Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:27, курсовая работа
В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом, что обуславливает актуальность исследования. Целью исследования является всесторонне изучение международной торговли в целом и механизма ее регулирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение понятия международной торговли;
Изучение теорий международной торговли;
Анализ механизма регулирования международной торговли;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………..
Сущность международной торговли…...…………........................................
Теории международной торговли…………………………………..…….….
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРОВЛИ……………………..
Сущность торговой политики………………………………………………...
Методы регулирования международной торговли………………………….
Организации, регулирующие международную торговлю………………….
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...
Направления развития международной торговли………………..…………
Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке…………………………………………………………………………...
Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей – таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо. По версии Рикардо совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки.
Таким образом,
относительное преимущество – выгода,
основанная на более низких альтернативных
(вмененных) издержках в стране-экспортере.
Отсюда в результате специализации и торговли
выиграют обе страны, участвующие в обмене.
Примером в данном случае может служить
обмен английского сукна на португальское
вино, что приносит выгоды обеим странам,
даже если абсолютные издержки производства
и сукна, и вина в Португалии ниже, чем
в Англии.
Впоследствии Д.С.Милль в своем труде «Основания
политической экономии» дал пояснения,
по какой цене осуществляется обмен. Согласно
Миллю, цена обмена устанавливается по
законам спроса и предложения на таком
уровне, что совокупность экспорта каждой
страны позволяет оплачивать совокупность
ее импорта – таков закон международной
стоимости.
Теория Хекшера-Олина. Это теория ученых из Швеции, появившаяся в 30-е годы ХХ века, относится к неоклассическим концепциям международной торговли, так как эти экономисты не придерживались трудовой теории стоимости, считая производительными, наряду с трудом, капитал и землю. Поэтому причина торговли у них – разная обеспеченность факторами производства в странах – участницах международной торговли.
Основные положения их теории сводились к следующему: во-первых, в странах наблюдается тенденция экспортировать те товары, для изготовления которых используются имеющиеся в стране в избытке факторы производства, и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция выравнивания «факторных цен»; в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства за пределы национальных границ.
Неоклассическая
концепция Хекшера – Олина оказывалась
удобной для объяснения причин развития
торговли между развитыми и развивающимися
странами, когда в обмен на сырьевые товары,
поступающие в развитые страны, в развивающиеся
ввозились машины и оборудование. Однако
не все явления международной торговли
укладываются в теорию Хекшера – Олина,
так как сегодня центр тяжести международной
торговли постепенно смещается к взаимной
торговле «подобными» товарами между
«подобными» странами.
Парадокс Леонтьева. Это исследования
американского экономиста, подвергшего
сомнению положения теории Хекшера –
Олина и показывающего, что в послевоенный
период экономика США специализировалась
на тех видах производства, которые требовали
относительно больше труда, а не капитала.
Суть парадокса Леонтьева состояла в том,
что доля капиталоёмких товаров в экспорте
могла расти, а трудоёмких сокращаться.
В действительности же при анализе торгового
баланса США, доля трудоёмких товаров
не сокращалась. Разрешение парадокса
Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость
товаров импортируемых США довольно велика,
но цена труда в стоимости товара значительно
ниже, чем в экспортных поставках США.
Капиталоёмкость труда в США значительная,
вместе с высокой производительностью
труда это приводит к существенному влиянию
цены труда в экспортных поставках. Доля
трудоёмких поставок в экспорте США растёт,
подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно
это с ростом доли услуг, цены труда и структуры
экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости
всей американской экономики, не исключая
и экспорта.
Теория жизненного цикла товара. Ее выдвинули и обосновали Р.Верной, Ч.Киндельбергер и Л.Вельс. По их мнению, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит цикл, состоящий из пяти этапов:
Теория М.Портера. Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
Серьезным стимулом к успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование предприятий с помощью государственной поддержки, с точки зрения Портера, – негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М.Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах ХХ века.
Теорема Рыбчинского. Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.
Теория Самуэльсона и Столпера. В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П.Самуэлъсон и В.Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами [7, с. 115].
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Сущность торговой политики
Государственное регулирование международной торговли может быть:
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственно вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта [6, с. 85].
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта [9, с. 146].
Можно выделить следующие методы торговой политики стран: тарифные, нетарифные и скрытые.
Тарифные методы регулирования международной торговли.
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции: