Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа
Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3
6
10
14
14
18
Как известно, основная задача правительств всех государств в области внешней торговли состоит, с одной стороны, в том, чтобы помочь своим экспортерам вывезти как можно больше их товаров, сделав их при этом более конкурентоспособными на мировом рынке, а с другой – ограничить импорт, сделав иностранную продукцию менее конкурентоспособной на внутреннем рынке. В связи с этим одна группа методов государственного регулирования имеет своей задачей форсирование экспорта, а другая – направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится к импорту. При этом правительства в ход пускают самые разные инструменты для достижения своих целей. В целом они делятся на две большие группы – тарифные меры, которые основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные мероприятия, куда входит целый набор административных действий, осуществляемых правительствами разных стран.
Геополитическое положение Беларуси издавна содействовало развитию и росту ремесла и торговли, промышленности и сельского хозяйства. Экономическая жизнь не замыкалась в собственных этнических рамках ¾ изделия белорусских ремесленников, продукция сельского хозяйства и промышленности, торговые связи белорусских купцов приобрели известность за пределами белорусских земель.
В начале XX в. Беларусь, располагаясь между крупнейшими промышленными центрами Российской империи ¾ Петербургом, Москвой, Ригой, Царством Польским, Украиной ¾ успешно развивала различные отрасли промышленности, сельское хозяйство и разработку лесных богатств, участвовала в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Потребности белорусского рынка частично покрывались за счет импорта. Отдельные отрасли белорусской экономики развивались за счет иностранных инвесторов.
После распада СССР и обретения в 1991 году независимости Беларусь была одной из самых развитых и богатых республик бывшего Союза (без учета новых государств Балтии) по показателям дохода на душу населения, что является отражением устойчивого развития нашей страны в 70-е и начале 80-х гг. XX в. На ее территории крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию; многие предприятия Беларуси имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего, из России. Распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в республике. Началось падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения [1, с. 48].
Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине 90-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка, а изменение отношений собственности было отодвинуто на второй план.
Важным фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей с Россией и другими партнерами по СНГ.
Машиностроение
и металлообработка — ведущие
отрасли промышленности Республики
Беларусь. Отраслевая структура машиностроения
весьма разнообразна. В нее входят:
электротехническая промышленность, химическое
и нефтехимическое
Радиоэлектронная промышленность Беларуси специализируется главным образом на производстве средств вычислительной техники, мобильных автоматизированных систем управления, оптических приборов, систем и средств связи, авиационного оборудования, телеметрической аппаратуры, изделий электронной техники, элементов вооружения и военной техники.
Беларусь
обладает развитым научным потенциалом.
В Национальной Академии наук Республики
Беларусь, Белорусском государственном
университете, научно-исследовательских
институтах успешно осуществляются
прикладные и фундаментальные исследования
в области квантовой
Важную роль для национальной экономики играет иностранный капитал. Основой для его функционирования в Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:
- долевого
участия в предприятиях, создаваемых
совместно с белорусскими
- создание
предприятий, полностью
- приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;
- приобретения прав пользования землёй, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
- в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.
С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций [8, с. 4].
В последнее
время получила развитие новая форма
привлечения иностранных
Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.
2 РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
2.1 Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Интеграция Республики Беларусь
в мировое хозяйство
Финансовые аспекты внешнеэкономической
деятельности Республики Беларусь заключаются
в следующем: формировании централизованных
и децентрализованных фондов; создании
финансовых стимулов выхода белорусских
предприятий на мировой рынок; предоставлении
финансовых льгот иностранным инвесторам;
участие Беларуси в международных фондах.
Создание валютных фондов обусловлено
несколькими обстоятельствами. Если речь
идет о централизованных валютных фондах
Правительства и Национального банка,
то они создаются для решения таких общегосударственных
задач, как финансирование критического
импорта, использование в качестве источника
покрытия дефицита бюджета, обеспечение
национальной стабильности денежной единицы.
На отраслевом и производственном уровнях
валютные фонды создаются, во-первых, для
расчетов с внешними контрагентами белорусских
предприятий за поставки сырья, материалов,
полуфабрикатов, готовой продукции. Во-вторых,
учитывая значительную изношенность основных
фондов, белорусские предприятия используют
валютные средства для приобретения современной
техники и технологий на западных рынках.
Основным источником поступлений иностранной
валюты в Республике Беларусь является
экспорт. Валютная выручка белорусских
товаропроизводителей становится объектом
распределения между государством и предприятиями,
ее зарабатывающими. Белорусское государство,
как и многие другие страны, законодательно
обязывает предприятия продать часть
своей валютной выручки на внутреннем
валютном рынке.
Министерство финансов приобретает
иностранную валюту для удовлетворения
следующих общегосударственных
потребностей: платежи по внешнему
долгу; оплата централизованных импортных
закупок товаров, относимых к
категории первой необходимости (продовольствие,
медикаменты), а также для других
государственных нужд. На эти цели
в республиканском бюджете
Кроме указанного источника, централизованные
валютные фонды создаются за счет иностранных
кредитов и займов. Заемная деятельность
белорусского государства в основном
ориентирована на внутренний финансовый
рынок.
Посредством финансовых методов
белорусское государство
Однако финансовые аспекты
внешнеэкономической
Одной из форм сотрудничества между государствами
являются международные финансовые организации.
В 1992 г. Республика Беларусь стала членом
МВФ, МБРР и ЕБРР. Можно выделить два основных
направления сотрудничества Республики
Беларусь с указанными международными
организациями. Первое направление –
это предоставление льготных кредитов
сроком от 10 до 20 лет с процентной ставкой
ниже процентных ставок на мировых кредитных
рынках. Второе направление сотрудничества
– оказание технической помощи. Она носит
безвозвратный характер. С использованием
технической помощи МВФ и Всемирного банка
в республике создано казначейство при
Министерстве финансов, проведена компьютеризация
налоговых инспекций и целый ряд других
проектов, связанных с перестройкой банковского
сектора, улучшением экологии, повышением
квалификации государственных служащих.
Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:
- транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле;
- интернационализация
производства и конкуренции и,
как следствие, изменение
- интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);
- развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений, и в первую очередь образование и расширение Всемирной торговой организации.
Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.
Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестиционного климата данной страны [6, с. 22].
Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что в этих отраслях утрачивает смысл понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через отношения собственности или договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными в структуру одной из крупных многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в таких отраслях - это не конкуренция между национальными производителями отдельных стран, а конкуренция между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут сохранять конкурентоспособность на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд ее производств, в первую очередь высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления долгосрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.
Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения затрагивают все важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок [6, с. 23].
Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь