Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и контроль.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Понятия, используемые в настоящей работе:

  1. «Резиденты»:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся  за пределами Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства  резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.

  1. «Нерезиденты»:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации  иностранные дипломатические и  иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации  филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.

  1. «Валютные операции»:

а) операции, связанные с переходом  права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе  операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и  пересылка из Российской Федерации  валютных ценностей;

в) осуществление международных  денежных переводов.

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

  1. «Текущие валютные операции»:

а) переводы в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации иностранной  валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера  в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

  1. «Валютные операции, связанные с движением капитала»:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности  на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

  1. «Уполномоченные банки» – банки  и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
  2. «Экспорт товаров» – таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
  3. «Валютная выручка» –  валюта, переведенная или подлежащая переводу в пользу Экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по внешнеторговой сделке товары.

 

 

 

 

 

 

Таможенный  контроль за репатриацией валютной выручки  от экспорта товаров.

Введение

Краткая история  возникновения системы валютного  регулирования.

Система валютного регулирования  в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она  основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что  права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные  черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.

Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической  деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.

Однако, происшедшие изменения  структуры государственного устройства СССР, образование суверенного государства Российской Федерации изменили приоритеты реализации основных направлений развития экономической политики, в том числе и в области валютного регулирования. Встала необходимость скорейшей разработки единого нормативного акта в области валютного законодательства, именно 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 (далее Закон).

Введение Закона впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:

    • Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    • Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
    • Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
    • Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Таким образом, Закон установил  целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.

Причины необходимости создания эффективного валютного контроля.

Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и  нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения.

Конечно же, существование такой  нормативной базы нуждается в  мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Компетенция таможенных органов в области валютного  контроля.

Таможенные  органы в области валютного контроля в мировой практике.

Валютный контроль активно  использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

В соответствии с особенностями  развития различных стран при  определении форм и методов валютного  контроля существовали достаточно серьезные  различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.

Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

Таким образом, можно говорить о  широком спектре тактических  подходов при организации валютного  контроля, которым может воспользоваться государство.

Необходимо отметить, что даже в  случае формальной отмены валютного  контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.

Учитывая наиболее развитые механизмы  валютного контроля, предлагается остановиться на рассмотрении опыта Бельгии и  Франции в данном направлении.

Организация валютного  контроля в Бельгии.

Система валютного контроля Бельгии  функционировала в период с 1955 по 1990 гг. Ее основой стал так называемый «двойной валютный рынок», т.е. применение различных форм и методов регулирования текущих валютных операций и операций, связанных с движением капиталов.

Национальный банк Бельгии (БНБ) регламентировал  операции на рынке текущих валютных операций, в том числе путем поддержания курса национальной валюты (только для целей текущих операций).

Информация о работе Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров