преобразования газовых компаний и определенную корректировку основных правил взаимоотношений партнеров на этих рынках.
К настоящему времени на европейском газовом рынке произошли серьезные изменения - ужесточение конкурентной борьбы среди основных экспортеров природного газа в условиях либерализации рынка, на котором явно прослеживается тенденция превышения предложения над спросом, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Совершенствование процессов развития и образования газовых рынков рассматривается в увязке с реализацией Европейской энергетической хартии. Страны Европейского сообщества проводят единую политику энергетической безопасности, предусматривающую необходимость энергоснабжения. Российская газовая промышленность учитывает это при взаимодействии со странами европейского газового рынка. Вместе с тем мы полагаем, что предельно возможная доля одного поставщика в основном должна определяться его надежностью и ресурсной обеспеченностью газовой промышленности.
Газовые проекты всегда требовали широкого участия правительственных органов в принятии решений, поскольку нуждались в долгосрочных гарантиях, очень важных как для поставщиков, так и для потребителей. По мере усложнения и удорожания проектов сохранение такого положения будет весьма актуально. Более того, могут потребоваться какие-то новые формы межгосударственных отношений для реализации крупных трансконтинентальных газовых проектов. Так, одной из проблем являются транзитные ставки на транспортировку газа, которые могут оказать решающее влияние на его межконтинентальные потоки. Эти ставки сейчас настолько велики, что природный газ в Европе может оказаться неконкурентным по сравнению с другими топливами. Один из возможных путей решения данной проблемы - совместная разработка механизма перераспределения прибыли между поставщиками газа и его транспортировщиками.
В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из экспортных рынков остаются рынки стран Европы, включая европейские страны СНГ и Балтию, которые превратились из внутренних рынков в Газовый рынок стран СНГ и Балтии. Для Украины, Беларуси и Молдавии, а также для стран Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Такое положение сохранится и в последующие годы.
К наиболее крупным импортерам российского газа на рынках СНГ относятся Украина и Белоруссия, Поставки российского газа в эти государства, также в Молдавию и страны Балтии осуществляются по созданной ранее в СССР Единой системе газоснабжения. Нынешний уровень поставок газа в страны СНГ и Балтии будет возрастать по мере их выхода из экономического Газовый рынок Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы. Более 25 лет Россия поставляет природный газ в европейские страны. В начале 90-х гг. рынок российского газа в странах Центральной и Восточной Европы в связи с экономическим спадом несколько уменьшился. В последние годы здесь начался рост газопотребления. С выходом государств этого региона из экономического кризиса потребность в импорте газа, несмотря на намечаемые меры по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта, к 2010 г. может возрасти на 30-50 млрд. м3 по сравнению 1995 г
Информация о работе Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа