Таргетирование инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение:
- таргетирования, как средства удержания инфляции в целевом коридоре
-возможность использования таргетирования в России
-возможные проблемы возникающие при таком методе контроля инфляции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие таргетирования инфляции…………………………………….5
Сущность инфляционного таргетирования………………………………5
Опыт таргетирования инфляции в развитых странах……………………8
Таргетирование инфляции и обменный курс…………………………...12
Глава II. Таргетирование инфляции в России…………………………….…...19
2.1 Возможность применения таргетирования инфляции в России…………19
2.2 Возражения против инфляционного таргетирования…………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников...…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

При переходе к таргетированию инфляции необходимо уточнение нескольких важных моментов. Во-первых, показатель инфляции должен быть общедоступным и обладать хорошей  репрезентативностью. Его динамика не должна подвергаться воздействию  административных, разовых и волатильных  факторов. Необходимо максимальное исключение влияния показателей, отклоняющих инфляцию от тренда. Как правило, страны, таргетирующие инфляцию, ориентируются на индекс потребительских цен с теми или иными поправками. Известна и практика таргетирования общего индекса потребительских цен. В этих случаях индикативные качества ИПЦ, как наиболее известного широкой общественности показателя, доминируют над качествами большей подконтрольности, присущими базовой инфляции. Несмотря на то, что базовые индексы потребительских цен не таргетируются напрямую в таких случаях, они используются как информационные переменные, в том числе в процессе принятия решений об изменении политики (процентных ставок).

Во-вторых, необходимо определить значение выбранного целевого ориентира. Так или иначе, усилия центральных банков в борьбе с инфляцией направлены на обеспечение  ценовой стабильности. Ценовая стабильность — это уровень инфляции, позволяющий  населению, государственному и частному сектору не учитывать ее в каждодневных решениях. Подобным уровнем принято  считать коридор в 1-3% в год  или немногим больше. Строго говоря, целевое значение не должно быть не только слишком высоким, но и слишком  низким. Проблема дефляции для России пока не актуальна, однако и об этой стороне таргетирован инфляции необходимо помнить.

Выбранное значение целевого уровня инфляции может устанавливаться в двух формах - конкретное (единичное) значение или диапазон допустимых значений с верхней и нижней границами. Когда Центральный банк выбивается из целевого значения инфляции, то с критически важной точки зрения доверия к политике банка, неудача с достижением единичного значения гораздо менее серьезно бьет по престижу регулятора, чем несоблюдение диапазона границ. Соответственно, чем более узким является диапазон, тем в большей степени участники рынка и общественность доверяют намерениям Центрального байка держать инфляцию под контролем.

С другой стороны, более узкий коридор  снижает шансы удержания инфляции в его рамках при возникновении  неожиданных обстоятельств или  неточностей э решениях регулятора. Таким образом, выбор диапазона  должен обеспечивать компромисс между  формированием доверия к политике Центрального банка и сохранением  определенной гибкости в действиях  и целях самого регулятора. Отклонение фактической инфляции от целевого значения означает одно из двух—либо регулятор  неспособен удерживать инфляцию под  контролем, либо намеренно не соблюдает  ориентир в угоду решению прочих макроэкономических задач (например, стимулирование экономического роста).

В-третьих, при построении системы инфляционного  таргетирования важным является определение  целевого горизонта. Поскольку в  краткосрочной перспективе мероприятия  в области денежно-кредитной политики практически бессильны, целевой  инфляционный горизонт редко устанавливается  на период менее 1 года. В свою очередь, инфляционные цели на период свыше 4 лет  обладают слишком значительной неопределенностью, чтобы вызывать достаточное к  себе доверие и также практически  не применяются.

Ключевое  значение для инфляционного таргетирования имеет информационное взаимодействие с общественностью. Информация, поступающая  от Центрального банка, не должна ограничиваться собственно самими инфляционными ориентирами. Поскольку инфляционные ориентиры  формируются под влиянием ситуации в экономике и планируемых  действий регулятора в области денежно-кредитной  политики, то, прежде всего, Центральному банку следует предоставлять  общественности свое наиболее полное понимание происходящего в экономике  и перспектив ее развития, а также  предполагаемые действия регулятора в  этих условиях. В течение целевого периода Центральному банку необходимо публиковать инфляционные обзоры с  расширенным анализом факторов роста  цен и, в случае выхода инфляции за рамки целевых значений, следует  объективно рассматривать причины  неудач. Бели, по мнению регулятора, существуют угрозы ускорения инфляции, необходимо прямо или косвенно указывать  на озабоченность данными, процессами и при необходимости даже корректировать инфляционные цели. Прозрачность действий регулятора — не менее важная составляющая инфляционного таргетирования, чем, скажем, хорошая история достижения выбираемых целей роста цен.

Практически для всех развитых стран, переходивших к таргетированию инфляции, был характерен предшествующий тренд к ее замедлению. Иными словами, в большинстве случаев акцент на таргетировании инфляции делается не в момент угрозы повышения темпов роста цен, а, напротив, в периоды, когда инфляционный фон в целом затихает и стабилизируется. Однако известны случаи внедрения системы инфляционного таргетирования в момент ожидания активизации инфляционных процессов.

В Российской денежно-кредитной политике существует двойственность целей — сдерживание  укрепления рубля и достижение стабильно  низкой инфляции. Принято считать, что  контроль над обменным курсом и обеспечение  стабильности цен — взаимопротиворечащие цели денежно-кредитной политики. Это, наиболее распространенное мнение, имеет под собой очевидное фундаментальное основание, подтвержденное в теории и на практике. Переход к таргетированию инфляции во многих странах обосновывался именно неэффективностью использования обменного курса в качестве «номинального якоря» и поиском альтернативной макроэкономической переменной, которой становилась инфляция. Поддержание стабильного обменного курса, порой в условиях волатильных показателей платежного баланса, негативно отражалось на динамике прочих макроэкономических переменных, таких как безработица и экономический рост, в результате чего отказывались от фиксации обменного курса и концентрировались на контроле над инфляцией.

Самая значительная проблема двойственное целей заключается  в том, что она препятствует управлению инфляционными ожиданиями—общественности непонятно, насколько регулятор готов жертвовать одной целью ради достижения другой, и которая из них имеет более высокий приоритет при тех или иных обстоятельствах. Иными словами, при появлении определенных признаков разгона инфляции в будущем, у общественности нет уверенности в том, что Центральный банк отдаст приоритет инфляции, а не достижению другой цели (контролю над обменным курсом)

На первый взгляд в российской денежно-кредитной  политике действительно сохраняется  формальная двойственность. В Конституции  России и Федеральном законе «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» указано, что одной из целей деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Устойчивость рубля разделяется  на внутреннюю (стабильность цен) и  внешнюю (стабильность обменного курса).

Вместе  с тем, «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2008 год» содержат прямое указание на то, что «главной целью денежно-кредитной  политики в предстоящие три года является снижение инфляции».

Россия  достаточно подготовлена к политике таргетирования инфляции. Для успешности этой политики необходимо предпринять  ряд мер по политической и макроэкономической стабилизации, а также развитию финансовых рынков:

• достигнуть согласия всех ветвей власти в том, что основная цель денежной политики - это поддержание стабильного  уровня инфляции;

• продемонстрировать способность Банка России достигать  объявленных целей инфляции;

• усовершенствовать  прогнозирование инфляции для обеспечения  его большей обоснованности;

• расширить  перечень и объемы долговых обязательств, пригодных для обеспечения заимствований  у Банка России.

Все эти  условия не обязательны и не имеют  четких количественных параметров. Банк России может начать переход к  политике таргетирования уже сейчас. Более того, Банк России уже начал следовать упрощенному варианту такой политики.

Обменный  курс в условиях тарегетирования инфляции7

 

22 июня. IFX-News - Председатель Центробанка Сергей Игнатьев, выступая в понедельник на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, назвал основные цели Банка России. По его словам, "нашей основной целью должен быть переход к инфляционному таргетированию и свободному плаванию курса рубля".

 

В то же время С.Игнатьев не стал называть конкретные сроки, в которые эта задача может  быть решена. "В ближайшие два  года мы можем максимально приблизиться к этим режимам", - считает глава  Центробанка. При этом он отметил, что  ЦБР в ближайшие 2 года "жестких  обязательств по прекращению интервенций  брать не следует".

 

Как пояснил  глава Центробанка, политика свободного плавания валютного курса предполагает обязательство Банка России не проводить  валютных интервенций для поддержки  курса. Говоря о валютной политике Центрального банка РФ, С.Игнатьев заметил, что  масштабы валютных интервенций должны быть значительно меньше, чем были в последние годы, а валютный курс значительно более гибким.

 

Председатель  Банка России также отметил, что  с мая прошлого года по настоящий  момент Россия прошла половину пути по переходу к плавающему валютному  курсу, и "по обратному пути идти не следует". Нужно продолжать двигаться  по пути меньшего присутствия ЦБ РФ на валютном рынке и большего ориентирования на инфляцию, считает глава ЦБР.

 

Кроме того, С.Игнатьев сказал, что в связи  с планами по переходу к инфляционному  таргетированию роль процентной политики ЦБ будет, безусловно, повышаться, и  она уже сейчас повысилась.8

2.2 Возражения против инфляционного таргетирования

 

Риск слишком поспешного перехода страны к таргетированию инфляции, без наличия перечисленных условий, заключается в возможной потере контроля денежных властей над инфляцией. Превышение целевого уровня инфляции создает дополнительные инфляционные ожидания в будущем. Эти ожидания придется удовлетворять, чтобы экономика не ушла в рецессию, из-за чего контроль над инфляцией может быть потерян.

Однако  есть мнения, что удовлетворение вышеперечисленных  условий хотя и желательно, не является жесткой необходимостью. В развивающихся странах, не отвечавших полностью всем требуемым критериям и перешедших к политике таргетирования инфляции, не было ни одного провала этой политики. Они смогли уменьшить как уровень, так и волатильность инфляции и поддерживать стабильность экономики.

В России, по нашему мнению, переход к такой  политике надо сделать постепенным, придавая все большее значение достижению прогнозируемой инфляции. За время  переходного периода необходимо предпринять несколько важных шагов  по развитию институтов, которые помогут  точнее контролировать инфляцию.9

Таргетирование  инфляции не является новацией. Центральные  банки всегда отслеживали различные  индексы цен, даже если в качестве промежуточных целей использовали денежные агрегаты или валютный курс. Однако в случае инфляционного таргетирования объявление целевого ориентира инфляции приобретает форму обязательства  по его достижению в течение определенного  периода времени, что обусловливает  ряд черт, присущих только этой процедуре.

С теоретической  точки зрения объявление целевого ориентира  инфляции служит "якорем" денежно-кредитной  политики и выступает эффективным  механизмом согласования цен и заработной платы. В практическом аспекте установление ориентиров инфляции позволяет заполнить "вакуум" в регулировании экономики, образовавшийся после отказа властей от таргетирования денежных агрегатов или валютного курса. Таким образом, можно сказать, что практическая мотивация использования инфляционного таргетирования основывается на лучшей управляемости процессом достижения конечной цели (стабильности цен), а теоретическая - на сигнально-катализаторных свойствах процедуры объявления инфляционной цели.

Рассмотрим  проблему управляемости. Центральный  банк должен эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной  цели. Если он не способен это делать, то нет никакого смысла в установлении его количественных ориентиров. В  то же время инструменты, находящиеся  в распоряжении центрального банка  любой страны, не позволяют непосредственно  достичь промежуточных целей, и  ему приходится подбирать другой набор переменных, называемых операционными  целями. При таргетировании и инфляции, и денежных агрегатов центральный  банк использует одни и те же операционные цели: объем резервов, величину денежной базы, уровень межбанковской процентной ставки и т.д. Следовательно, он потенциально оказывает одинаковое влияние как  на инфляцию, так и на денежные агрегаты М2 или МЗ. При переходе от таргетирования денежных агрегатов к таргетированию инфляции не решаются проблемы, связанные  с ненадежностью связи между  инструментами центрального банка  и промежуточными целями, поэтому  теоретически инфляционное таргетирование не обладает никакими преимуществами с позиции управляемости перед  таргетированием других переменных. Аналогичная ситуация и с другими  промежуточными целями, такими, как  процентная ставка, валютный курс или  совокупный внутренний кредит.

Кроме того, трансмиссионный механизм промежуточных  целей довольно слабо влияет на цены. Ведь такие оказывающие воздействие  на динамику потребительских цен  факторы, как издержки оплаты труда, валютный курс, цены на зарубежное сырье, находятся вне досягаемости инструментов денежно-кредитной политики. С этой точки зрения намного легче устанавливать значения денежных агрегатов, которые могут непосредственно контролироваться центральным банком.

Обратимся теперь к сигнально-катализаторным свойствам таргетирования инфляции. Считается, что инфляционное таргетирование эффективнее, чем денежное, влияет на ожидания участников рынка и ценообразование. Соответственно ускоряется их ответная реакция, отсюда - и катализаторные свойства инфляционного таргетирования. Однако специалисты Банка Италии, изучив инфляционное таргетирование, пришли к выводу, что оно не обладает выраженными сигнально-катализаторными  свойствами". По их мнению, сигнальный процесс не будет протекать нормально, поскольку инфляционное таргетирование не может преодолеть влияния изменения  цен под воздействием упомянутых факторов. Они полагают, что сигнально-катализаторные свойства присущи инфляционному  таргетированию в меньшей степени, чем таргетированию денежных агрегатов. По сути, мы вернулись к проблеме управляемости. Замкнутый круг может  быть разорван, если центральный банк пользуется высоким авторитетом  среди рыночных игроков. Чем выше доверие к денежным властям, тем  заметнее проявляются сигнально-катализаторные свойства независимо от того, насколько  управляем процесс достижения конечной цели. Соответственно в краткосрочном  периоде выбор более управляемой  и понятной для рынка цели денежно-кредитной  политики подходит для центрального банка, пользующегося низким авторитетом, а менее управляемой и объяснимой - для центрального банка с высоким  уровнем доверия. Однако на практике наблюдается обратная картина: к  инфляционному таргетированию прибегли центральные банки, испытывавшие ощутимый недостаток доверия и не сумевшие справиться с более простым таргетированием  денежных агрегатов и валютного  курса.

Информация о работе Таргетирование инфляции