Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Планирование и его виды 4
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9
1.3. Структура стратегического планирования 14
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
2.1 Планирование производства и реализации продукции 23
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25
2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29
2.5 Планирование риска 31
2.6 Оперативно-производственное планирование 35
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

                                                                        

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4

1.1 Планирование и его виды 4

1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9

1.3. Структура стратегического планирования 14

1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23

2.1 Планирование производства и реализации продукции 23

2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25

2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29

2.5 Планирование риска 31

2.6 Оперативно-производственное планирование 35

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В современных условиях предприятия  вынуждены проводить все более  сложную политику, искать оригинальные комбинации различных ее методов  и механизмов, чтобы создать условия  для развития, выдвигать новые  идеи, способные дать толчок для  развития на новом уровне. Чтобы  это обеспечить, производственная политика должна основываться на долгосрочной осмысленной программе, затрагивающей  все сферы жизнедеятельности  предприятия.

     В условиях динамизма внешней среды  стало практически невозможным  обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую  ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение  процессов, происходящих во внешней  среде, изменение позиции поставщиков  и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое  развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать  будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического  планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

    В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация  к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой  системы. Поэтому в стратегии  развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко  реагировать на прогнозируемые и  текущие изменения среды для  того, чтобы в одном случае извлечь  максимальную пользу, а в другом случае - исключить или снизить  негативные воздействия этих изменений.

    Все это определило актуальность темы данной работы.

    Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического  планирования, разработка основных направлений  совершенствования системы стратегического  планирования на предприятии.

    Данная  цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

  • изучение теоретических основ стратегического планирования,
  • анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
  • определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.

    Объектом  изучения является ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", на примере которого было рассмотрено стратегическое планирование.

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Планирование и его виды

 

    Планирование  – это разработка и корректировка  плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. [3]

    Планирование  является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе  планирования экономикой соответствует  адекватная система народнохозяйственного  планирования. Поэтому переход к  рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

    Многие  хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно  заменяют планирование. Однако автоматически  этого не произошло и произойти  не могло. Вся история развития экономики  свидетельствует, что планирование является мощным средством управления на микро- и макроуровне. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями  экономического развития, а, во-вторых, в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении  можно сказать, что потеря управляемости  экономикой в период перехода к рынку  состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации в то время, когда рыночные методы не получили необходимого развития.

    Более того, сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация  и т.п. Без активной роли государства  эти процессы вообще невозможны. Поэтому  в период рыночного реформирования экономики роль государства как  субъекта планирования должна не ослабляться, а, наоборот, усиливаться. [9]

    Планирование  как форма государственного воздействия  на экономику существует практически  во всех странах. Оно органически  вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать  государство, а что — сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту  проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

    По  содержанию и форме проявления различают  следующие виды (формы) планирования и виды планов.

    1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

    Индикативное  планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственною планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. [8]

    2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

    Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

    Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лёт. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

    Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. [8]

    3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

    Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

    Тактическое планирование.

    Тактическое планирование позволяет реализовать  вскрытые резервы, что может найти  выражение в увеличении объемов  производства, снижении затрат, повышении  качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в  капитальных затратах и т.п.

    На  основе технико-экономического плана  устанавливаются связи между  структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением.

    Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный  периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном  периодах.

    Оперативно-календарное  планирование. Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности предприятия. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

    Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

    Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается  для обоснования:

  • текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
  • возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
  • предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
  • целесообразности оказания мер государственной поддержки. [58]

    4. В теории и практике планирования  могут также выделяться другие  виды планирования, охватывающие  как главные, так и второстепенные  аспекты этого процесса.

    В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:

    а) по степени охвата:

  • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
  • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

    б) по объектам планирования:

  • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
  • планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
  • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
  • планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

    в) по сферам планирования:

  • планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
  • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
  • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
  • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
  • планирование инвестиций, финансов и т.д.;

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии