Стратегия социально-экономического развития калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика1.docx

— 382.97 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические  аспекты экономического развития региона

    1. Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
    2. Основные направления экономической деятельности Калининградской области
    3. Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области

Глава 2. Перспективы  социально-экономического развития области

2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения

2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на

период до 2020 года

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Калининградская область  – одна из самых своеобразных в  Российской Федерации и по ее географическому  положению и по особенностям природы  и благодаря ее историческому  прошлому.

 

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь  из области другие российские регионы  без пересечения территории иностранных  государств можно только по Балтийскому  морю. Это создает определенные трудности  транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое  пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский  союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие  для страны законы, в том числе  и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим  фактором при поставках продукции.

 

Механизм свободной (особой) экономической зоны в Калининградской  области, обслуживая интересы внешнеэкономических  связей страны в целом, ведет вовсе  не к ее обособлению, а к упрочению  роли в общероссийском народнохозяйственном комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая  составная часть всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная  часть экономики всей страны. Поэтому  социально-экономическая ситуация в регионе зависит прежде всего  от тех процессов, которые протекают  в общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

 

Для того, чтобы  сделать выводы о перспективах развития экономики Калининградской области в данной работе рассматриваются следующие вопросы:

 

  • Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
  • Основные направления экономической деятельности Калининградской области
  • Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
  • Перечень мероприятий по оптимизации социально-экономического состояния калининградской области
  • Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения

Целью настоящей  работы является выявление особенности  развития Калининградской области  как автономного субъекта РФ и  определение направлений ее дальнейшего  развития.

 

Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона

1.1 Состояние  и характеристика социально-экономических  отношений на современном этапе  развития РФ

Развитие экономики  Калининградской области в целом  и промышленности в частности  осуществляется неравномерно. Экономический  рост и увеличение объема производства в одних отраслях сочетается с  падением и стагнацией в других, что свидетельствует о дифференциации условий и перспектив развития отдельных  видов деятельности. Рост промышленности, главным образом обрабатывающих производств, в значительной степени  является восстановительным и осуществляется за счет компенсации спада в предыдущем периоде.

Калининградская область  характеризуется следующими особенностями  социально-экономического развития.

Собственный экономический  потенциал региона недостаточен для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития в  условиях усиливающейся конкуренции  на межрегиональном и европейском  рынках.

Характерна многоотраслевая  структура экономики. Отраслями  специализации являются обрабатывающие производства, торговля и транспорт. Созданы значительные мощности в  добывающей промышленности, машиностроении, пищевой промышленности. Определенными  перспективами развития обладают предприятия  рыбной отрасли, сельского хозяйства.

            Высокие темпы роста экономики, инвестиций и показателей уровня жизни населения во многом обусловлены созданием специального режима хозяйственной деятельности предприятий.

Малые размеры внутреннего  рынка определяют неизбежную зависимость  динамики развития области, уровня жизни  населения от внешних торговых потоков. В связи с этим, актуальной задачей  является усиление межрегиональных  экономических связей, прежде всего, с регионами Центрального и Северо-Западного  федеральных округов.

 

 

 

Транспортно-логистический  комплекс Калининградской области  играет важную роль в социально-экономическом  развитии региона. Устойчивое и эффективное  функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения  национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни  населения, рациональной интеграции Калининградской  области в российскую и мировую  экономику. Динамика основных объемных показателей работы транспортного  комплекса за 2006-2012 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика основных объемных показателей работы транспортного 

комплекса за 2005-2011 годы.

 

Показатели

Переведено по годам

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Пассажиров

Железнодорожным транспортом  в дальнем следовании, млн.чел

0,72

0,74

0,64

0,57

0,6

0,54

Железнодорожным транспортом  в пригодородном сообщении, млн.чел

6,953

5,432

5,641

4,916

2,546

2,659

Воздушным транспортом, млн. чел

0,73

1,1

1,9

1,16

1,024

1,229

Грузов

Железнодорожным транспортом, млн.тонн

19,1

19,4

18,5

12,7

15,5

14,7

Автомобильным траснпортом  через пограничные переходы,млн.т 

1,994

2,191

2,159

1,884

2,220

2,3

Переработка грузов портовым комплексом, млн.т.

15,2

15,6

15,4

12,4

13,9

13,4


 

Транспортный комплекс объединяет в себе железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный  транспорт и объекты соответствующей  инфраструктуры (дороги, железнодорожные  станции, порты и аэропорт, пункты пропуска через государственную  границу).

 

Пропускная способность  Калининградской железной дороги составляет более 25 млн. тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60%. Существенной характеристикой области является дорожная сеть, протяженностью 4660,2 км, в том числе 203,8 км дорог федерального значения. Плотность дорог 303,4 км автодорог на 1000 квадратных метров территории области.

 

Все дороги области  имеют твердое покрытие, и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными 8 трубами. Всего на автомобильных дорогах  области числится: 686 мостов и 4777 водопропускных труб.

 

Вместе с тем, при наличии плотности сети, параметры  дорог не соответствуют требованиям  современного движения – недостаточная  ширина проезжей части, малые радиусы  поворотов, наличие на обочинах деревьев.

 

Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих  государств - Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике - от 400 до 700 километров. Суммарная проектная пропускная способность морских терминалов порта Калининград составляет 39,0 млн. тонн/год различных видов грузов. В настоящее время портовые мощности используются на 35%. Аэропорт «Храброво» относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для международных рейсов.

 

Возможности аэродрома  по приему и выпуску воздушных  судов - до 18 единиц в час, а возможности  терминального комплекса по обеспечению  авиаперевозок составляют до 1,5 млн. человек в год. Ежесуточно осуществляется прием и выпуск до 28 воздушных  судов, из них до 24 выполняющих рейсы  по расписанию. Калининградская область  замечательна системой водных путей (заливов, судоходных рек и каналов), что  позволяет совершать плавание из Балтийского моря по Вислинскому  заливу, рекам Преголе и Дейме  в Куршский залив или, минуя его, по каналам, из Деймы в Неман. Отсутствие объектов инфраструктуры водного туризма, необходимой для обеспечения  качественного и полноценного сервиса, а именно: мест для швартовки, причалов, пристаней, подъездных путей, гостиниц, информационных табло в местах возможной  остановки судов, сдерживает поток  туристов во внутренние воды региона.

 

Энергетический  комплекс

Энергоснабжение потребителей Калининградской области осуществляет калининградская энергосистема, входящая в ОЭС Северо-Запада. Связь с  ЕЭС России организована по сети напряжением 330 и 110 кВ через электрические сети энергосистем государств Балтии, входящих в Евросоюз (в первую очередь Литвы), и Республики Беларусь. Общее потребление  электроэнергии Калининградской области  в 2011 году составило 4 157,1 млн. кВт.ч (включая  потери в сетях и собственные  нужды электростанций), в 2012 году потребление  оценивается на уровне 4 240 млн. кВт.ч . Динамика потребления за последние  шесть лет представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Динамика потребления электроэнергии в Калининградской 

области за 2007 – 2012 годы

 

 

Показатель

Ед. изм.

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Потребление

Млн. кВт. ч

3890,4

3972,9

3864,1

4093,3

4157,1

4240


 

Основная часть  трансформаторных подстанций и линий  электропередачи 60 - 110 - 330 кВ находится  на балансе ОАО «Янтарьэнерго», в  том числе электросетевые объекты, относящиеся к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС). Генерирующие источники на территории Калининградской области представлены электростанциями следующих компаний: Филиал «Калининградская ТЭЦ-2» ОАО  «ИНТЕР РАО ЕЭС - Электрогенерация», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Калининградская генерирующая компания», а также  независимыми производителями (блок-станциями  ЗАО «Цепрусс», МП «Советсктеплосети», МУП «ТЭЦ-8»).

 

Установленная мощность электростанций Калининградской энергосистемы  на 01.01.2012 г. составила 978,093 МВт. Прирост  установленной мощности электростанций в 2011 году произошел за счет ввода  второго блока 425 МВт Калининградской  ТЭЦ-2.

 

Таблица 3. Структура  установленной мощности электростанций.

 

 

Таблица 4. Динамика объемов выработки электроэнергии собственными энергоисточниками в 2007-2012 гг.

Природный газ поступает  в Калининградскую область по магистральному газопроводу Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград. В рамках Федеральной целевой  программой развития Калининградской  области на период до 2015 года (далее  ФЦП) в 2010 году завершена реконструкция  газопровода для расширения существующих мощностей и обеспечения подачи газа в объеме 2,5 млрд. куб. м.

Таблица 5. Объемы потребления  природного газа в 2009-2012 гг.

Годы

2009

2010

2011

2012

Объёмы потребления

1,25

1,21

1,38

2,05


В рамках ФЦП из бюджетных средств финансируются  мероприятия по газификации городов  и районов Калининградской области. В 2011 году работы ведутся на территории 15 муниципальных образований Калининградской  области. На территории региона реализуется  Программа ОАО «Газпром» по газификации  Калининградской области. Общая  протяженность газовых сетей, которые  будут построены в ходе второго  этапа указанной программы, составит 210 км. Продолжается газификация Зеленоградского, Краснознаменского, Неманского, Гурьевского  районов, Янтарного городского округа.

 

АПК и пищевая  промышленность

Пищевая промышленность региона в основном представлена предприятиями мясо- и молокоперерабатывающей, рыбоперерабатывающей, хлебопекарной  отраслями. Динамика роста отрасли  по объемам производства для всех секторов пищевой промышленности в  основном положительная. Объем производства пищевой промышленности в 2011 году по сравнению с тем же периодом 2010 года (оперативные данные Росстата): свинина парная, остывшая охлажденная-117,2%; мясо и субпродукты мясные-104,6%; колбасные  изделия -104%; рыба и продукты, рыбные переработанные и косервированные-117,7%, цельномолочная продукция-105,4%, хлеб и  хлебобулочные изделия -112,2%.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области