Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:15, реферат
Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазосырья в РФ как минимум втрое перекрывают объемы их добычи. При этом, по словам председателя Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника, "добыча нефти и газа в России перемещается все дальше на Север и Северо-Восток". У руководителей нефтяных компаний есть четкое осознание того, что именно сейчас, в кризисные времена, нужно увеличивать выделение средств на геологоразведку и разработку новых современных технологий. Фактором "подстегивания" инвестиций в "геологию" остается и межгосударственная конкуренция за новые запасы углеводородного сырья.
1. Российский экспорт нефти и газа……………………………………………..3
1.1Основные аспекты российского рынка нефти и газа…………...…………...3
1.2Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны……….……………...8
2. Основные направления развития экспорта нефти и газа….…………..….15
2.1 Транспортировка……………………………………………………………16
2.2 Рынки сбыта………………………………………………………………...17
2.3 Законы и налоги…………………………………………………………….18
2.4 Последние события в отрасли…………………………………………….19
2.5 Разработка экспортной политики России……………………………..….20
2.6 Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти…………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………....29
В настоящее время основным источником газоснабжения стран Западной Европы является собственная добыча газа. Имеющийся дефицит покрывается импортом из России и Алжира. В будущем эта тенденция сохранится. В ближайшие 10-15 лет в этом регионе конкурентом российскому может стать ближневосточный газ. Тем не менее РАО "Газпром" рассчитывает, что российский газ сможет выдержать конкуренцию, и его поставки на этот рынок возрастут. В целях обеспечения предусмотренного роста поставок российского газа в Европу и повышения их надежности начато строительство системы магистральных газопроводов Ямал - Европа. Этапы реализации этого проекта сформированы таким образом, чтобы можно было наиболее гибко и экономически эффективно реагировать на возможные изменения рынка газа как в России, так и в зарубежных странах.
Для обеспечения потребности стран Юго-Восточной Европы (включая Турцию) в российском газе предусматривается реконструкция действующих и строительство новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Румынии, Болгарии, Турции, Греции и ряда других стран. Один из ныне проектируемых газопроводов мощностью до 16 млрд. 3/год соединит Россию и Турцию через Черное море, что позволит не прибегать к транзитным услугам третьих стран. Назначение Североевропейского проекта, который сейчас изучается, - обеспечение поставок газа в страны Северо-Западной Европы путем его транспортировки из России в Западную Европу через Финляндию, Швецию и Данию. И если это окажется экономически целесообразным, то будут приняты меры для проектирования, финансирования и строительства Североевропейского газопровода.
На масштабы экспорта природного газа из России в Европу будет оказывать влияние конкуренция как между газом и нефтепродуктами, а также другими энергоносителями, так и между различными поставщиками газа. При этом оба вида конкуренции, которую российскому газу предстоит преодолеть, будут определяться уровнем цен. По ценовому фактору и надежности поставок для европейского потребителя российский газ окажется предпочтительней газа из других регионов мира (иранского, ближневосточного и нигерийского газа).
За пределами 2020 г. можно предположить формирование новых рынков, в том числе для российского газа. В первую очередь, это связано с ожидаемым ростом спроса на газ в Испании, Португалии, Греции и некоторых других западно- европейских странах. Вместе с тем рост затрат на разработку новых месторождений в отдаленных труднодоступных районах, высокие тарифы на транспортировку газа приводят к тому, что РАО "Газпром" осторожно подходит к освоению новых рынков и увеличению поставок газа.
Спрос на газ в странах Восточной Азии (в первую очередь в Японии, Республике Корея и КНР) обусловлен прежде всего экологическими причинами, в частности, необходимостью наращивания энергопотребления без дальнейшего техногенного воздействия на окружающую среду. Перспективы роста потребления газа здесь будут во многом определяться конкурентоспособными ценами и надлежащей степенью надежности поставок. Как только возрастет доступность газа, спрос может очень быстро увеличиться.
В ближайшей перспективе страны Восточной Азии будут по-прежнему удовлетворять свои потребности в газе в основном за счет импорта сжиженного природного газа (СПГ). После 2005-2007 гг. им, по-видимому, потребуются новые источники газа.
