Сущность инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение современной динамики и факторов инвестиций в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-рассмотреть понятие и факторы инвестиционной привлекательности;
-изучить инвестиционную активность и состав показателей для ее оценки;
-исследовать инвестиционный климат в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность инвестиционной привлекательности 5
1.1 Понятие и факторы инвестиционной привлекательности 5
1.2 Инвестиционная активность 9
2 Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций……………. 17
2.1 Иностранные инвестиции в Россию 17
2.2 Основные меры, применяемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации 26
Заключение 32
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

п. 13031805(о) Кур.р. Макроэкономика.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Региональный аспект стимулирования притока иностранного капитала до сих пор остается практически не проработанным в научной литературе. При этом механизмы и инструменты экономической политики федерального уровня практически переносятся на региональный, что препятствует развитию исследований в данной области.

В отечественной литературе исследование иностранного инвестирования базируются в основном на анализе  его отдельных аспектов. В частности, изучению основ инвестирования и оценки эффективности инвестиций посвящены работы А.С. Булатова, А.В. Воронцовского, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, Мировая практика регулирования международного инвестирования и организационно-правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций рассмотрены М.М. Богуславским, Н.Н. Вознесенской, И.Н. Герчиковой, Н.Н. Ливенцевым, И.П. Фаминским, а исследованию регионального направления привлечения иностранных инвестиций посвящены работы И.П. Барабанова, Ю. Юданова.

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Проблема привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна не выдерживает конкуренцию со многими государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли экономической компетенции Центральных регионов. Разработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлекать иностранный капитал для решения задач по повышению конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличению темпов экономического роста.

Россия обладает рядом  объективных предпосылок для  привлечения иностранного капитала. Потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал могут сыграть положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию.

Целью данной курсовой работы является изучение современной динамики и факторов инвестиций в экономике России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

-рассмотреть понятие и факторы  инвестиционной привлекательности;

-изучить инвестиционную активность  и состав показателей для ее оценки;

-исследовать инвестиционный климат  в России.

Объектом исследования являются меры повышения инвестиционной привлекательности РФ. В качестве предмета исследования выступают инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность РФ.

В ходе выполнения данной курсовой работы использовались методы исследования: структурно-функциональный метод, наблюдение, и личные наблюдения автора.

  1.  Сущность инвестиционной привлекательности

1.1 Понятие и факторы инвестиционной привлекательности

 

Понятие «инвестиционная привлекательность» активно используется учеными и практиками. Стоящие за ним экономические, управленческие и формально-регулятивные отношения и механизмы традиционно являются объектом макро- и микроэкономического анализа, исследования феномена «национальной экономики», корпоративного менеджмента, корпоративного управления, других отраслей экономического знания, а также прикладных, главным образом методических и аналитических разработок, адресованных реальной инвестиционной практике профессиональных участников рынка ценных бумаг и хозяйственных обществ. Оно чрезвычайно востребовано отечественной предпринимательской практикой и используется в различных программных документах правительства Российской Федерации, различных министерств экономического блока, субъектов Федерации и даже муниципальных образований. В последние годы «популярность» этой категории возросла настолько, что им оперируют даже нормативно-правовые акты и судебные вердикты [3, с. 79].

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов [3, с. 82].

Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.

Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.

В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до «рыночного вида» посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.

Необходимость создания в регионе  привлекательного инвестиционного  климата ни у кого не вызывает сомнения.

К основным атрибутам инвестиционной привлекательности региона можно отнести:

  1. развитое региональное законодательство;
  2. благоприятный налоговый режим;
  3. отбор наиболее удачных инвестиционных проектов;
  4. эффективная судебная система;
  5. минимальные административные барьеры;
  6. создание условий для конкуренции и качественная инфраструктура для развития бизнеса.

Создавая привлекательный инвестиционный климат региона надо помнить о том, что инвестиционная привлекательность является понятием достаточно субъективным. Поэтому на ее действует ряд факторов, делающих регион привлекательным для инвесторов. В настоящее время можно выделить две группы факторов влияющих на инвестиционную привлекательность региона [10, с. 22].

К первой группе относят пороговые (базовые) факторы, они интересуют всех инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. Вторая группа включает дифференцирующие факторы инвестиционной привлекательности, которые различаются для различных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, финансовых инвесторов – потенциал роста стоимости бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов – специальные факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию.

Следовательно, при разработке инвестиционной политики региона, наряду с улучшением пороговых  факторов, необходимо разработать и  реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, финансовым и портфельным инвесторам.

Значительная часть факторов (факториальных  признаков) инвестиционной привлекательности и выражающих их показателей является общей для всех или для большинства структурных уровней экономики.

Таковы, например, объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, темпы изменения прибыли и объемов промышленного производства, доля убыточных предприятий в общем их количестве (соответственно по стране в целом, региону или по определенной отрасли промышленности).

Другие же факториальные признаки присущи только одному или некоторым структурным уровням экономики. Например, отношение населения к курсу экономических реформ, измеряемое по результатам президентских или парламентских выборов, является факториальным показателем, общим только для макроэкономического  и регионального уровней. Такой несомненный фактор инвестиционной привлекательности, как частота и диапазон изменений центральным банком страны ставки рефинансирования, применим лишь для измерения динамики инвестиционной привлекательности страны в целом  [10, с. 27].

Уровень инвестиционной привлекательности  страны, региона, отрасли, предприятия (как обобщенное количественное выражение  их инвестиционной привлекательности) состоит из двух компонентов:

  1. уровня инвестиционного потенциала
  2. уровня неспецифических (некоммерческих) инвестиционных рисков.

1. Содержание инвестиционного потенциала, формируемого рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, не вызывает особых вопросов. Этого нельзя сказать об инвестиционных рисках.

2. Иногда такие риски неоправданно трактуются расширительно, включая все элементы инвестиционного потенциала. Именно так, например, поступили авторы работы, посвященной региональным инвестиционным проблемам России, подготовленной Венским банком. Однако в большинстве случаев понятийные затруднения и нечеткость критериев возникают из-за произвольного, необоснованного объединения принципиально различных видов инвестиционных рисков.

В общем виде инвестиционные риски можно определить как возможность или вероятность полного или частичного недостижения (неполучения) результатов осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного проекта.

Итак, инвестиционная привлекательность является позитивным по своему содержанию понятием, а инвестиционные риски, которые участвуют в формировании этой привлекательности, - негативным понятием. Поэтому при учете некоммерческих инвестиционных рисков как комплексного фактора инвестиционной привлекательности целесообразно преобразование числовых характеристик рисков в числовые характеристики понятия, противоположного по смыслу понятию “региональные инвестиционные риски” (то же относится и к страновым и отраслевым рискам). [11, с. 106].

    1.  Инвестиционная активность

 

Инвестиционная привлекательность региона, включающая и некоммерческие инвестиционные риски, реализуется в виде инвестиционной активности в регионе.

Инвестиционная активность страны, региона, отрасли, предприятия - реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал соответственно в стране в целом, регионах, отраслях, на предприятии.

Взаимосвязь инвестиционной привлекательности  и инвестиционной активности для  каждого из этих структурных уровней  носит характер корреляционной зависимости: инвестиционная привлекательность является обобщенным факторным признаком (независимой переменной), а инвестиционная активность - зависимым от него результативным признаком (зависимой переменной) [13, с. 66].

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.

Согласно Мальцевой Ю.Н., формами  прямого участия являются:

  1. разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федерального бюджета;
  2. составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;
  3. предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;
  4. размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности;
  5. закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;
  6. проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
  7. защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;
  8. разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;
  9. выпуск облигационных займов;
  10. вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  11. предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам [30, с. 102].

Информация о работе Сущность инвестиционной привлекательности