Управление доходной частью государственного бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.

8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.

21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23

23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.

28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.

30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.

30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.

42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.

62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.

70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

- принципов межбюджетных  отношений, видов финансовой по 
мощи;

- круга участников  бюджетных правоотношений и их  компетенции;

- казначейской системы исполнения бюджетов;

- основ финансового  контроля.

Таким образом, БК РФ представляет собой кодифицированный акт, основными целями которого являются регулирование бюджетных правонарушений и установление адекватной правовой ответственности за бюджетные правонарушения.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

Итак, к источникам бюджетного права относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах установленной им компетенции.

Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие:

    • нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулируют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений;
    • финансово-плановые акты, значительный массив которых характерен для бюджетного права, они включают в себя федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых организаций.

Ускоренный процесс реформирования экономики России требует уточнения и модернизации ряда положений БК РФ, приведения его к адекватному отражению новых явлений в бюджетной сфере. Возникают проблемы по формированию и использованию финансового резерва, законодательному закреплению ряда положений, связанных с расчетами налоговых доходов, методологией прогнозных оценок параметров бюджета, организацией функционирования казначейства, осуществлением бюджетного контроля и ряд других.

Итак, важной самостоятельной частью бюджетной системы РФ   является Федеральный бюджет. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита. Именно Федеральный бюджет обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России.

 

 

2.  АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ  ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

 

2.1.  Правовые  и экономические основы формирования    доходов бюджета.

 

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательства РФ.

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ). Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ. В статье  5 НК  РФ установлено, что:

  •    акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по 
    истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  •   акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по 
    истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
  •   федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Как установлено в БК РФ, внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Право предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек принадлежит федеральным органам исполнительной власти в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:

  • прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральные органы власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в БК.

Учет доходов целевых бюджетных фондов должен вестись обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ. Распределение доходов между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами производится по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

После того как мы познакомились с правовыми аспектами формирования доходов федерального бюджета, рассмотрим его структуру, чтобы составить представление об экономических особенностях доходов федерального бюджета.

 

2.2. Источники формирования  дохода государственного бюджета РФ.

 

2.2.1. Доходы федерального  бюджета.

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики1. 

Обратимся к отчету об исполнении федерального бюджета         на 1 декабря 2004 года. (см. Приложение 4)

Федеральный бюджет – составная часть бюджетной системы государства. Его оптимальные параметры не будут результативными, если субъекты РФ не примут аналогичные меры по оптимизации своих бюджетов, оздоровлению региональных финансов. Условия для этого имеются. В консолидированном бюджете доходы федерального центра и субъектов федерации находятся в пропорции 50/50 процентов, при этом изменения налогового законодательства позволяют сформировать  региональные доходы и расходы исходя из достаточной финансовой базы.

В новом году определяющим в бюджетной политике будет решение следующих задач:

  • преодоление последствий финансового и долгового кризиса,
  • создание условий экономического роста во втором полугодии,
  • ужесточение контроля за  инфляцией и ростом валютного курса рубля,
  • обеспечение реальными ресурсами приоритетных расходов бюджета.

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Схема 3. Состав доходов бюджетов.

Налоговые доходы                                       Неналоговые доходы


 

Доходы бюджетов


 

Безвозмездные перечисления              Доходы целевых бюджетных

                                                                          Фондов (обособленно)

 

 Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги. Налог предполагает высокий уровень развития правосознания, экономики, системы контроля. Появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, идеей правового государства. 

 Мировая практика  доказала, что главным направлением мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Государство может использовать для покрытия расходов займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговый поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это приведет к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов — налоги2.

 Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) с муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В Налоговом кодексе РФ установлены принципы налогообложения, на основе которых   строится   и   функционирует   налоговая   система   РФ.   

(см. Приложение 5)

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. 

К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • иные неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В состав неналоговых доходов включены также доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Эти нормы впервые введены БК РФ и направлены на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России