Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.
Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Стратегия государства — стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию нравственных ориентиров в обществе.
Если стратегия государства приводит его народы к укреплению, развитию и процветанию, то ее можно считать национальной, в противном случае — антинациональной.
Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.
Корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан.
Социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.
Либеральная стратегия означает,
что экономика государства
Регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля за движением товаров и капиталов.
Мобилизационная стратегия
требуется для выживания
2 ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
2.1 Роль государства
в национальной экономике
Конституцией Республики
Беларусь определено, что «государство
осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека
и общества, обеспечивает направление
и координацию государственной
и частной экономической
В соответствии с Конституцией
(ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров)
Республики Беларусь обеспечивает проведение
единой экономической, финансовой, кредитной
и денежной политики, государственной
политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, экологии,
социального обеспечения и
Важную роль в структуре
государственного управления экономикой
играют территориальные органы соответствующих
министерств и экономические
органы облисполкомов и Минского
горисполкома, а также райисполкомов,
горисполкомов и местных
Из республиканских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа.
В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также комитеты при Совете Министров Республики Беларусь по ценным бумагам и по энергоэффективности.
Структурные подразделения
местных исполнительных и распорядительных
органов, обеспечивающих реализацию на
своей территории государственной
политики в отдельных отраслях и
сферах экономики, подчиняются, помимо
исполкомов, соответствующим
Необходимо отметить, что
сложившаяся система
Формирование в Республике
Беларусь социально ориентированной
рыночной экономики требует повышения
эффективности взаимодействия органов
отраслевого и территориального
управления при решении как
Сегодня ни у кого не вызывает
сомнение необходимость присутствия
государственного регулирования в
аграрной сфере. В силу высокого органического
строения капитала в сельском хозяйстве
субъекты предпринимательской
Характерной чертой белорусской
практики управления АПК является отождествление
понятий "государственное
По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управлении собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами.
Государственные органы вправе
назначать и снимать с работы
руководителей организаций
В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием
агропромышленного производства подразумевается
косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое
преимущественно экономическим
стимулированием), управленческое воздействие
на социально-экономические
Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства.
В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы:
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы.
2) Государственной программой
укрепления аграрной экономки
и развития сельских
3) Национальная программа
демографической безопасности
4) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др. [9].
2.2 Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
На современном этапе
развития нашего государства наряду
с другими решается задача построения
социально ориентированной
Следует отметить, что несмотря на усилия многих ученых и практиков, выработка единой системы интегральных показателей оценки эффективности
государственного
Исходя из того, что эффективность государственного регулирования экономики представляет собой многомерную совокупность, включающую множество отдельных и, в то же время, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга процессов явлений, при определении эффективности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь и иных государствах используется многокритериальный подход. Важнейшими группами показателей при этом являются следующие: общий объем, расчеты на душу населения и темпы роста ВВП; отраслевая структура национальной экономики (анализ проводится по отраслевому ВВП, соотношению между материальным и нематериальным производством,удельному весу наукоемких отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс); производство основных видов продукции на душу населения (акцент делается на способность экономики государства удовлетворить потребности в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.); уровень жизни населения (для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных видов продуктов питания, уровень
квалификации трудовых ресурсов,
численность студентов и
Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость производимых товаров и услуг [2].
Однако, использование такого
множества показателей
Индекс экономической свободы (ИЭС) был разработан Фондом наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street). Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических исследований. ИЭС рассчитывается на основе 50 характеристик, объединенных в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, черный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные показатели переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы. В 2010 г. по данному показателю Беларусь занимала 150 место среди 163 стран мира (ИЭС = 4,47), Россия – 134, Украина - 133 [3, 4].
Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