Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа
Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3
6
10
14
14
18
*Источник: [7, с.8].
По методологии МВФ, предельное значение данного показателя, которое является безболезненным для национальной экономики, равняется 60%.
Очевидно, что Беларусь вплотную подошла к той черте, за которой создается угроза национальной безопасности государства. По данным таблицы 2.3, с 2009 г. наблюдается резкий прирост валового внешнего долга. Именно в этот период произошел значительный прирост отрицательного значения внешнеторгового сальдо, на покрытие которого и потребовались дополнительные валютные ресурсы. Причем, если в 2006—2008 гг. краткосрочный внешний долг превышал долгосрочный, то с 2009 г. наблюдается обратная картина. В структуре валового внешнего долга с 2009 г. можно заметить рост задолженности органов государственного управления в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. Органы денежно-кредитного управления активизировали привлечение внешних заемных ресурсов: только в 2010 г. наблюдался рост в 4,4 раза по сравнению с 2009 г. Банки в 2010 г. также привлекли на 62% больше внешних заимствований по сравнению с предыдущим годом. В целом наибольшие темпы прироста валового внешнего долга наблюдаются в 2009 и 2010 гг. — 45,5 и 29,2% соответственно к уровню прошлого года.
На обслуживание внешнего долга в 2010 г. было направлен 5166 млн. долл. США, что составило 9,5% ВВП. Из указанной суммы 4563 млн. долл. США составили выплаты по основному долгу, 602 млн. долл. США — платежи по процентам. По оценке МВФ, валовой внешний долг Беларуси будет продолжать расти и в 2011 г. составит 57% ВВП, в 2012 г. — 62%, а в 2016 г. достигнет 75% ВВП. Таким образом, рост отрицательного внешнеторгового сальдо вызывает необходимость роста внешних заимствований, что ухудшает международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, оказывает давление на валютную и курсовую политику, не способствует увеличению притока в экономику страны прямых иностранных инвестиций и передовых зарубежных технологий. Использование международных кредитных ресурсов на поддержание курса белорусского рубля стимулирует внутреннее потребление и импорт потребительских товаров в страну, что ведет к оттоку валюты [7, с.9].
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Беларусь самостоятельно
делает свой исторический выбор, в том
числе и собственный
Внешняя политика должна своевременно реагировать на изменения вокруг нас. Но быть гибкими не означает сгибаться. Или, хуже того, прогибаться - будь то перед так называемыми "учителями от демократии" либо еще кем-то. Мы никогда не делали ничего ради поощрительного похлопывания по плечу с Запада или Востока. Ни во внешней, тем более во внутренней политике.
Беларусь сегодня вышла
на новый уровень внешней
В нашей внешней политике
мы решаем и должны решать две главные
задачи - обеспечить безопасность государства
и создать благоприятные
За годы независимости мы создали эффективную систему защиты нашей страны дипломатическими методами.
На глобальном уровне это - серьезный авторитет Беларуси в области контроля над вооружениями, наше заметное место в Движении неприсоединения, которое гарантирует нам весомую поддержку развивающихся стран.
Наконец, это механизмы ООН и ее Совета Безопасности. При этом хочу заметить: два из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН - Россия и Китай - стратегические союзники Беларуси. Партнерство с ними обеспечивает надежные гарантии нашей безопасности.
На региональном уровне это тесное сотрудничество в оборонной сфере с Россией, создание совместной группировки войск, а также активное укрепление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), формирующей безопасность в Евразии [8, с. 5].
Линия Беларуси в ОДКБ ясна: укрепление и взаимодействие. Я недавно подписал соответствующую директиву. На среднесрочную перспективу это - руководство к действию не только для МИДа и Минобороны, но и для всех органов госуправления.
Вклад Беларуси в укрепление
международной и региональной безопасности
общепризнан. Но вдумайтесь: на Западе
в последнее время прозвучали
заявления о том, что от нас
якобы исходят риски
Главная задача правительства
на предстоящий период - закрепить
безопасность страны в региональном
и глобальном масштабах, добиваться
поступательного движения к многополярному
миру. Потому что безопасность - это
необходимое условие для
Мы часто говорим о
конкурентоспособности наших
Итак, наша перспектива - это инновационный путь развития народного хозяйства. Двенадцать лет назад, когда была страна развалена, не было власти, был полнейший хаос, то были и опасные перспективы. Сегодня надо идти тем путем, которым идет весь цивилизованный мир и самые продвинутые государства. Такой путь поможет постепенно сокращать стратегическую уязвимость нашей экономики, ее зависимость от импорта энергии и сырья, о которых мы говорили на прошлой встрече. Экономика должна прирастать на перспективу преимущественно наукоемкой, а не материало- и энергоемкой продукцией.
Экспорт - один из национальных приоритетов Беларуси. Наше государство состоялось как конкурентоспособный участник торгов на международных рынках. Об этом ясно говорит простой факт: с 2005 года основные и практически равные доли белорусского экспорта приходятся на Россию и Европу. Поставленная цель ликвидации зависимости от одного рынка достигнута. Стабильная и успешная работа на двух разнонаправленных рынках делает наш экспорт гораздо менее уязвимым, чем в прошлом. Но два рынка хорошо, а многообразие рынков еще лучше. Наша задача на новом этапе - по-настоящему, всерьез и надолго закрепиться на таких стратегических рынках, как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, арабские государства, Латинская Америка. Не ослабляя, естественно, свои позиции в России и Европе.
И здесь огромное поле деятельности
для нашего дипломатического корпуса.
Ваше присутствие за рубежом должно
максимально адекватно
Надо ускорить создание экспортно-импортного банка, механизмов страхования и кредитования экспорта. Причем не в микроскопических, а в солидных объемах в соответствии с международной практикой. Хватит работать по-дедовски, самотужно и самовывозом. Посмотрите на наших западных конкурентов: их экспортеры в массе посильнее наших, однако государство им всеми названными механизмами и рычагами помогает.
В последнее правительство пользуется термином "агрессивная внешнеэкономическая политика". Это не дань моде. Это логическое развитие той линии во внешней торговле, которую оно ведет. Сейчас Беларусь естественным образом подошла к такому этапу, когда для нашей растущей экономики уже недостаточно традиционных, простых форм осуществления внешнеэкономической деятельности. Нас должны интересовать любые рынки, которые платежеспособны и имеют интерес к белорусским товарам. Любые капиталы, которые мы можем поставить на службу белорусской экономике. Мир становится все более прагматичным. Прагматичными в этом мире должны быть и мы [8, с. 6].
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия.
Республика Беларусь заинтересована
в максимальной реализации потенциала
стратегического партнерства в
отношениях с Российской Федерацией.
Обширная двусторонняя повестка дня
обусловлена географическими, геополитическими,
историческими и иными
Ключевые внешнеэкономические
задачи на российском направлении –
наращивание объемов
Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.
В рамках Евразийского экономического
сообщества Беларусь заинтересована в
наращивании взаимовыгодного
Беларусь намерена укреплять
и расширять дальнюю «
Диверсификация торговли,
углубление экономической кооперации
со странами указанных регионов планеты
являются важной предпосылкой роста
для экспортоориентированной
Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).
Республика Беларусь выступает
за развитие конструктивного и
Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям [8, с.7].
Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; об установлении глобального партнерства против рабства и торговли людьми, разработке Стратегии ООН по борьбе с торговлей людьми; об отмене практики применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства; о проведении в рамках ООН Десятилетия возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от ЧАЭС; о налаживании международного сотрудничества по распространению энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и возобновляемых источников энергии и создании в рамках ООН глобального механизма, регулирующего этот процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступление человечества в XXI в. ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них — становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространство становится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.
В этих
условиях, ни одна страна, в том числе
и Беларусь, не в состоянии достигнуть
высокого уровня развития, опираясь только
на свои собственные силы и свой
научно-технический потенциал. Опоздать,
не приспособиться к реалиям времени
— значит безнадежно отстать, оказаться
на обочине новой
Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь