Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
Наиболее высокая доля предприятий, использовавших прибыль для финансирования инвестиций, наблюдалась среди предприятий по производству транспортных средств и оборудования (66,7% предприятий).
Максимальная доля предприятий, использовавших амортизационные отчисления для финансирования инвестиций, отмечалась по виду деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» (66,7% предприятий). Наибольшая доля предприятий, использовавших в качестве источника финансирования кредиты банков, наблюдалась по предприятиям, осуществляющим производство пищевых продуктов, включая напитки (47,8% предприятий). 42
По данным ГУ Банка России по Калининградской области в результате осуществления операций с инвестиционными (внеоборотными) активами инвестиционная база предприятий возросла на 3,4%, при чем инвестиционная база предприятий к концу указанного периода на 93,0% была сформирована из нефинансовых активов (основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности и прочие внеоборотные активы), остальная часть (7,0%) приходилась на долгосрочные финансовые активы.
В IV квартале 2011 года по сравнению с предыдущим кварталом значимость таких мотивов инвестиционной деятельности, как расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства, поддержание мощностей, получение дохода от финансовых инвестиций, привлечение заемных средств, возросла, вместе с тем, роль такого мотива инвестиционной деятельности, как выпуск новой продукции, уменьшилась.
По итогам 2011 года
рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА»
Калининградской области
В 2011 году в единый реестр резидентов ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации» включено 28 организаций с совокупным объемом инвестиций по инвестиционным проектам 28123 млн рублей. Наиболее крупными проектами, инвестиционная (прединвестиционная) стадия реализация которых началась в 2011 и планируется в 2012-2013 гг., являются:
- строительство
и эксплуатация
- строительство
комплекса по глубокой
- строительство
мощностей по первичной
По итогам 2011 года всего в единый реестр резидентов ОЭЗ включены 87 компаний. Общий объем инвестиций согласно представленным инвестиционным декларациям составляет 72511,2 млн рублей, количество создаваемых новых рабочих мест только по проектам, реализуемым резидентами ОЭЗ, - 14,5 тыс.
В 2011 году образован Совет по размещению инвестиций на территории Калининградской области (далее – Совет), возглавляемый Губернатором Калининградской области. В ходе заседаний рассмотрены и одобрены четырнадцать инвестиционных проектов в сфере пищевого производства, судостроения, автомобилестроения, развития рекреационного комплекса. Совокупный заявленный объем инвестиций в рамках рассмотренных инвестиционных проектов составляет 46,2 млрд рублей, планируется создание 10,7 тыс. рабочих мест.
Часть инвестиционных
проектов находится на прединвестиционной
стадии реализации, в этой связи, в 2012-2013
гг. возможен рост инвестиций в основной
капитал, в том числе за счет создания
новых крупных промышленных предприятий
и предприятий
Объем прямых иностранных инвестиций в 2011 году составил 162,8 млн долларов США, что в 2,1 раза превышает уровень 2010 года. В структуре прямых инвестиций в 2011 году наибольшая доля приходится на взносы в капитал – 34,1% (105,8 млн долларов США), 26,5% - денежные средства (82,2 млн долларов США), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий – 16,2% (6,8 млн долларов США).
В Едином государственном
реестре юридических лиц
Лидирующее положение среди компании с иностранным капиталом по видам экономической деятельности занимает оптовая торговля, организация перевозок грузов, торговля автотранспортными средствами, производство общестроительных работ.
В 2011 году утверждена Концепция развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года, которая предусматривает создание и развитие перспективных промышленных зон: «Балтийская», «Гурьевская», «Константиновка», «Правдинская», «Советская», «Технополис», «Гусев», «Черняховская».
Прорабатывается вопрос
создания в Калининградской области
технопарков в сфере высоких
технологий. Проекты технопарков
в сфере высоких технологий «Тильзит»
и «Янтарь», представленные Калининградской
областью, рассмотрены на заседании
Межведомственной комиссии по координации
деятельности по созданию, функционированию
и развитию технопарков в сфере
высоких технологий. Министерством
связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации в адрес
Таблица 11. Перечень мероприятий, направленных на строительство объектов инфраструктуры в рамках реализации Областной инвестиционной программы на 2009-2014 годы
Отдельные статистические показатели развития инвестиционной среды региона в 2007-2011 года представлены в таблице 26.
Таблица 12. Статистические показатели инвестиционной среды
1.3 Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов. Однако ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства. Это единственная территория России, отделенная от ее основной части территориями других суверенных государств. Расстояние по прямой от границы Калининградской области до границы другой ближайшей российской области (Псковской) превышает 370 км. Поскольку ведущим по грузообороту видом транспорта является железнодорожный (после трубопроводного), вызывает озабоченность возможное участие прибалтийских странах в проекте Rail Baltica по смене железнодорожной колеи российского стандарта на европейский. Этот проект лишит Россию не только грузопотока через янтарный край, но и финансирования разного рода совместных проектов.
Проект напрямую
не затрагивает интересы России, но
сводит на нет шансы развития трансконтинентальных
транспортных коридоров из Европы в
Азию. Rail Baltica призвана обеспечить странам
балтийского региона и Польши
возможность быстрого сообщения
между собой и Западной Европой.
В геостратегическом плане
Если упомянутый проект будет реализован, шансы России на то, чтобы начать извлекать выгоду из своего географического положении между Европой и Азией, станут призрачными. Калининградский регион утратит возможность играть роль «перевалочного пункта». В Rail Baltica будут вложены огромные ресурсы, значит, финансирование европейских проектов, в которых заинтересована Россия, окажется под большим вопросом. Речь идет, в частности, о совместных планах по продлению существующей железнодорожной колеи до Вены. Кроме того, отказ от российских технологий на железных дорогах Прибалтики лишает российские машиностроительные предприятия шансов на участие в модернизации этих магистралей.
В Калининградской
области находится единственный
в Российской Федерации незамерзающий
портовый комплекс на Балтийском море.
Проходящие по территории области транспортные
коммуникации связывают Россию и
страны Западной Европы самым кратчайшим
путем. Незамерзающие порты
Однако, можно говорить
о том, что влияние географического
и геополитического положения региона
на его экономику амбивалентно. С
одной стороны, существует перечень
безусловно положительных факторов
влияния, но с другой стороны, несколько
аспектов отрицательно сказываются
на экономической жизни
Таблица 13. Факторы, оказывающие влияние на развитие экономики Калининградской области
Положительный факторы: |
Отрицательные факторы: |
ГЕОГРАФИЯ И НАСЕЛЕНИЕ | |
Принадлежность к «Балтийскому поясу роста» - наиболее динамично развивающемуся макрорегионану современной Европы. Близость к промышленно развитым странам Европы (потенциальным рынкам и источникам инвестиций) Транзитные возможности территории в непосредственной близости от центра Европы Плотность населения превышает
среднерссийский показатель и приблизительно
соответствует плотности |
Анклавность территории (единственный субъект РФ, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и междуародными водами, то затрудняет связи Калининградской области с другими российскими регионами). Относительная ограниченность природных ресурсов. Дисбаланс в отношении рынков труда и образования |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА | |
Целевые областные программы
по поддержке детства и Разветвленная система вузов и ВУЗов, включая филиальную сеть Плотный график культурных событий на территории области Высокая концентрация памятников истории и культуры |
Неравномерность пространственного развития области: до 90% экономической активности сосредоточено в г. Калининграде и прилегающих к нему районах. Высокий (по сравнению с российским) уровень безработицы Высокий уровень распространения «социальных заболеваний». Структурная несбалансированность рынка образования и рынка труда |
ЭКОНОМИКА | |
Устойчивость экономической системы (достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса) Наличие закона об ОЭЗ: налоговые льготы для крупных и средних инвестиционных проектов |
Ориентации основных секторов на льготный таможенный тариф, ставка на низкотехнологичные производства Отсутствие конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Балтийского региона и, тем более, Европы. |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | |
Большой опыт внешнеэкономической деятельности Частичная включенность в международные производственные цепочки Меры поддержки, предусмотренные режимом ОЭЗ |
Маленький внутренний рынок · Слабое развитие промышленной инфраструктуры Слабое развитие системы профессионально-технического образованиия |
ТРАНСПОРТ | |
Прохождение через территорию важных европейских транспортных коридоров Разветвленная дорожная сеть, по своей плотности сопоставимая со стандартами европейский стран Наличие незамерзающего морского порта |
Рост тарифов, прежде всего, на железнодорожном транспорте Визовый режим Общее несовершенство транспортной логистики |
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | |
Строительство АЭС позволит
области стать экспортером Наличие транзитных возможностей для экспорта нефти и газа через территорию области Высокие темпы роста производства и потребления электроэнергии. |
Продолжающаяся зависимость от поставок с территории России Низкое качество существующих электрических и тепловых сетей Ориентация на транспортировку сырой нефти на экспорт |
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области