Одним из таких источников может стать Россия. В настоящее время рассматривается несколько проектов, предусматривающих поставки российского газа в страны Восточной Азии. В Иркутской области после 2000 г. намечается создание нового газодобывающего центра. В перспективе на базе этого центра и месторождений сопредельных юго-западных районов Республики Саха возможно формирование крупной газодобывающей базы, связанной магистральными газопроводами не только с южными районами Восточной Сибири и Дальнего Востока России, но и с Китаем, КНДР, Республикой Корея и, возможно, Японией. В ближайшие годы начнет формироваться самая восточная газовая база России – на шельфе о. Сахалин. Здесь на рубеже 2010 г. намечается добывать не менее 20 млрд. м3 газа, из которых половина будет поступать российским потребителям, а вторая половина - экспортироваться. В более отдаленной перспективе, после 2010 г., газовые потоки, берущие начало на западе (север Иркутской области, юго-запад Республики Саха) и на востоке (шельф о. Сахалин), могут стать основой единой газотранспортной системы востока России. Она будет обеспечивать газом не только огромную территорию от Иркутска до Владивостока, но и подавать в государства азиатско-тихоокеанского региона до 50 млрд. м3 газа в год.
Заключение
Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазосырья в РФ как минимум втрое перекрывают объемы их добычи. При этом, по словам председателя Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника, "добыча нефти и газа в России перемещается все дальше на Север и Северо-Восток". У руководителей нефтяных компаний есть четкое осознание того, что именно сейчас, в кризисные времена, нужно увеличивать выделение средств на геологоразведку и разработку новых современных технологий. Фактором "подстегивания" инвестиций в "геологию" остается и межгосударственная конкуренция за новые запасы углеводородного сырья. Поэтому "власти страны приложат все усилия, чтобы объем геолого-разведочных работ сохранился на прежнем уровне, несмотря на кризис и общее снижение финансирования из федерального бюджета для геологоразведочных работ", - заявил недавно директор департамента госполитики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды РФ Денис Храмов.
Пока же главной ресурсной базой природного газа в России остается Западная Сибирь, хотя, по прогнозам, ее доля в разведанных запасах страны снизится к 2020 году с нынешних 87% до 60%. По оценкам упомянутого департамента минприроды, а также федерального агентства по недропользованию, на долю арктического шельфа приходится 85% потенциальных российских морских нефтегазоресурсов. Финансирование работ на шельфе в будущем может увеличиться до 3 млрд рублей (в два раза больше нынешних объемов). По оценкам экспертов, только в российской части Арктики сосредоточено около 25% общемировых ресурсов жидких и газообразных углеводородов. Так, на шельфах Баренцева и Карского морей (западная часть российской Арктики) выявлены уникальные нефте- и газовые месторождения: только одно из них - Приразломное - обладает 236 миллионами "нефтяных" тонн. Но понятное дело, для промышленного освоения столь крупных и важных месторождений необходима полноценная транспортная инфраструктура. В этом контексте порт Амдерма, расположенный на побережье Карского моря, "имеет стратегическое значение для государства". Такое мнение высказал недавно губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров. По его мнению, "возрождение Северного морского пути и начало разработок нефтегазовых месторождений на Карском шельфе приведет к необходимости реконструкции этого порта".
Так что по всему выходит: вопреки общеэкономическому кризису и низким мировым ценам на нефть нефтегазовый комплекс России продолжает развиваться и двигаться вперед по своим многочисленным технологическим и географическим "маршрутам". И совсем не случайно, что руководство страны с учетом этих факторов (да и ситуации в экономике в целом) планирует увеличить комплексную поддержку нефтегазовой индустрии. В числе прочих "объектов поддержки" - предприятия малого и среднего бизнеса отрасли. Как отмечалось на состоявшемся недавно в Госдуме РФ совещании Комитета по энергетике, приоритетного законодательного решения сегодня требуют вопросы дифференцированного налогообложения нефтегазовых компаний, а также обеспечение равноправного доступа малых и средних предприятий нефтегазового комплекса как к производственной и транспортной инфраструктуре, так и к мощностям по переработке нефти и газа. Ни для кого не секрет, что эти предприятия играют значительную роль в обеспечении социальной стабильности в нефтедобывающих регионах, сохраняя и создавая рабочие места для квалифицированных специалистов, высвобождаемых из крупных нефтегазовых компаний из-за сокращения рабочих мест. По последним оценкам Минэнерго РФ, в настоящее время в нефтедобыче насчитывается до 160 предприятий малого и среднего бизнеса. Основные регионы их работы: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, республики Татарстан, Коми, Калмыкия и Удмуртия. По итогам 2008 года "малые" и "средние" компании, не входящие в состав крупных вертикально интегрированных холдингов, добыли более 20 млн тонн нефти.
Список использованной литературы
5. «Макроэкономическое значение
нефтегазового комплекса в
6. «Вчера, сегодня, завтра
нефтяной и газовой
7. «Стратегия развития
газовой промышленности России»
8. "Деловые люди" №2 за февраль 2006 г.
9. "Сегодня" №48 от 6 сентября 2011 г.
10. «Нефть и капитал», №9, 10 за 2014г.
Информация о работе Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа