Стратегия социально-экономического развития калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика1.docx

— 382.97 Кб (Скачать файл)

Наиболее высокая  доля предприятий, использовавших прибыль  для финансирования инвестиций, наблюдалась  среди предприятий по производству транспортных средств и оборудования (66,7% предприятий).

 

Максимальная доля предприятий, использовавших амортизационные  отчисления для финансирования инвестиций, отмечалась по виду деятельности «Производство  транспортных средств и оборудования» (66,7% предприятий). Наибольшая доля предприятий, использовавших в качестве источника  финансирования кредиты банков, наблюдалась  по предприятиям, осуществляющим производство пищевых продуктов, включая напитки (47,8% предприятий). 42

 

По данным ГУ Банка  России по Калининградской области  в результате осуществления операций с инвестиционными (внеоборотными) активами инвестиционная база предприятий  возросла на 3,4%, при чем инвестиционная база предприятий к концу указанного периода на 93,0% была сформирована из нефинансовых активов (основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности и  прочие внеоборотные активы), остальная  часть (7,0%) приходилась на долгосрочные финансовые активы.

 

В IV квартале 2011 года по сравнению с предыдущим кварталом  значимость таких мотивов инвестиционной деятельности, как расширение существующего  производства, интенсификация и модернизация производства, поддержание мощностей, получение дохода от финансовых инвестиций, привлечение заемных средств, возросла, вместе с тем, роль такого мотива инвестиционной деятельности, как выпуск новой продукции, уменьшилась.

 

По итогам 2011 года рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА»  Калининградской области присвоено  значение рейтинга инвестиционной привлекательности  «3B1». Рост объема инвестиций в отчетном периоде по сравнению с 2010 годом  был обусловлен реализацией крупных  инфраструктурных проектов (строительство  мостового перехода через р. Новая  и Старая Преголя в Калининграде), реализацией проекта строительства  Балтийской АЭС, реализацией мероприятий  по строительству объектов в рамках Федеральной целевой программы  развития Калининградской области, а также областной инвестиционной программы.

 

В 2011 году в единый реестр резидентов ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом «Об  Особой экономической зоне в Калининградской  области и о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты

Российской Федерации» включено 28 организаций с совокупным объемом инвестиций по инвестиционным проектам 28123 млн рублей. Наиболее крупными проектами, инвестиционная (прединвестиционная) стадия реализация которых началась в 2011 и планируется в 2012-2013 гг., являются:

- строительство  и эксплуатация судостроительной  верфи в пос. Взморье (ОАО  «Западная Верфь, объем инвестиций 6625,2 млн рублей),

- строительство  комплекса по глубокой переработке  высокопротеиновых с/х культур  (сои) (ЗАО «Агропродукт», 6240,6 млн  рублей),

- строительство  мощностей по первичной подработке, хранению и транспортной обработке  зерна и прочих с/х грузов (ЗАО  «Терминал», 3781 млн рублей), - строительство  комбикормового комплекса в Калининградской  области (ООО «БалтАгроКорм», 3258,3 млн рублей).

 

По итогам 2011 года всего в единый реестр резидентов ОЭЗ включены 87 компаний. Общий объем  инвестиций согласно представленным инвестиционным декларациям составляет 72511,2 млн  рублей, количество создаваемых новых  рабочих мест только по проектам, реализуемым  резидентами ОЭЗ, - 14,5 тыс.

 

В 2011 году образован  Совет по размещению инвестиций на территории Калининградской области (далее – Совет), возглавляемый  Губернатором Калининградской области. В ходе заседаний рассмотрены  и одобрены четырнадцать инвестиционных проектов в сфере пищевого производства, судостроения, автомобилестроения, развития рекреационного комплекса. Совокупный заявленный объем инвестиций в рамках рассмотренных инвестиционных проектов составляет 46,2 млрд рублей, планируется  создание 10,7 тыс. рабочих мест.

 

Часть инвестиционных проектов находится на прединвестиционной стадии реализации, в этой связи, в 2012-2013 гг. возможен рост инвестиций в основной капитал, в том числе за счет создания новых крупных промышленных предприятий  и предприятий агропромышленного  комплекса. По состоянию на начало 2011 года накопленный иностранный капитал  в экономике Калининградской  области составил 996,9 млн долларов США. В 2011 году в экономику Калининградской  области поступило 310,3 млн. долларов США иностранных инвестиций, что  на 50,3% больше уровня 2010 года.

 

Объем прямых иностранных  инвестиций в 2011 году составил 162,8 млн  долларов США, что в 2,1 раза превышает  уровень 2010 года. В структуре прямых инвестиций в 2011 году наибольшая доля приходится на взносы в капитал – 34,1% (105,8 млн долларов США), 26,5% - денежные средства (82,2 млн долларов США), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий – 16,2% (6,8 млн долларов США).

 

В Едином государственном  реестре юридических лиц содержится 769 действующих предприятий с  участием капитала юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, с суммарным  вкладом в уставный капитал 17665 млн  рублей. Наибольшее количество юридических  лиц, выступающих в качестве учредителей  калининградских организаций, зарегистрированы в Литовской Республике (142 единицы), Республике Кипр (110 единиц), Польской Республике (59 единиц), Федеративной Республике Германия (49 единиц).

 

Лидирующее положение  среди компании с иностранным  капиталом по видам экономической  деятельности занимает оптовая торговля, организация перевозок грузов, торговля автотранспортными средствами, производство общестроительных работ.

 

В 2011 году утверждена Концепция развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года, которая предусматривает  создание и развитие перспективных  промышленных зон: «Балтийская», «Гурьевская», «Константиновка», «Правдинская», «Советская», «Технополис», «Гусев», «Черняховская».

 

Прорабатывается вопрос создания в Калининградской области  технопарков в сфере высоких  технологий. Проекты технопарков  в сфере высоких технологий «Тильзит»  и «Янтарь», представленные Калининградской  областью, рассмотрены на заседании  Межведомственной комиссии по координации  деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере  высоких технологий. Министерством  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в адрес Правительства  Российской Федерации направлены предложения  о выделении в 2012-2014 годах дополнительных средств, необходимых для развития комплексной программы «Создание  в Российской Федерации технопарков  в сфере высоких технологий», включая Калининградскую область. Достаточно активно отдельные направления  развития инфраструктуры, как показано в таблице 11, финансируются в рамках Областной инвестиционной программы.

 

Таблица 11. Перечень мероприятий, направленных на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации Областной инвестиционной программы на 2009-2014 годы

 

Отдельные статистические показатели развития инвестиционной среды  региона в 2007-2011 года представлены в  таблице 26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12. Статистические показатели инвестиционной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Позитивные  и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области

 

Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов. Однако ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства. Это единственная территория России, отделенная от ее основной части территориями других суверенных государств. Расстояние по прямой от границы Калининградской области до границы другой ближайшей российской области (Псковской) превышает 370 км. Поскольку ведущим по грузообороту видом транспорта является железнодорожный (после трубопроводного), вызывает озабоченность возможное участие прибалтийских странах в проекте Rail Baltica по смене железнодорожной колеи российского стандарта на европейский. Этот проект лишит Россию не только грузопотока через янтарный край, но и финансирования разного рода совместных проектов.

Проект напрямую не затрагивает интересы России, но сводит на нет шансы развития трансконтинентальных транспортных коридоров из Европы в  Азию. Rail Baltica призвана обеспечить странам  балтийского региона и Польши возможность быстрого сообщения  между собой и Западной Европой. В геостратегическом плане значение новой магистрали определяется тем, что она обходит территорию Российской Федерации (Калининградскую область) и другой важный железнодорожный  узел СНГ - белорусский Гродно. Отметим, что Калининградская область - единственный регион РФ, который имеет широкую  российскую и узкую европейскую  колеи, железнодорожные артерии  региона входят в маршрут двух трансъевропейских коридоров в  направлениях «Рига-Калининград-Гданьск», «Калининград-Минск-Киев». Здесь находятся 7 лучей железных дорог, автодороги и государственного и местного значения. Плотность автомобильных дорог  в Калининградской области в 10 раз выше, чем в целом по России.

Если упомянутый проект будет реализован, шансы России на то, чтобы начать извлекать выгоду из своего географического положении  между Европой и Азией, станут призрачными. Калининградский регион утратит возможность играть роль «перевалочного пункта». В Rail Baltica будут  вложены огромные ресурсы, значит, финансирование европейских проектов, в которых  заинтересована Россия, окажется под  большим вопросом. Речь идет, в частности, о совместных планах по продлению  существующей железнодорожной колеи  до Вены. Кроме того, отказ от российских технологий на железных дорогах Прибалтики лишает российские машиностроительные предприятия шансов на участие в  модернизации этих магистралей.

В Калининградской  области находится единственный в Российской Федерации незамерзающий  портовый комплекс на Балтийском море. Проходящие по территории области транспортные коммуникации связывают Россию и  страны Западной Европы самым кратчайшим путем. Незамерзающие порты располагаются  в Калининграде, Балтийске, Пионерском. Проектные мощности портов составляют 13,95 млн. тонн (в т. ч - 12,75 млн. тонн - морские  порты). Развитию экономики области, расширению ее международных контактов  способствуют действующие регулярные паромные линии, связывающие Калининград  с портами Западной Европы.

Однако, можно говорить о том, что влияние географического  и геополитического положения региона  на его экономику амбивалентно. С  одной стороны, существует перечень безусловно положительных факторов влияния, но с другой стороны, несколько  аспектов отрицательно сказываются  на экономической жизни Калининградской  области. Наиболее существенные, по нашему мнению, позитивные и негативные факторы  экономического развития Калининградской  области о основным направлениям (география, транспорт, топливно-энергетический комплекс) можно классифицировать следующим  образом (табл. 1).

 

Таблица 13. Факторы, оказывающие влияние на развитие экономики Калининградской области

Положительный факторы:

Отрицательные факторы:

ГЕОГРАФИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Принадлежность к «Балтийскому поясу роста» - наиболее динамично  развивающемуся макрорегионану современной Европы.

Близость к промышленно  развитым странам Европы (потенциальным  рынкам и источникам инвестиций)

Транзитные возможности  территории в непосредственной близости от центра Европы

Плотность населения превышает  среднерссийский показатель и приблизительно соответствует плотности населения  соседних стран

Анклавность территории (единственный субъект РФ, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и междуародными водами, то затрудняет связи Калининградской  области с другими российскими регионами).

Относительная ограниченность природных ресурсов.

Дисбаланс в отношении  рынков труда и образования 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

Целевые областные программы  по поддержке детства и материнства\высокий  уровень системы санаторного лечения

Разветвленная система вузов  и ВУЗов, включая филиальную сеть

Плотный график культурных событий на территории области

Высокая концентрация памятников истории и культуры

Неравномерность пространственного  развития области: до 90% экономической  активности сосредоточено в г. Калининграде и прилегающих к нему районах.

Высокий (по сравнению с  российским) уровень безработицы

Высокий уровень распространения «социальных заболеваний».

Структурная несбалансированность рынка образования и рынка  труда

ЭКОНОМИКА

Устойчивость экономической  системы (достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса)

Наличие закона об ОЭЗ: налоговые  льготы для крупных и средних  инвестиционных проектов

Ориентации основных секторов на льготный таможенный тариф, ставка на низкотехнологичные производства Отсутствие конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Балтийского  региона и, тем более, Европы.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Большой опыт внешнеэкономической деятельности

Частичная включенность в  международные производственные цепочки

Меры поддержки, предусмотренные  режимом ОЭЗ

Маленький внутренний рынок  · Слабое развитие промышленной инфраструктуры

Слабое развитие системы  профессионально-технического образованиия

ТРАНСПОРТ

Прохождение через территорию важных европейских транспортных коридоров

Разветвленная дорожная сеть, по своей плотности сопоставимая со стандартами европейский стран

Наличие незамерзающего морского порта

Рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном транспорте

Визовый режим 

Общее несовершенство транспортной логистики

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Строительство АЭС позволит области стать экспортером электроэнергии в сопредельные страны

Наличие транзитных возможностей для экспорта нефти и газа через территорию области

Высокие темпы роста производства и потребления электроэнергии.

Продолжающаяся зависимость  от поставок с территории России

Низкое качество существующих электрических и тепловых сетей

Ориентация на транспортировку  сырой нефти на экспорт

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области