Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:52, курсовая работа
Даже человек,не имеющий никакого отношения к финансовой деятельности часто слышит: «… на бирже …», «… биржевой …», «… биржа …». Биржа валютная, биржа фондовая, биржа товарная. Столь частое упоминание не может быть случайным. Что такое биржа и какое место она занимает в рыночной экономике? На эти вопросы нам предстоит ответить в рамках данной курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность биржевой деятельности …………………………………..4
1.1 Биржевая торговля - основа биржевой деятельности……………………..4
1.2. Функции биржи……………………………………………………………..8
1.3. Виды бирж………………………………………………………………….11
1.4. Организация биржевой торговли на фондовой бирже…………………..22
Глава II. Анализ биржевой деятельности в России………………………….34
2.1.Роль биржевой торговли в современной мировой экономике……………34
2.2. Понятие и необходимость регулирования биржевой деятельности…….38
2.3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России………………………………………………………….41
Глава III. Перспективы развития биржевого дела в России…………………44
3.1. Развитие биржевой деятельности………………………………………….44
3.2. Перспективы развития биржевого дела в России……………………….. 51
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы………………………
Введение…………………………………………………………
1.1 Биржевая торговля
- основа биржевой деятельности……
1.2. Функции
биржи……………………………………………………………..
1.3. Виды бирж………………………………………………………
1.4. Организация биржевой торговли на фондовой бирже…………………..22
Глава II. Анализ биржевой деятельности в России………………………….34
2.2. Понятие и
необходимость регулирования
2.3.
Государственное регулирование и саморегулирование
биржевой деятельности в России………………………………………………………….
Глава III. Перспективы развития биржевого дела в России…………………44
3.1. Развитие биржевой деятельности………………………………………….
3.2. Перспективы развития биржевого дела в России……………………….. 51
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Даже человек,не имеющий никакого отношения к финансовой деятельности часто слышит: «… на бирже …», «… биржевой …», «… биржа …». Биржа валютная, биржа фондовая, биржа товарная. Столь частое упоминание не может быть случайным. Что такое биржа и какое место она занимает в рыночной экономике? На эти вопросы нам предстоит ответить в рамках данной курсовой работы.
Несколько столетий эпицентром рыночной экономики являются биржи. За многие годы их успешного функционирования в США, в Великобритании, Японии и других странах накоплен огромный опыт, очень полезный сейчас для нашей страны.
Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не присущих системе плановой экономики. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, валютных, фондовых.
Целью данной курсовой работы
является определение понятия
биржи, ее основных отличий
от рыночной организации
1.1
Биржевая торговля -
основа биржевой деятельности.
Основой биржевой деятельности является
биржевая торговля. Возникновение биржевой
торговли объясняется потребностями развития,
как производства, так и торговли. При
этом торговлю следует рассматривать
в качестве связующего звена между производством
и внешней средой. Четкая и слаженная организация
производства предусматривает обеспечение
его всеми необходимыми элементами: рабочей
силой, предметами и средствами труда.
В то же время производство никогда не
организуется ради самого процесса производства.
Оно служит для удовлетворения потребностей
общества, следовательно, произведенный
продукт должен быть доведен до конечного
потребления. Связь производства с торговлей
можно представить следующим образом
(схема 6).
Схема
1. Связь производства с торговлей
Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому производство и торговля предъявляют друг другу определенные требования. Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме, ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку.
В то же время торговля определяет: какую продукцию производить, в каком объеме, и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.
Как правило, с производством связана оптовая торговля, основными функциями которой являются:
1) изучение экономической
конъюнктуры рынка и
2) работа с
продукцией по достаточно
3) разбивка партий товаров на более мелкие по желанию потребителя;
4) хранение товара;
5) его доставка (транспортировка) до места назначения;
6) предоставление кредита клиентам и товарной форме;
7) предоставление арендных услуг;
8) предоставление информации и консультационных услуг (например, ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и продаже изделий).
В зависимости от особенностей товарных рынков и степени развития оптовой торговли диапазон функций может меняться.
В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли зачастую выполняют сами фирмы-производители. Это в основном касается машиностроительных компаний. Однако, промышленные компании производящие широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.
Каждому виду реализуемой продукции соответствует свой канал сбыта и организационная форма оптовой торговли. Наиболее распространенными можно считать следующие формы оптовой торговли (схема 2).
Схема
2. Основные формы оптовой торговли
Биржевая торговля выросла из обычного локального рынка и ярмарки. Для рынка характерны следующие черты: торговля производится регулярно; ее основой являются гласно проводимый торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-продажи; товары обязательно присутствует при проведении торга; обычно торговля ведется небольшими партиями и, после операций купли-продажи товаров сразу же передается из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника; цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения; покупатель товара, как правило, является его же потребителем; локальные рынки обслуживают в основном небольшие территории.
Основными чертами ярмарки являются: ее эпизодический характер (ярмарки обычно проводятся один раз в год); ведение торговли в форме гласного торга; торговля специфическими товарами по образцам, описанию, каталогам. В связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу прав собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и правила проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры. В этом случае цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, на ярмарке вместо конечного потребителя выступает перекупщик (посредник). Ярмарки обслуживают большие территории и являются стимулом развития международного торгового оборота.
Биржевая торговля вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли, она организуется торговцами для облегчения самого процесса торговли, для выработки ее более эффективного механизма, а впоследствии для защиты (хеджирования) интересов, как продавцов, так и покупателей от неблагоприятных изменений цен. Таким образом, биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Она:
- концентрируется в местах производства и потребителя товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах;
-
ведется по специфическим
- ведется при отсутствии товара, по образцам, описанию, каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;
- проводятся регулярно;
-отличается гласностью торгов, т.е.желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах торгов сделок и ценах;
-
характеризуется свободным
-
ведется биржевыми
-
предусматривает отсутствие
-
ведется по единым исторически
сложившимися и законодательно
утвержденным правилам, действие
которых регулирует
Биржа как классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров, имеет организационную, экономическую и юридическую основы. Она представляет собой хорошо оборудованное "рыночное место", предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров.
С экономической точки зрения биржа - это организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором совершаются торговля ценными бумагами, оптовая торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем, а также валютой и редкоземельными металлами по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, имеющим имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Она может от своего имени заключать договоры и иные сделки, быть истцом и ответчиком в суде, государственном арбитраже, третейском (арбитражном) суде.
1.2. Функции биржи
Биржа выполняет следующие функции:
1. Организация биржевых
собраний для проведения
- организация биржевых торгов;
-
разработка правил биржевой
-
материально-техническое
Для организации торговли биржа, прежде всего, должна располагать хорошо оборудованным биржевым залом, который мог бы вмещать достаточно большее количество продавцов и покупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных средств связи не требует физического присутствия торгующих в одном месте, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.
Организация торговли требует от биржи разработки и строгого соблюдения правил торговли, т.е. норм и правил поведения участников торга в зале.