Сущность биржевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Даже человек,не имеющий никакого отношения к финансовой деятельности часто слышит: «… на бирже …», «… биржевой …», «… биржа …». Биржа валютная, биржа фондовая, биржа товарная. Столь частое упоминание не может быть случайным. Что такое биржа и какое место она занимает в рыночной экономике? На эти вопросы нам предстоит ответить в рамках данной курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность биржевой деятельности …………………………………..4
1.1 Биржевая торговля - основа биржевой деятельности……………………..4
1.2. Функции биржи……………………………………………………………..8
1.3. Виды бирж………………………………………………………………….11
1.4. Организация биржевой торговли на фондовой бирже…………………..22
Глава II. Анализ биржевой деятельности в России………………………….34
2.1.Роль биржевой торговли в современной мировой экономике……………34
2.2. Понятие и необходимость регулирования биржевой деятельности…….38
2.3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России………………………………………………………….41
Глава III. Перспективы развития биржевого дела в России…………………44
3.1. Развитие биржевой деятельности………………………………………….44
3.2. Перспективы развития биржевого дела в России……………………….. 51
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОБД.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

                                              СОДЕРЖАНИЕ                                              стр.

   

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Сущность биржевой деятельности …………………………………..4

1.1 Биржевая торговля - основа биржевой деятельности……………………..4

1.2.  Функции  биржи……………………………………………………………..8

1.3.  Виды бирж………………………………………………………………….11

1.4. Организация  биржевой торговли  на фондовой  бирже…………………..22

Глава II. Анализ биржевой деятельности в России………………………….34

2.1.Роль биржевой торговли в современной мировой экономике……………34

2.2. Понятие и  необходимость регулирования биржевой  деятельности…….38

2.3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности  в России………………………………………………………….41

Глава III. Перспективы развития биржевого дела в России…………………44

3.1. Развитие биржевой деятельности………………………………………….44

3.2. Перспективы развития биржевого дела в России……………………….. 51

Заключение……………………………………………………………………...54

Список  литературы…………………………………………………………….55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

Даже  человек,не имеющий никакого отношения  к финансовой деятельности часто слышит: «… на бирже …», «… биржевой …», «… биржа …». Биржа валютная, биржа фондовая, биржа товарная. Столь частое упоминание не может быть случайным. Что такое биржа и какое место она занимает в рыночной экономике? На эти вопросы нам предстоит ответить в рамках данной курсовой работы.

   Несколько столетий эпицентром рыночной экономики являются биржи. За многие годы их успешного функционирования в США, в Великобритании, Японии и других странах накоплен огромный опыт, очень полезный сейчас для нашей страны.

   Переход России к рыночной  экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не присущих системе плановой экономики. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, валютных, фондовых.

   Целью данной курсовой работы  является определение понятия  биржи, ее основных отличий  от рыночной организации торговли. В работе перечислены главные функции биржевой торговли. Также в рассмотрены вопросы, касающиеся места, которое занимает биржевая деятельность в экономической жизни общества и государства, необходимость регулирования биржевой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  СУЩНОСТЬ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

      1.1 Биржевая торговля - основа биржевой деятельности. 

    Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития, как производства, так и торговли. При этом торговлю следует рассматривать в качестве связующего звена между производством и внешней средой. Четкая и слаженная организация производства предусматривает обеспечение его всеми необходимыми элементами: рабочей силой, предметами и средствами труда. В то же время производство никогда не организуется ради самого процесса производства. Оно служит для удовлетворения потребностей общества, следовательно, произведенный продукт должен быть доведен до конечного потребления. Связь производства с торговлей можно представить следующим образом (схема 6). 

 

 
 

           Схема 1. Связь производства с торговлей  

        Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому производство и торговля предъявляют друг другу определенные требования. Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме, ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку.

  В то же время торговля определяет: какую  продукцию производить, в каком  объеме, и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.

        Как правило, с производством  связана оптовая торговля, основными функциями которой являются:

        1)  изучение экономической  конъюнктуры рынка и прогнозирование  основных тенденций ее изменения;

        2)  работа с  продукцией по достаточно широкой  номенклатуре;

        3)  разбивка партий  товаров на более мелкие по желанию потребителя;

        4)  хранение товара;

        5)  его доставка (транспортировка) до места назначения;

        6)  предоставление кредита клиентам и товарной форме;

        7)  предоставление арендных услуг;

        8) предоставление информации и консультационных услуг (например, ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и продаже изделий).

        В зависимости от особенностей товарных рынков и степени  развития оптовой торговли диапазон функций может меняться.

        В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли зачастую выполняют сами фирмы-производители.  Это в основном касается машиностроительных компаний. Однако, промышленные компании производящие широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.

        Каждому виду реализуемой  продукции соответствует свой канал  сбыта и организационная форма  оптовой торговли. Наиболее распространенными  можно считать следующие формы оптовой торговли (схема  2).

 

 
 
 
 
 

Схема 2. Основные формы оптовой торговли  

        Биржевая торговля выросла из обычного локального рынка  и ярмарки. Для рынка характерны следующие черты: торговля производится регулярно; ее основой являются гласно проводимый торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-продажи; товары обязательно присутствует при проведении торга; обычно торговля ведется небольшими партиями и, после операций купли-продажи товаров сразу же передается из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника; цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения; покупатель товара, как правило, является его же потребителем; локальные рынки обслуживают в основном небольшие территории.

        Основными чертами  ярмарки являются: ее эпизодический  характер (ярмарки обычно проводятся один раз в год); ведение торговли в форме гласного  торга; торговля специфическими товарами по образцам, описанию, каталогам. В связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу прав собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и правила проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры. В этом случае цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, на ярмарке вместо конечного потребителя выступает перекупщик  (посредник). Ярмарки обслуживают большие территории и являются стимулом развития международного торгового оборота.

  Биржевая  торговля вобрала в себя черты  как обычной рыночной, так и  ярмарочной торговли, она организуется торговцами для облегчения самого процесса торговли, для выработки ее более  эффективного механизма, а впоследствии для защиты (хеджирования) интересов, как продавцов, так и покупателей от неблагоприятных изменений цен. Таким образом, биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Она:

  -  концентрируется в местах производства и потребителя товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах;

  - ведется по специфическим видам  товаров, так называемым биржевым  товарам, крупными партиями;

  - ведется при отсутствии товара, по образцам, описанию, каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;

  - проводятся регулярно; 

  -отличается гласностью торгов, т.е.желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах торгов сделок и ценах;

  - характеризуется свободным ценообразованием, т.е. цены формируются в соответствии  со спросом и предложением, имеющей место конкуренцией;

  - ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от  имени и в интересах непосредственных  производителей и потребителей товаров. Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками - брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами. Биржа как таковая не вправе выступать в качестве биржевого посредника;

  - предусматривает отсутствие прямого  государственного воздействия на  процесс биржевого торга; 

  - ведется по единым исторически  сложившимися и законодательно  утвержденным правилам, действие  которых регулирует складывающийся  рынок (с использование типовых  документов для оформления и совершения сделок);

        Биржа как классический институт рыночной экономики, формирующий  оптовый рынок товаров, имеет  организационную, экономическую и  юридическую основы. Она представляет собой хорошо оборудованное "рыночное место", предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров.

        С экономической  точки зрения биржа - это организованный в определенном месте, регулярно  действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором совершаются торговля ценными бумагами, оптовая торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем, а также валютой и редкоземельными металлами по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, имеющим имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Она может от своего имени заключать договоры и иные сделки, быть истцом и ответчиком в суде, государственном арбитраже, третейском (арбитражном) суде.

1.2.  Функции биржи

  Биржа выполняет следующие функции:

        1. Организация биржевых  собраний для проведения гласных  публичных торгов, а именно:

     - организация биржевых торгов;

  - разработка правил биржевой торговли;

  - материально-техническое обеспечение торгов;

  Для организации торговли биржа, прежде всего, должна располагать хорошо оборудованным  биржевым залом, который мог бы вмещать достаточно большее количество продавцов и покупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных средств связи не требует физического присутствия торгующих в одном месте, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.

  Организация торговли требует от биржи разработки и строгого соблюдения правил торговли, т.е. норм и правил поведения участников торга в зале.

Информация о работе Сущность биржевой деятельности