Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира. Переход к империалистической стадии развития капитализма в западных странах сопровождался все большим подчинением государства в первую очередь интересам монополистического капитала этих стран, в том числе поддержке экспансии последнего на мировом рынке. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций представители и идеологи ТНК выдвинули концепцию

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество……………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, природа, критерии и стимулы процессов глобализации…………………………………………………………………….4
1.2 Западные концепции экономической глобализации……………………………………….. ………………………….17
Глава 2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения………………………………………………………………………….22
2.1 Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка…………………………………………………………………………..22
2.2 Деятельность международных финансовых организаций по преодолению экономической отсталости развивающихся стран…………………………...28
2.3 Анализ и оценка влияния ВТО, ЮНКТАД на уровень экономического развития и специализацию развивающихся стран……….. …………………37
2.4 Роль ТНК в процессах глобализации………………………………….......44
3. Самоопределение России в условиях глобализации мировой экономики……………………………………………………………….............48
3.1 Место России в мировой экономике и ее участие в интеграционных процессах………………………………………………………………………..48
3.2 Переход России к постиндустриальной экономике как механизм перераспределения выигрыша от участия страны в МРТ…………………...59
3.3 Участие России в процессах глобальной энергетической
безопасности …………………………………………………………………...62
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.глобализация.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

ОПР оказывает не однозначное, но в  целом позитивное воздействие на социально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя  преодолению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.

Развивающиеся страны получают кредиты  также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и  Азиатском банке развития. Эти  банки уделяют особое внимание региональному  сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.

МВФ выдает кредиты (сроком до 3 - 5 лет) на покрытие дефицитов платежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов. Ни одна другая международная организация не подверглась столь резкой критике со стороны развивающихся стран, как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы были бы гораздо более серьезными.

В их числе преимущественно две  группы стран - государства бывшего  социалистического содружества  и страны ОПЕК предоставляли ОПР. Максимальных размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов, составив около 1/5 общей суммы. Причем, эти обе группы стран предоставляли примерно одинаковую ОПР. В последующие годы в связи с экономическими и политическими преобразованиями в бывших социалистических странах и падением цен на нефть эти потоки ресурсов в развивающиеся страны значительно уменьшились.

Нефтедобывающие страны, главным образом  арабские, значительно увеличили  кредиты и субсидии другим развивающимся  странам в середине 70-х годов. Это было обусловлено резким повышением цен на нефть и появлением нефть  и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была направлена на мировой рынок ссудных капиталов, но одновременно возросли масштабы арабской ОПР. Эта помощь сконцентрирована в основном на сосед них арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не столько экономическими, сколько военно-политическими факторами. ОПР арабских стран, обладающих избыточным капиталом, достигла в середине 80-х годов 1,8% их ВНП, т. е в пять раз выше, чем у промышленно развитых стран. Эти средства выделяются в несвязанной формы располагают денежными средствами и не имеют товаров, которые они хотели бы продавать на внешних рынках. Преобладающая часть средств выделяется на двухсторонней основе. Вместе с тем функционирует большое число фондов, банков, через которые ресурсы перераспределяются на многосторонней основе (Арабо-Африканский международный банк, Арабский фонд экономического и социального развития, Исламский банк развития и т.д.) .

Кредиторами других развивающихся  стран являются также Республика Корея, Ирак, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако выделяемые ими ресурсы невелики, составляя примерно 1% общей суммы ОПР.

Мировой рынок ссудных  капиталов и развивающиеся страны

Развивающиеся страны участвуют  в операциях мирового рынка ссудных  капиталов, заимствуя экспортные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они  размещают свои ценные бумаги на мировом  финансовом рынке. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти << смешанные >> кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер, то они не могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо параллельно те и другие. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов. Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их условия, используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.

Чтобы избежать кредитной  войны, ведущие страны-кредиторы  заключили джентльменское соглашение (консенсус) о допустимых пределах льготного  кредитования. В соответствии с тенденциями  на мировом рынке ссудных капиталов  каждые полгода устанавливаются нижний предел процентной ставки, максимальный срок кредита и максимальный льготный период. Страны-получатели разделены на три группы-с низкими, средними и высокими дохода ми. Наиболее льготные условия предоставляются странам с низкими дохода ми, самые жесткие - странам с высокими доходами. Однако уклонение от согласованных правил не является редкостью. Но стабилизирующая роль данного джентльменского соглашения несомненна.

Объем экспортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной активностью стран-заемщиц.

 

 

2.3 Анализ  и оценка влияния ВТО, ЮНКТАД  на уровень экономического развития  и специализацию развивающихся  стран

Согласно информации, опубликованной Секретариатом ВТО 27 ноября 2001г., в период с 1 января по 30 июня 2001г. 18 стран-членов ВТО инициировали 134 антидемпинговых расследования против эскпортеров из в общей сложности 41 страны и таможенной территории. В течение соответствующего периода прошлого года членами ВТО было инициировано 93 антидемпинговых расследования. В первой половине 2001 г. Соединенные Штаты начали 39 расследований (за аналогичный период прошлого года их было 9). За тот же период в Канаде было начато 23 расследования. Для обеих стран - членов ВТО первое полугодие 2001 г. ознаменовалось необычно высоким уровнем антидемпинговых действий. По количеству начатых расследований на третьем месте оказалась Индия: 16. В странах Европейского Сообщества начато 13 расследований. Эти цифры свидетельствуют о снижении числа расследований, предпринятых названными членами ВТО, по сравнению с первой половиной 2000 г.  
Список стран, чей экспорт стал предметом антидемпингового расследования, возглавляет Китай (22 случая); за ним следует Корея (10 случаев), Тайвань (9 случаев) и Индия (8 случаев). Десять случаев расследования в отношении китайского экспорта были приходятся на долю двух стран - США и Индии (по пять). Большинство расследований в первом семестре 2001г. были инициированы индустриальными странами (88 случаев), в то время как развивающиеся страны начали 46 расследований. Таким образом, по сравнению с соответствующим периодом 2000г.ситуация в корне изменилась, т.к. тогда развивающиеся страны инициировали 55 расследований, а на долю индустриальных членов ВТО приходилось 38 расследований. Экспорт из развивающихся стран в первой половине 2001 г. становился предметом разбирательства в 60 случаях, экспорт из стран с переходной экономикой (включая Китай) - в 39, а из развитых - в 35.  
Большинство (65) расследований, инициированных в первом семестре 2001г., касались продукции сектора "цветные металлы" гармонизированного системного классификатора тарифов, а именно железа, стали и алюминия. Два других сектора, которые были наиболее затронуты антидемпинговыми расследованиями, - пластмассы и текстиль. По ним было инициировано 17 и 10 расследований соответственно. Предметом разбирательства в европейских странах и Канаде за описанный период времени во всех случаях, кроме одного, была продукция, изготовленная из неблагородных металлов. В Соединенных Штатах за тот же период на долю расследований по продукции из неблагородных металлов приходилось свыше половины всех случаев.  
За первое полугодие 2001 г. 16 стран - членов ВТО в совокупности предприняли 85 конечных противодемпинговых мер в отношении экспорта 35 стран или таможенных территорий. (За аналогичный период 2000 г. было всего 127 таких случаев.) За указанный период больше всего таких мер было предпринято со стороны Индии: 18 ( в 2000 г. было 33). На втором месте оказались Соединенные Штаты и Бразилия: по 12 случаев.  
В первом полугодии 2001 г. экспорт из Кореи чаще всех (10 раз) становился объектом конечных противодемпинговых мер; 9 раз аналогичная процедура начиналась в отношении Китая. У обеих стран отмечено снижение количества мер, предпринятых против их экспорта по сравнению с 2000 г., когда их было по 13. В первой половине 2001 г. развивающиеся страны - члены ВТО в общей сложности 54 раза начинали процедуру принятия конечных мер, развитые страны - 34. Против экспорта развивающихся стран эти меры предпринимались 36 раз, против экспорта развитых стран - 26, а против экспорта стран с переходной экономикой (включая Китай) - 23. Как и в случае начала расследований, конечные противодемпинговые меры чаще всего предпринимались в отношении продукции из неблагородных металлов: таких случаев было 31. На втором месте оказалась продукция химической промышленности (27) и текстиль (8). Все 12 мер, предпринятых Соединенными Штатами в первом полугодии, приходились на продукцию из этих металлов, а большая часть мер, предпринятых Индией, - на экспорт продукции химической промышленности. Справочная информация о Соглашении ВТО об антидемпинговых процедурах Соглашение ВТО об антидемпинговых процедурах разрешает правительствам стран-членов ВТО применять меры против товаров, ввозимых на территорию страны по демпинговым ценам, в случаях, когда это наносит материальный ущерб отечественным товаропроизводителям в данной отрасли. Перед применением антидемпинговых мер правительство страны-импортера должно согласно результатам расследования установить, что демпинг действительно имеет место, оценить его масштабы (насколько ниже та цена, по которой страна-экспортер поставляет данный товар, той цены, которая установлена на внутреннем рынке страны-экспортера или "нормальной стоимости" товара) и определить, что демпинг действительно наносит ущерб.  
Статья VI Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ-1994) позволяет странам принимать меры против демпинга. Соглашение о применении антидемпинговых мер разъясняет и расширяет рамки Статьи VI ГАТТ-1994: оно четко определяет процедурные и качественные требования и их соотношение в процессе проведения антидемпингового расследования и применения антидемпинговых мер. В результате члены ВТО могут применять такие меры, которые обычно бы считались нарушением принципов ГАТТ о "связывании" уровня импортных пошлин и недискриминации между торговыми партнерами: если случай демпинга подтверждается, пострадавший участник спора может установить дополнительные пошлины на импорт определенного вида продукции из отдельной демпингующей страны, чтобы максимально приблизить цену этой продукции к ее "нормальной стоимости" или же минимизировать ущерб, наносимый демпингом внутренним производителям страны-импортера.

Представители 149 стран, входящих во Всемирную торговую организацию, отгородились от мира в  Женеве на шесть недель для интенсивного обсуждения вопросов торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами в попытке спасти уже давно буксующие переговоры о новом всемирном соглашении. Его цель – даль толчок мировой экономике и вызволить из бедности миллионы людей. Переговоры по аграрной тематике рассматриваются как ключ к договоренности более широкого характера. Многие из тех стран, что победнее и полагаются главным образом на экспорт сельскохозяйственной продукции, хотят, чтобы богатые страны пообещали демонтировать механизмы защиты своих фермеров, прежде чем бедные откроют свои новые рынки услуг и промышленных товаров. Однако по причине размолвки между США и Европейским Союзом всеобщее внимание было до настоящего момента отвлечено от развивающихся стран. Тем не менее, во вторник группа из 33-х развивающихся стран с крупными, но слабыми сельскохозяйственными секторами выпустила заявление в поддержку своего же предложения о том, что по меньшей мере 20% их тарифных позиций должны рассматриваться как распространяющиеся на товары со статусом «особо значимых» и в силу этого продлежат защите. Группа была рассержена расчетами, проведенными по запросу Кроуфорда Фэлконера, председательствующего на сельскохозяйственных переговорах. Он заявил, что, согласно расчетам, данное предложение приведет к тому, что под защитой окажется 98% сельскохозяйственной торговли этих стран. По утверждениям развивающихся стран, мандат так называемого Доха раунда ВТО предписывает содействовать преодолению бедности, ввиду чего любой пакт должен делать поправку на молодость их рынков. Более благополучные страны и некоторые экономисты говорят, что бедные извлекут пользу из полного открытия своих рынков при более значительных объемах торговли.  
Группа латиноамериканских государств и стран Азии, входящих в ВТО, предложила 25 июня компромиссное соглашение в переговорах относительно либерализации торговли промышленными товарами, что может ослабить твердую позицию Бразилии и Индии, которые сопротивляются большей открытости своих границ, сообщает Associated Press. Предложение, подписанное Чили, Колумбией, Коста-Рикой, Гонконгом, Мексикой, Перу, Сингапуром и Таиландом, позволит открыть рынки развивающихся стран для более либеральной торговли промышленными товарами из других стран. При этом предложение является более глубоким, чем аналогичное со стороны Индии и Бразилии. Два крупных развивающихся государства получили свою порцию критики со стороны США и Евросоюза за свой отказ от новых возможностей для торговли промышленными товарами. При этом Индия и Бразилия обвинили США в несоразмерно огромных субсидиях, которые выдаются фермерам и делают невозможным конкуренцию для сельскохозяйственных производителей развивающихся стран. "Потери и недополученные преимущества от провала или замораживания “процесса Doha” значительно превосходят затраты от принятия неидеального соглашения, - говориться в предложении развивающихся стран. – Пришло время для всех членов ВТО показать свою гибкость необходимую для завершения переговорного процесса непозднее начала 2008 года . Время уходит, поэтому мы призываем других членов продемонстрировать собственную гибкость в ближайшие дни". Невозможность достичь соглашения в ближайшие пять недель, по мнению официальных торговых представителей, отложит решение еще на три года или на неопределенный срок. Выборы в США, которые пройдут в 2008 году, а также Индии, запланированные на 2009 год, сделают невозможным решение вопросов субсидий и таможенных тарифов.Среди развивающихся регионов в сфере электронной коммерции особых успехов достигли страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Он лидирует в освоении широкополосных технологий, а правительство в этих странах играет ключевую роль в привлечении инвестиций в этот сектор и подготовке квалифицированной образованной рабочей силы, необходимой для удовлетворения растущих потребностей иностранных фирм в передаче бизнес-процессов на сторону. Их предприятия также в большей степени встроены во внутрирегиональные и глобальные торговые потоки, чем предприятия других развивающихся регионов. Сегодня на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 46 проц цифровых абонентских линий во всем мире, при этом каждый год здесь появляется 50 млн. новых абонентов интернета. Ввиду большого демографического веса региона потенциал дальнейшего роста очевиден, отмечается в докладе ЮНКАД.

В других районах  мира страны с переходной экономикой также демонстрируют значительный рост электронной торговли как в секторе В2В, так и в секторе В2С, хотя ее общий объем остается весьма скромным и вряд ли достигнет 1 проц глобальной электронной торговли до 2005 года. Продвинувшиеся больше других по пути реформ центральноевропейские и прибалтийские страны достигли относительно высоких показателей "цифровой грамотности" по сравнению с Балканами, Закавказьем и Центральной Азией. Однако "различия между этими двумя группами стран, вероятно, усилятся, - предсказывает доклад, - по мере вступления более развитых стран в Европейский союз". К числу благоприятных факторов относится высокое число платформ торговли между предприятиями, возникающих в России для реализации экспортных товаров, высокий уровень общего образования, а также распространение не запатентованного программного обеспечения Linux, позволяющего вновь создаваемым фирмам снижать издержки.

Проанализировав перспективы и последствия электронной  торговли в каждом регионе, новый  доклад ЮНКТАД делает заключение: "Наличие местного ИТ-сектора или инвестиций от инфотехнологических многонациональных корпораций могло бы способствовать развертыванию электронного бизнеса в развивающихся странах, если оно содействует пониманию преимуществ ИТ и развитию культуры ИТ в местном предпринимательском секторе, если оно способствует росту ИТ-грамотности рабочей силы и если оно придвигает технологию ближе к местному деловому сообществу".

 

2.4. Роль ТНК  в процессах глобализации 

Один из признаков наступления эры экономического глобализма заключается в беспрецедентной транснационализации производства, торговой и банковской деятельности. Под этим термином понимается обрастание национальных «родительских» компаний многочисленными дочерними фирмами и филиалами в разных уголках мира. Транснациональные корпорации (ТНК) превратились в главную движущую силу процесса экономической глобализации, а такие ее субъекты, как национальные государства, оказались во многих отношениях потесненными. Лавинообразный рост ТНК в последнее время объясняется многими причинами, среди которых на первом месте, пожалуй, находится конкуренция, заставляющая снижать издержки, увеличивая масштабы производства и вводя новейшие технологии, искать новые рынки, дешевую рабочую силу, размещать производство там, где ниже налогообложение, и т. д.

Используя современные  системы планирования и информационные технологии, транснациональные компании извлекают выгоду из международных различий в экономической политике, величины налогов и таможенных пошлин, темпов инфляции, ставок заработной платы, производительности, технических стандартов и т. д. Так, например, персональный компьютер собирается в России из комплектующих, поставляемых странами Юго-Восточной Азии, наполняется программным обеспечением, созданным российскими и американскими специалистами.

Ужесточение конкурентной борьбы, стремление удешевить разработку и использование новейших технологий побуждает крупнейшие ТНК идти на те или иные формы слияния, что  становится все более характерной  тенденцией, особенно в авиакосмической и автомобильной промышленности. Бесспорно, что появление новых индустриальных государств и индустриализация развивающегося мира во многом объясняются деятельностью ТНК, которые способствовали размещению у них современных производств, в первую очередь невысокой или средней технологической сложности. В 2003 г. насчитывалось 63 тыс. транснациональных корпораций с 690 тыс. иностранных филиалов. ТНК, таким образом, превратились в главный элемент той соединительной ткани, которая образует глобальную экономику. На них приходится свыше 50 % мирового производства, более 60 % мировой торговли и около 80 % рынка технологий.

Основным инструментом экспансии  ТНК служат прямые иностранные инвестиции, позволяющие создавать в других странах филиалы как путем строительства новых предприятий, так и взятия под контроль и реконструкции существующих. Экспорт капиталов в виде прямых инвестиций растет вдвое-втрое быстрее, чем мировая торговля. Промышленно развитые страны экспортируют капитал прежде всего друг другу, все более и более интегрируя тем самым свои национальные экономики. В мировом объеме прямых зарубежных инвестиций на долю промышленно развитых стран приходится более 70 %, а на долю развивающихся государств — менее 30 %. Это говорит о том, что интенсивность экономической глобализации в различных частях мира неодинакова и прямо связана с уровнями экономического развития стран. В пределах стран так называемого «золотого миллиарда» она приводит к особо заметным результатам. Например, выявилась тенденция к развитию внутриотраслевой торговли. В результате рост международного обмена становится менее восприимчивым к конфликтам, чем в эру господства межотраслевого обмена, когда экспортная экспансия определенных товаров из одних стран могла привести к свертыванию соответствующих отраслей в других.В последнее время типичной тенденцией становится слияние крупных компаний преимущественно однородного профиля, а также приобретение транснациональными корпорациями в свою полную или частичную собственность уже существующих иностранных предприятий.

Интегрируя  рабочую силу разных стран и предъявляя ей повсеместно одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов. Таким образом, потребители в странах с менее развитой экономикой, в которых есть дочерние компании, производят и потребляют товары с таким же уровнем качества, как и в странах материнских компаний, но по более низкой цене.

Информация о работе Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество