Трансформация экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности трансформационной экономики, направлений и методов государственного регулирования, анализ эффективности системных преобразований в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, закономерности функционирования переходной экономики и трансформационного процесса;
- определить главные задачи переходной экономики;
- рассмотреть модели переходных экономик на примере зарубежных стран;
- рассмотреть особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 434.40 Кб (Скачать файл)

Стабилизация курса белорусского рубля, сохранение положительной динамики по другим показателям в денежно-кредитной политике выявили финансовую проблему реального сектора экономики, блокирующую экономический рост, рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить активизацию инвестиционных процессов за счет внутренних источников.

Конференция по финансированию развития (Монтеррей, Мексика), которая проходила 18-22 марта 2002 года, подтвердила правильность избранного Республикой Беларусь пути, ориентированного на решение проблем финансирования социально- экономического развития преимущественно за счет внутренних ресурсов.

Поскольку у Беларуси нет пока достаточных возможностей влиять на критерии распределения средств, избранный ею путь представляется критически важным в условиях очевидных тенденций к усилению политизации международной помощи на развитие.

В этой ситуации необходимо реализовать ключевые макроэкономические задачи, а именно: направить имеющийся финансовый потенциал экономики (ресурсов сбережений) на внутренние инвестиции, что требует активизации качественно новых факторов роста, прежде всего решения острых структурных и институциональных проблем, ускорения соответствующих реформ, повышения инвестиционной привлекательности реального сектора, активизации процессов межотраслевого перелива капитала [9, c. 9-12]

Итоги экономического развития Республики Беларусь в 2001 году показывают, что стратегические целевые ориентиры, концептуальные схемы и приоритетные направления деятельности в программе определены, верно. Это позволяет перевести функционирование народного хозяйства, его подсистем и общества в целом в режим долгосрочного устойчивого и жизнеспособного развития.

Таким образом во второй главе можно сделать следующие выводы. Особенности перехода к рыночной экономике в Беларуси:

  • длительный экономический спад;
  • кризис технологий;
  • углубление структурных диспропорций;
  • высокая подвижность и изменчивость отношений собственности;
  • значительные масштабы государственного регулирования;
  • «переходное» состояние производственных отношений.

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем инфляции. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки сбыта продукции. Резко сократились объемы капитального строительства.

Для предотвращения надвигающейся национальной катастрофы, обеспечения роста производства и стабилизации экономики требовалось принятие решительных мер.

Была разработана программа неотложных мер по выходу экономики страны из кризисного состояния. Реализация этой программы обеспечила макроэкономическую стабилизацию: возобновился экономический рост, стала проводиться жесткая денежная и кредитная политика, стабилизировался курс белорусского рубля.

 

3. ПРОБЛЕМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

На сегодня в Беларуси более 80% активов в городе и деревне являются государственной и кооперативной собственностью. Здесь нет олигархов и крупных частных состояний. Но государственные предприятия и колхозы, а также совхозы работают лучше, чем в советские годы. В обществе сохранились в основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии находятся в оппозиции.

В стране сохраняются очень низкие цены на основные потребительские товары и услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета. Частная инициатива развивается главным образом в сфере мелкого и среднего производства и сфере услуг. По уровню преступности и коррупции Белоруссия самое благополучное государство в СНГ. Средняя зарплата в 2005 году была выше, чем в России, средние размеры пенсий поднялись до 83 долл. Безработицы в Беларуси фактически нет, и в поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.

Товарооборот с Россией превысил 16 млрд. долл. в годовом исчислении. Белорусские тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта РБ - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.

Беларусь - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность основных культур возросла по сравнению с советским периодом.

По существующим критериям Беларусь можно определить как социалистическое государство, но устроенное более разумно, чем СССР[5, c. 64-65].

Экономика Беларуси в первом полугодии 2006 года развивалась достаточно высокими темпами. ВВП вырос на 10,1% при годовом прогнозе 7-8,5%, промышленное производство выросло на 12,6%, сельскохозяйственное – на 6,9%. Уровень инвестиций превысил прогноз в 2-3 раза. Выше верхней границы прогнозных параметров был рост денежных доходов населения, розничного товарооборота и платных услуг. Выполнены 14 из 16 важнейших параметров прогноза (исключением стали импорт товаров и услуг и снижение энергоемкости ВВП). Внешнеторговое сальдо сложилось отрицательным в размере 423,4 млн. долл. США, тогда как в 2005 году за этот период оно было положительным и составляло 748,2 млн. долл. США. Промежуточный импорт по многим позициям растет быстрее, чем экспорт товаров, для которых он осуществлялся. Чрезмерно высок импорт продовольствия.

По темпам прироста ВВП за первое полугодие наша страна по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уступает лишь Азербайджану и Армении.

По темпам роста промышленного производства и розничного товарооборота наша страна среди стран СНГ занимает третье место.

В первом полугодии 2006 года индекс физического объема продукции промышленности к уровню 2005 года за этот же период составил 112,6% при прогнозе на 2006 год 106,5-108%. Объем производственной промышленной продукции (работ, услуг) в текущих ценах достиг 36 трлн. рублей (приложение А). В течение полугодия сохранялась общая тенденция к росту промышленного производства. Наиболее существенными факторами роста промышленного производства являлись:

  • увеличение импорта нефти для переработки;
  • увеличение инвестиций производственного назначения как источника спроса на машиностроительную продукцию;
  • расширение спроса населения на потребительские товары;
  • рост экспорта промышленной продукции, расходов на жилищное строительство.

Для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения эффективности развития промышленного комплекса страны необходимы: снижение себестоимости производимой продукции, ее материалоемкости и энергоемкости, уменьшение амортизационных отчислений через консервацию неиспользуемых основных средств; реорганизация убыточных предприятий; создание и освоение производства новой продукции; сокращение товарных запасов, дебиторской задолженности, особенно ее просроченной части. Последнее требуется для ускорения оборачиваемости оборотных средств, высвобождения их в целях своевременного погашения кредиторской задолженности, уменьшения потребности предприятий в заемных средствах и суммы уплачиваемых по ним процентов.

В целом Республика Беларусь по повышению уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного производства находится в числе лидеров среди стран СНГ.

На первый взгляд, экономика Беларуси продолжает оставаться «загадкой» в кризисные времена. В соответствии с официальной статистикой, за январь-ноябрь ВВП упал на 0.4% г/г, в то время как ВВП России – основного рынка для белорусской промышленной продукции – сократился на 9.1% г/г. В то же время Беларусь оказалась одной из первых стран, запросивших предоставление резервного займа МВФ для «(1) содействия упорядоченной адаптации к внешним потрясениям, с которыми столкнулась страна, и (2) решения неотложных проблем уязвимости экономики». В июне МВФ одобрил увеличение этого займа на USD 1 млрд для преодоления «более сильного, чем ожидалось, влияния мирового финансового кризиса» на Беларусь. [17, с. 26]

Относительно благоприятная динамика основных макроэкономических показателей по сравнению со странами региона во многом объясняется принятыми более оперативными мерами экономической политики, многие из которых носили директивный характер. Вместе с тем, каналы распространения кризиса в реальном секторе Беларуси качественно носили схожий характер с соседними странами. Но, благодаря значительной доле государственного сектора и наличию директивных плановых показателей производства, его валовые объемы поддерживались на довольно высоком уровне, несмотря на неблагоприятные показатели экономической эффективности.

На фоне снижения внешнего спроса значительная часть белорусских предприятий уже в конце 2008 г. столкнулась с резким снижением рентабельности реализованной продукции (см. Приложение 3).

Примечание. Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) рассчитывается как частное прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции (данные приведены в %). * – Данные по кварталам приведены нарастающим итогом; ** включая организации по обслуживанию сельского хозяйства; *** включая трубопроводный транспорт.

 Источник: [5, с. 27]

На первых этапах кризиса, в наибольшей мере снижение рентабельности было свойственно отраслям, значительная часть продукции которых ориентирована на внешний рынок – в первую очередь отраслей промышленности. Однако в первом полугодии 2009 г. данный процесс затронул и отрасли сферы услуг, которые в большей мере ориентированы на внутренний рынок. Несмотря на масштабное снижение рентабельности, большинство предприятий по-прежнему оставались прибыльными, и доля убыточных предприятий в экономике стала существенно увеличиваться лишь со 2-го квартала 2009 г. (Приложение 4.).

Говоря об отраслевой структуре убыточных предприятий, следует отметить довольно низкий их уровень в сельском хозяйстве. Во многом это можно объяснить довольно высоким уровнем государственных дотаций в данной отрасли. По разным оценкам объем субсидирования сельского хозяйства в Беларуси составляет около 3–4% от ВВП, что является одним из главных факторов конкурентоспособности предприятий сельского хозяйства. В результате в кризисный период в сельском хозяйстве удалось сохранить довольно высокие темпы роста. За первое полугодие при спаде в промышленности на 3.6%г/г, производство в сельском хозяйстве выросло на 6.6% г/г. Поэтому в производственной структуре доля сельского хозяйстве в первом полугодии существенно возросла и значительная часть роста объяснялась динамикой данной отрасли. Впоследствии рост сельского хозяйства стал замедляться (до1% г/г в январе-ноябре), что обусловило спад ВВП во 2-м и 3-м кварталах. [5, с. 29]

Еще одной отраслью, которая росла довольно высокими темпами, стало строительство. Во 2-м квартале 2009 г. данная отрасль продемонстрировала наиболее высокие темпы роста – 15% г/г, а доля добавленной стоимости строительства в ВВП возросла на 1.9 процентного пункта до 11.9% от ВВП. Бурный рост в строительстве объясняется перечнем мер экономической политики, направленных на стимулирование данной отрасли, как в сфере жилищного, так и нежилищного строительства. В мае 2009 г. Мингорисполком согласовал с Беларусбанком новый механизм предоставления льготных кредитов на строительство жилья в столице. Этот механизм существенно расширяет доступ населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, к льготным кредитам. В июне 2009 г. в соответствии с Указом президента были снижены ставки на льготные кредиты на жилищное строительство для многодетных семей с 3% до 1% годовых. Данные кредиты, предоставляются Беларусбанком, а разница в процентных ставках погашается банку за счет средств бюджета. Эти меры обусловили более широкий доступ населения к кредитным ресурсам. Предоставление кредитных ресурсов способствовало и дополнительному привлечению в экономику инвестиций в жилищное строительство за счет сбережений населения. Кроме того, дополнительные сбережения домашних хозяйств направлялись в жилищное строительство и вследствие снизившихся в долларовом выражении цен на жилье.

Наряду с жилищным строительством, экономические власти способствовали и развитию строительных проектов в производственном секторе, также путем дополнительных преимуществ в получении заемных ресурсов у банков. Таким образом, в условиях кризиса экономические власти стали стимулировать строительную отрасль и инвестиционный спрос посредством приоритетного доступа к кредитным ресурсам.

Среди отраслей промышленности – доля добавленной стоимости которой составляет около 28% от ВВП – с наибольшими проблемами столкнулись отрасли машиностроения и металлообработки, деревообработки и легкой промышленности (см. Приложение 5). Это объяснялось масштабным падением внешнего спроса, так как значительная часть производимой данными отраслями продукции поставляется на экспорт, прежде всего, в Россию.

Таким образом, кризис привел к довольно существенным изменениям в отраслевой структуре белорусского ВВП. В течение всего рассматриваемого периода увеличивался удельный вес отраслей, производящих услуги и ориентированных преимущественно на внутренний рынок. Стоит отметить, что для стимулирования роста по экономике в целом, данный процесс дополнительно стимулировался экономическими властями, как посредством фискальных, так и монетарных стимулов. При этом, в случае фискальных стимулов, можно говорить об их умеренном использовании, поскольку следуя договоренностям с МВФ экономические власти пытались поддерживать довольно жесткую фискальную дисциплину. Поэтому в стимулировании темпов экономического роста приоритет отдавался монетарным стимулам, в частности, доступом к кредитным инструментам. Такой подход в реальном секторе экономики обусловливал дополнительную нагрузку на кредитно-финансовый сектор, а также формировал ряд дополнительных вызовов для монетарной политики. Помимо мер, направленных на сглаживание шоков пришедших непосредственно из монетарной сферы, монетарной политике была отведена одновременно и роль инструмента дополнительного отраслевого стимулирования.

Информация о работе Трансформация экономики