Теоретические и методологические аспекты исследования российского рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

В XVIII—XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).1
После революции 1917 г. биржи, как и частные банки, были экспроприированы и закрыты. Возрождение РЦБ в России началось с переходом к рыночной экономике. В его развитии были следующие этапы.

Вложенные файлы: 1 файл

раздел один1 для печати.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

В частности, дополнительным основанием для отказа в регистрации  эмиссии ценных бумаг должно стать  участие в совете директоров организации или среди ее учредителей лиц, которые руководили компаниями, не рассчитавшимися со своими вкладчиками, а также которые были осуждены за мошенничество и другие экономические преступления.

Чтобы быстрее  изжить сложившиеся негативные черты  рынка ценных бумаг, законодательная работа должна вестись, как представляется, по двум направлениям.

Во-первых, следует  заменять ранее принятые акты на более  совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны.

Во-вторых, пора законодательно урегулировать новые области экономических отношений.

Можно предложить примерный список задач, которые  предстоит решить в процессе совершенствования  нормативной базы:

а) преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов. В основе функционирования рынка лежит добровольное вложение денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг, следовательно, от обеспечения доверия инвесторов к рынку зависит само существование рынка;

б) пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;

в) создание разнообразных  форм компенсаций, систем взаимных гарантий страхования на рынке ценных бумаг  в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг.

Страхование ответственности  участников фондового рынка должно войти в практику делового оборота  и стать неотъемлемой частью прав инвесторов.

Хотя ни на одном развитом рынке нет обязательного страхования подобных рисков, в США и Южной Америке 100%, а в Европе 75-80% финансовых институтов, тем не менее, имеют страховое покрытие.

Одним из наиболее типичных рисков на рынке ценных бумаг  является риск регистратора, связанный с определением подлинности подписи инвестора на передаточном распоряжении.

На американском фондовом рынке уже более 30 лет  действует система защиты от таких  мошеннических действий. Суть ее в  том, что рыночные торговцы (брокеры  и дилеры) заинтересованы в быстрой и эффективной перерегистрации прав собственности в большей степени, чем регистраторы.

Брокеры и дилеры лучше приспособлены контролировать риск, поскольку знают своих клиентов и имеют возможность удостовериться в том, что подпись на передаточном распоряжении подлинная и принадлежит индоссанту.

Инвестору же получение  компенсации от брокера представляется более надежным, чем от регистратора, так как инвестиционные институты  являются более состоятельными, чем  регистраторы.

Таким образом, брокер (дилер), заинтересованный в быстрой перерегистрации, представляя передаточное распоряжение регистратору, гарантирует ему собственными активами, что подпись на документе принадлежит его клиенту и является подлинной.

Эта система  начинает применяться и в России;

г) постепенное  увеличение степени открытости рынка  для иностранных инвесторов;

д) обеспечение  инвесторов полной и достоверной  информацией о ценных бумагах  и их эмитентах, ужесточение требований к достоверности информации.

Это необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга и принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а, не опираясь на догадки и слухи. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели должны быть потрачены его деньги, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, вероятно, вложит их туда, где информацию не скрывают.

Раскрытие таких  сведений имеет еще один положительный  результат: оно стимулирует конкуренцию  между предприятиями и тем самым способствует укреплению рынка.

Но при введении соответствующих  норм регулирования необходимо соблюдать  разумный баланс - закрепляя обязательный для раскрытия необходимый объем  информации, не вторгаться в область  коммерческой тайны, иначе "прозрачность" может обернуться потерями, ведь пользоваться данными смогут не только инвесторы, но и конкуренты;

е) создание равных условий и обеспечение конкуренции  при осуществлении предпринимательской  деятельности на рынке ценных бумаг;

ж) стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;

з) развитие и  закрепление в законодательных  и иных нормативных правовых актах  принципа функционального регулирования  при распределении обязанностей между органами государственного регулирования;

и) усиление государственного контроля за соблюдением условий  лицензирования при осуществлении  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокий уровень их квалификации, достаточность собственных средств, поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности;

к) ужесточение  требований к профессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности в организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;

л) совершенствование  системы ответственности юридических  и физических лиц за правонарушения на рынке ценных бумаг путем принятия соответствующих федеральных норм.

 

Приватизация, акционирование, банкротства, стремительное  биржевое движение - все это проявления века "акций, рент и облигаций", прерванного в 1917 г. и возрождающегося  вновь.

Необходимо  как можно скорее решить триединую задачу: укрепить доверие к государству, отладить законодательный механизм, повысить эффективность функционирования контролирующих и правоохранительных органов. И от того, как государство сумеет справиться с ней, во многом зависит будущее рынка ценных бумаг.

Департамент ценных бумаг и финансового рынка  Министерства финансов Российской Федерации  для подготовки аналитической записки  о ходе исполнения Программы Правительства Российской Федерации на 2006 - 2010 годы "Структурная перестройка и экономический рост" направляет в Минэкономики России материалы по состоянию рынка государственных ценных бумаг на текущий момент.

 

 

 

В 2008 году Министерству финансов Российской Федерации удалось добиться позитивных сдвигов на рынке государственного внутреннего долга.

Наиболее значительным фактом является существенное снижение доходности всех видов государственных  ценных бумаг с 37,0 - 33,0% годовых на первых аукционах в январе 2009 года до 17,0 - 18,0% годовых к концу октября  текущего года, что позволило полностью рефинансировать обязательства Правительства Российской Федерации, возникшие в 2008 году по высоким ставкам (70,0 - 80,0% годовых) и привлечь средства для финансирования дефицита бюджета.30

В 2008 году в 1,5 раза (против 16,98% на 01.01.2007) увеличилась доля нерезидентов в государственном внутреннем долге ГКО/ОФЗ.

Это позволило  Министерству финансов Российской Федерации  ускорить темпы снижения уровня доходности в течение года.

Отметим, что  в период финансового кризиса  произошел отток средств нерезидентов с рынка государственного долга, доля их участия сократилась до 26,14% на 01.10.2008, против 27,88% на 01.11.2008.

Однако, уже  к концу года эта тенденция  была переломлена на противоположную, и на 01.01.2010 этот показатель составил 27,51%.

Кроме снижения доходности государственных ценных бумаг, важнейшей задачей Минфина России на рынке государственного внутреннего долга является его реструктуризация в сторону увеличения сроков обращения, в чем 2008 год также стал показательным.

Уже к концу  октября 2008 года средний срок до погашения обращающихся на вторичном рынке обязательств Минфина России составлял 280 дней, против 146 дней на 01.01.2008.

С учетом последствий  мирового финансового кризиса Министерство финансов Российской Федерации временно изменило тактику своих действий на рынке, размещая в основном ГКО со сроком обращения около 180 дней.

В результате дюрация  государственного внутреннего долга  к концу года снизилась до 250 дней.

Тем не менее, это  позволило избежать значительного  увеличения стоимости обслуживания государственных ценных бумаг в 2010 году

1 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 270 с.

2 Корчагин Ю.А. Становление рынка ценных бумаг России. М.: ЦИРЭ, 2009

3 Столяров А. Кризис российского фондового рынка в 2008 году - внешний вирус? М.: «Депозитариум», 2009 г., №1

4 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 270 с

5 Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.

6 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 270 с

7 (расчеты по данным РТС и Росстата.)

8 Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономикс: Пер. с англ. 16-е изд. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, с.389

9 (Источник: расчеты автора по данным РТС и Росстата.)

10 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы/ А.Абрамов, Е.Апевалова, Е.Астафьева и др.; науч.ред. Е.Д.Гайдар. – М.: Проспект, 2010, 656 с.

11 www.rts.ru // www.micex.ru

12 данные РТС, Росстата

13  данные РТС, Росстата

14 Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис-2008: вхождение в мировую рецессию.

15  данные РТС, Global Investment House

16  Российский фондовый рынок – локомотив роста и буревестник кризиса // Интерфакс. 2008. 29 дек. http://www.interfax.ru/ print.asp?sec=1447&id=54611.

17  На рынке РЕПО тонет «КИТ» // Point: 2008. 17 сент. http:// www.point.ru/business-news/2008/09/17/17732.

18  Обвал российского рынка – причины и первые выводы // ZeFinance: 2008, 17 сент. http:// zefinance.ru/ Archive/0010.htm.

19 Б. Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов; Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет; «Вопросы экономики», №3, 2009

20 Белоусова А.,  Бергер А.,  Гутман М. и др. Вы и мир инвестиций: Учебное пособие - 3-е изд., испр. – М.: Вече, 2003 – 80 стр.  с.37-38

21 Галанов В.А, Басов А.И., под редакцией. Рынок ценных бумаг: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. - 447 с.  с. 280

22 Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - 176 с.   с. 67-68

23 Колесников В.И. Ценные бумаги: Учебник. М.: Финансы И статистика, 2003 г. 448 с.   с. 280-283

24 Семенкова Е. В. «Операции с ценными бумагами» М., 2010

25 Там же.

26 Алексеев М. Ю. «Рынок ценных бумаг» М., 2009

27 Каратуев А. Г. «Ценные бумаги: виды и разновидности» М., 2009.

28 Там же.

29 Каратуев А. Г. «Ценные бумаги: виды и разновидности» М., 2008

30 Алексеев М. Ю. «Рынок ценных бумаг» М., 2009

 


Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования российского рынка ценных бумаг