Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли налогового регулирования общественного производства в условиях рыночной экономики.
Также рассмотрение основных налоговых теорий, таких как классическое представление о роли налогов в экономике, кейнсианская теория, неоклассическая теория.
Реализация поставленной цели обусловила такие задачи исследования:
изучить сущность налогов;
рассмотреть классификацию налогов;
определить структуру налогов;
рассмотреть классическое представление о роли налогов в экономике;
Вступление…………………………………………………………………..3
1. Налоги в экономической системе общества ……………………………6
1.1. Сущность налогов. Принципы, функции налогов …………………….6
1.2. Классификация налогов………………………………………………….10
1.3. Структура налогов……………………………………………………….16
2. Основные налоговые теории …………………………………………….19
2.1. Классическое представление о роли налогов в экономике …………19
2.2. Кейнсианская налоговая теория ……………………………………….20
2.3. Неоклассическая теория ……………………………………………….21
3. Сущность и инструменты налогового регулирования ………………….28
3.1. Роль налогового регулирования в формировании
финансов государств …………………………………………………28
3.2. Налоговое регулирование как инструмент социальной политики …30
3.3. Налоговое регулирование в Украине.
Проблемы и пути их решения ………………………………………36
Выводы ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ……………………………………...45
Содержание
Вступление……………………………………………………
1. Налоги в экономической системе общества ……………………………6
1.1. Сущность налогов. Принципы, функции налогов …………………….6
1.2. Классификация налогов………………………………………………….10
1.3. Структура налогов……………………………………………………….
2. Основные налоговые теории …………………………………………….19
2.1. Классическое представление о роли налогов в экономике …………19
2.2. Кейнсианская налоговая теория ……………………………………….20
2.3. Неоклассическая теория ……………………………………………….21
3. Сущность и инструменты налогового регулирования ………………….28
3.1. Роль налогового регулирования в формировании
финансов государств …………………………………………………28
3.2. Налоговое регулирование как инструмент социальной политики …30
3.3. Налоговое регулирование в Украине.
Проблемы и пути их решения ………………………………………36
Выводы ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ……………………………………...45
ВСТУПЛЕНИЕ
Налоговое регулирование – это система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.
В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового регулирования, представляются весьма актуальными.
В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В своей курсовой работе я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода Украины к рынку.
Таким образом актуальность выбранной темы «Налоговое регулирование экономики» состоит в том, что налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом, также одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. Можно сделать вывод, что налоговое регулирование экономики влияет как на бизнес, так и на население. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.
Целью курсовой работы является изучение роли налогового регулирования общественного производства в условиях рыночной экономики.
Также рассмотрение основных налоговых теорий, таких как классическое представление о роли налогов в экономике, кейнсианская теория, неоклассическая теория.
Реализация поставленной цели обусловила такие задачи исследования:
Объектом курсовой работы является налоговое регулирование экономики
Предметом курсовой работы является организация налогового регулирования в Украине.
РАЗДЕЛ 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследования окружающей среды, природы и причинах богатства народов" (1776) вывел основные принципы налогообложения:
Впоследствии этот перечень был дополнен принципами:
обеспечение достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с потребностями и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности налогообложения.
Современные принципы "хорошей налоговой системы":
1. Экономическая эффективность.
Налоговая система должна
2. Дешевизна налогообложения.
Законы о налогах должны быть
простыми по формулировке, а процедура
взимания налогов должна быть
относительно дешевой. Административные
расходы по управлению
3. Гибкость. Налоговая система
должна быть в состоянии
4. Определенность
5. Справедливость. Налоговая
система должна обеспечивать
справедливый подход к
Функция налога— это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 1.1 это показано как повышение цены с до ).
Рис. 1.1 Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 1.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени.
Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Налоги можно классифицировать так:
• По форме налогообложения прямые и косвенные.
• По объекту налогообложения - на доходы на потребление (уплачиваются не при получении, а при использовании) и на имущество.
• В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, - общегосударственные и местные.
• По способу взимания - раскладные (они устанавливаются сначала в общей сумме соответствии с потребностями государства в доходах, затем эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне - между плательщиками) и окладные (предусматривают установление сначала ставок, а затем размера налога для каждого плательщика, общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков).
Наибольшее значение приобрела классификация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно по плательщиков. Это налоги на их доходы и имущество. Косвенные налоги - это налоги на потребление, то есть на товары и услуги. Косвенные налоги являются частью цены реализованных товаров. С повышением их растут цены.
Прямые налоги содержат:
• личный подоходный налог,
• налог на прибыль корпораций, на социальное страхование и на фонд заработной платы (социальные налоги),
• имущественные налоги, в том числе налоги на собственность, и тому подобное.
Основными видами косвенных налогов являются:
• акцизы (специфические и универсальные),
• фискальные монополии,
• пошлины.
Налоговая политика как средство макроэкономического регулирования, присущий экономике рыночного типа, в Украине только начинает формироваться. Этот процесс осложняется прежде от- сути взвешенной, реалистической концепции выхода Украины из экономического кризиса, разработанной на основе определенной экономической теории. Дело в том, что если основным путем выхода экономики из кризисного состояния считать стимулирования предложения, следует применять одну налоговую политику, если же ориентироваться на достижение финансовой стабилизации, прежде низкого уровня дефицита государственного бюджета, другую.
Информация о работе Сущность и инструменты налогового регулирования