Сущность, структура и принципы организации современной кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем кредит необходим для поддержки беспрерывного кругооборота фондов предприятий, обслуживания процесса реализации результатов производства, приобретающее особое значение в рыночных условиях. Большинство субъектов хозяйствования нуждаются в кредитах, чтобы компенсировать временной разрыв между производственным циклом и периодом реализации продукции, то есть между оплатой текущих затрат и поступлением выручки. Кроме того, необходимость кредита связанна с особенностями кругооборота индивидуальных капиталов. Потребность в оборотных средствах может внезапно вырасти, что и предопределяет необходимость получения кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1 КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА: ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ……………………………………………………………………...4
1.1 СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………………………….4
1.2 СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ………………………..………………………………………8
Глава 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………13
Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 738.00 Кб (Скачать файл)

Однако в кредитовании реального сектора банки сталкиваются с рядом серьезных проблем, которые  не могут не отразиться на результатах  их деятельности.

Банки не предоставляют предприятиям кредиты на инвестиционные цели –  новое строительство, расширение производства, замену оборудования. Это связано, в  первую очередь, со ставкой процентов. Реальный сектор может платить по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели порядка 10 – 15% годовых, поскольку  средняя рентабельность промышленных предприятий составляет 13%. Банки  же для поддержания нормальной доходности ориентируются на величину действующей  ставки рефинансирования, которая является для них базовой ставкой (в  настоящее время 14%), а также учитывают  премию за риск. Степень риска увеличивается (особенно в условиях отечественного рынка, характеризующегося непрогнозируемыми  колебаниями курса рубля и  темпов инфляции) при предоставлении долгосрочных кредитов. Отсюда банки вправе рассчитывать на более высокую процентную ставку по долгосрочным кредитам, чем по краткосрочным, что не согласуется с возможностями реального сектора экономики.

В условиях усиливающейся  конкуренции на кредитном рынке  банки скорее принимают процентную ставку по кредитам, чем устанавливают  ее. В результате процентная ставка коммерческих банков является достаточно низкой для того, чтобы заемщик мог вернуть кредит и не обратился к другому кредитору. В свою очередь, баки платят проценты по депозитам, часто довольно высокие в целях привлечения клиентов и ресурсов. В итоге процентная прибыль для банков является незначительной. 

Предоставляя кредиты, банки  обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам, что  обусловлено кредитными рисками  в банковской деятельности и помогает банкам избежать колебаний величины прибыли в связи со списанием  потерь по ссудам.

Нормативы резервирования зависят  от степени риска выданных ссуд. Чем выше степень риска, тем больше величина создаваемого резерва. Степень  риска кредита определяется набором  критериев, которые устанавливаются  ЦБ РФ, и нормативы резервирования по некоторым видам ссуд являются неоправданно высокими.

Так, одним из основных критериев  отнесения ссуду к той или  иной группе риска справедливо является ее обеспеченность. Однако под обеспечением ЦБ РФ понимает только залог. Банковские гарантии и поручительства третьих  лиц по кредитам обеспечением не являются, хотя во многих случаях именно эти  виды обеспечения для банков более  надежны и предпочтительны по сравнению с залогом и обладают большей ликвидностью. Получается парадокс: ссуду, обеспеченные гарантией банка  или платежеспособным поручителем, требуют большего резервирования, чем  те, что обеспечены менее ликвидным залогом.

На увеличение степени  кредитного риска влияет количество продлений ссуды по истечении  первоначального срока договора. Но продление кредита не обязательно  является скрытой формой его не возврата, так как сам банк может выступить  инициатором пролонгации кредита  с целью дальнейшего размещения средств на выгодных для него и  для клиента условиях.

Многие российские предприятия, как крупные, так и малые, являются некредитоспособными как в плане  финансового состояния (платежеспособности, прибыльности, ликвидности баланса, достаточности денежных потоков), так и в плане наличия обеспечения, отвечающего требованиям кредитора и нормативным документам Центрального банка РФ.

По названным выше причинам кредитование в коммерческих банках замыкается на кредитовании акционеров и постоянных клиентов этого банка, имеющего реально движущиеся денежные средства на расчетном и других счетах в данном банке, что служит подтверждением их кредитоспособности.   

Банковское кредитование вновь создаваемых предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, особенно с целью формирования их стартовых капиталов, практически  сведено к нулю.

Все перечисленные выше проблемы сужают для банков тот реальный сектор экономики, который можно было бы кредитовать без повышения риска  деятельности самих банков. Это ведет  к снижению и даже потере доходности банков, так как, имея свободные денежные ресурсы, они не заинтересованы в  предоставлении их реальному сектору, а он, в свою очередь, не дополучает необходимых ему для развития денежных средств.

Наиболее важными факторами, препятствующими деятельности коммерческих банков, по-прежнему являются экономическая  нестабильность в стране, несовершенство налогового законодательства и нормативно-правового  регулирования банковской деятельности, а также высокая степень риска  кредитования реального сектора  экономики.

Таким образом, прежде чем  говорить о перспективах развития кредитной  системы, необходимо  выделить проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.

   В качестве основных можно выделить следующие:

1. низкий уровень банковского капитала;

2. значительный объем невозвращенных кредитов;

3. чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

4. значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;

5. низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность  в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

6. масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

7. недостаточная жесткость надзорных требований;

8. недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Если проанализировать все  эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда  российские банки не могут адекватно  реагировать на меняющуюся ситуацию.

Это и послужило основной причиной кризиса 17 августа 1998 года, когда  кредитная система России дала трещину. И хотя многие руководители поспешили свалить вину на государство, но именно недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками, в первую очередь – валютными и кредитными, в недостаточности капитала и чрезмерном увлечении операциями на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором экономики, и повлекло за собой катастрофу.

Также необходимо отметить, что к первопричинам, вызвавшим  падение банков и иных кредитных  организаций, относятся и внутренние «болезни». Это, прежде всего «синдром большого бизнеса»: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат, всеохватывающая система специальных  форм и процедур для принятия обычных  повседневных решений, рост числа всякого  рода совещаний для выработки  таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно. Окончательные решения откладываются до бесконечности, т. к. каждый администратор стремиться избежать ответственности. Еще одной распространенной «болезнью» является «синдром молодости». Ему подверженным молодежные коллективы, сформированные, как правило, без учета социально-психологических особенностей.

 Постепенно российская  кредитная система приходит в  равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении.

По итогам 1999 года можно  говорить о завершении первого этапа  реструктуризации банковской системы, в результате которой восстановлена  способность банковской системы  оказывать базовый комплекс услуг, сохранено жизнеспособное ядро банков. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций в 1999 году.

В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе  потребуется достаточно длительное время. Кроме того, надо оценивать  имеющиеся положительные тенденции  весьма осторожно и критически, не

Важной причиной невысокой  активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.

Необходимо отметить, что  пока Банку России и его территориальным  учреждениям лучше удается справляться  с функциями контроля за соблюдением отдельных банковских норм, чем с задачей оценки реального финансового состояния каждого банка и перспектив его финансовой устойчивости. Зачастую работа надзорных органов сводится к формальному применению наиболее простых мер воздействия. При этом наиболее серьезную озабоченность вызывает работа по надзору за проблемными банками.

По-прежнему многие кредитные  организации, испытывающие серьезные  финансовые проблемы, имеют возможность  расширять свою деятельность, открывая филиалы.

Сохраняется целый ряд  проблем, связанных с организацией ликвидационных процедур в отношении  кредитных организаций с отозванными  лицензиями. Нередки случаи затягивания  процесса ликвидации кредитных организаций (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий). Отсутствует  активная работа конкурсных управляющих  по взысканию дебиторской задолженности. Банк России в ходе решения вопросов по ускорению ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный характер: несовершенство федерального законодательства, низкая эффективность судебно-исполнительного  производства, отсутствие четкой координации  деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле за проведением ликвидационных процедур. В то же время необходимо искать пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков.

То есть надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.

Задачей следующего этапа  реструктуризации является формирование устойчивой банковской парабанковской систем и системы регулирования на основе апробированных в международной практике подходов. Необходимым условием развития банковского сектора в данном направлении является сохранение и укрепление рыночных механизмов функционирования экономики и финансовой сферы. Также принципиально важно для восстановления развитие операций с реальной экономикой при адекватном управлении рисками, присущими такого рода операциям.

Основными направлениями  в данной области должны стать  совершенствование правовой базы, развитие систем банковского надзора и  отчетности, обеспечение качественно нового уровня транспарентности банков на основе внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Предполагается так же установить требования к квалификации и деловой репутации кандидатов на ответственные должности в  кредитные организации, уточнить процедуру  согласования указанных кандидатур. Дополнения к существующему порядку  предусматривают введение запрета  на совмещение руководящих должностей в нескольких кредитных организациях.

Требуется продолжение работы по совершенствованию порядка формирования резервов на возможные потери. Предполагается расширить состав инструментов, по которым банки должны формировать  резервы на возможные потери, на основании мотивированного суждения об уровне риска с последующим  контролем со стороны надзорного органа.

Назрела острая необходимость  комплексной переработки системы  банковской отчетности – повышение  информативности как для целей  контроля за соблюдением банками пруденциальных норм, так и для потребностей финансового анализа.

По инициативе Московского  банковского союза, Российского  банковского союза и Ленинградской  ассоциации банков 27-28 марта 1991 г. в  Москве состоялся съезд коммерческих и кооперативных банков РСФСР. Съезд  решил реорганизовать Российский банковский союз в Ассоциацию российских банков (далее – Ассоциация), утвердил ее Устав. Представители 65 коммерческих и  кооперативных банков Российской Федерации  оформили вступление в члены Ассоциации российских банков.    Ассоциация российских банков является негосударственной  некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие банки и другие кредитные  организации, а также организации, деятельность которых связана с  функционированием денежно-кредитной  системы Российской Федерации.

Основными задачами Ассоциации являются:

- участие в развитии банковского дела в Российской Федерации, в мероприятиях, проводимых органами государственной власти и управления, Центральным банком РФ по стабилизации экономики, денежного обращения и осуществлению денежно-кредитной политики;

- представление и защита интересов кредитных организаций в законодательных и исполнительных органах власти и управления, ЦБ РФ, судебных, правоохранительных, налоговых и других государственных органах;

- содействие кредитным организациям в консолидации их ресурсов для решения крупных народнохозяйственных программ;

- оказание кредитным организациям организационной, информационно-аналитической, методической, правовой и иной помощи в их работе по обслуживанию юридических лиц и населения в условиях рыночной экономики на основе изучения зарубежного и отечественного опыта;

Информация о работе Сущность, структура и принципы организации современной кредитной системы