Управление инновационной деятельностью предприятия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:33, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в возрастающей роли управления инновационной деятельностью на предприятиях сельского хозяйства. Это обуславливается во – первых, самой природой рыночных отношений, а во – вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в агропромышленномкомплексе РФ с целью выхода на траекторию устойчивого роста. Основная проблема, требующая немедленного решения – повышение эффективности управления инновационной деятельностью в АПК. Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций к рабочим программам ООО «ПООС ВНИИО» по инновационной деятельности и оценке соответствующих государственных программ.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………. 1 Теоретические основы инновационной деятельности в сельском хозяйстве 1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности…………………………... 1.2 Классификация инноваций…………………………………………………………. 1.3 Особенности инновационной деятельности в сельском хозяйстве…….............. 1.4 Методические подходы к оценке эффективности сельскохозяйственного производства на инновационной основе…………………………………………… 2 Диагностика предприятия ООО «ПООС ВНИИО» 2.1 Краткая история становления и развития предприятия ООО «ПООС ВНИИО»…………………………………………………………… 2.2 Общая характеристика предприятия ООО «ПООС ВНИИО» 2.3 Управленческий анализ «ООО ПООС ВНИИО»…………………………………… 2.3.1 Организационная структура необособленных отделений предприятия «ООО ПООС ВНИИО»…………………………………………………………………. 2.4 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ООО «ПООС ВНИИО» за 2009г – 2011гг……………………………………………………………. 2.4.1 Анализ основных экономических показателей……………………………….. 2.4.2 Анализ показателей эффективности использования основных средств……. 2.4.3 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………………. 2.4.4 Анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса предприятия ООО «ПООС ВНИИО» за 2009 – 2011 гг……………………………………………. 3. Инновационная деятельность предприятия ООО «ПООС ВНИИО» 3.1 Анализ результатов совместной работы ГНУ «Приморская овощная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства РАСХН» и предприятия ООО «ПООС ВНИИО»………………………………………………………………………. 3.2 Анализ разработок по технологическим приемам и техническим средствам для уборки и последующей доработки основных овощных культур…………………… 3.3 Анализ разработок комплексных ресурсосберегающих систем для овощей……… 3.4 Анализ системы комплексной защиты овощных культур от болезней и вредителей 3.5 Анализ научно – технических достижений от Государственного научного учреждения «Приморская овощная опытная станция Всероссийского НИИ овощеводства РАСХН»…………………………………………………………………. 3.6 Результаты производства овощей и картофеля на Приморской овощной опытной станции с 2009 по 2011гг……………………………………………………………… 4 Рекомендации по совершенствованию управления инновационной деятельностью на предприятии ООО «ПООС ВНИИО»……………………………………………………… 4.1 Анализ государственных программ, направленных на улучшение научного потенциала сельского хозяйства РФ…………………………………………………. 4.2 Разработка рекомендаций к рабочим программам предприятия ООО «ПООС ВНИИО» на ближайшие годы………….. Заключение…………………………………………………………………………………….. Список использованных источников…………
В силу низкой рентабельности
в сельском хозяйстве в большей мере, чем
в других отраслях, произошло сокращение
производственно – технического потенциала.
Отсутствие необходимых денежных поступлений
привело к многократному уменьшению закупок
новой техники и оборудования, физическому
и моральному износу большей части основных
средств сельхозпредприятий. Поэтому
даже при расширении спроса на отечественную
продукцию рост ее производства сдерживался
ресурсными ограничениями.
Острой проблемой стал межотраслевой
диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации
экономики сельское хозяйство оказалось
особо незащищенным перед монополизированными
отраслями промышленности. Ценовой пресс
со стороны массы посредников и перекупщиков
привел к многократному снижению доли
сельскохозяйственных товаропроизводителей
в розничной цене конечного продукта.
Нормальному функционированию
агропромышленного комплекса стали препятствовать
слабая инфраструктура рынков, отсутствие
эффективных систем их регулирования,
наличие межрегиональных торговых барьеров,
искусственное сдерживание цен администрациями
регионов. В силу неразвитости рыночной
инфраструктуры до сих пор не обеспечивается
нормальная связь между производителями
продовольствия, ограничивается возможность
сбыта продуктов отечественными сельхоз
товаропроизводителями по приемлемым
ценам. Негативное влияние на развитие
рынка продовольствия оказывают межрегиональные
торговые барьеры, затрудняющие доступ
на него товаропроизводителям. Ограничения
на вывоз снизили уровень конкуренции,
привели к падению цен на рынках регионов
нетто – экспортеров продовольствия и
соответствующему росту цен в регионах
нетто – импортерах, что привело к сокращению
спроса.
Проблемы развития сельской
местности стали не только социальными,
но и оказали негативное воздействие на
экономику аграрного производства. Преодолению
этих проблем препятствуют и острые проблемы
демографического и кадрового потенциала,
нехватка специалистов и руководителей,
низкая оплата их труда, недостаточный
уровень менеджмента, организационной
и консультационной работы по формированию
и функционированию новых рыночных структур.
С 2000 года агропромышленное
производство демонстрирует положительную
динамику развития. Однако темпы роста
производства в отрасли являются недостаточными
для ее ускоренного развития и сильно
отстают от общего уровня роста экономики
страны.
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации совместно с учеными
Россельхозакадемии предпринимает достаточно
эффективные усилия для преодоления кризисных
явлений и вывода агропромышленного комплекса
на устойчивое развитие. Последовательно
проводится политика субсидирования процентных
ставок по кредитам, компенсации части
затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных
культур, приобретения средств химизации,
поддержки племенного животноводства
и элитного семеноводства, лизинга техники
и племенного скота. В 2006 г. впервые из
федерального бюджета были выделены денежные
средства в размере 7,5 млрд. р. на компенсацию
сельхозпроизводителям части затрат на
нефтепродукты. Принят Федеральный закон
от 29 декабря 2006 г. N 264 – ФЗ «О развитии
сельского хозяйства». Эти меры повышают
конкурентоспособность сельскохозяйственного
производства и частично, хотя и далеко
не полностью, нивелируют последствия
диспаритета цен.
Разработка и внедрение элементов
новой политики таможенно – тарифного
регулирования создали стабильные и предсказуемые
условия для участников агропродовольственного
рынка. В 2003 году определен режим регулирования
импорта мяса на ближайшие четыре года.
С января 2004 года действует режим переменной
импортной пошлины на сахар – сырец. Увеличены
таможенные пошлины на жиры и масла. Утверждена
ставка ввозной таможенной пошлины в отношении
риса и мукомольно – крупяной продукции
из него.
Переход нашей страны к постиндустриальному
укладу и инновационному способу производства
ставит перед аграрной наукой новые задачи.
В развитых странах инновационные факторы
обуславливают 80 – 85% экономического роста.
В частности, интеллектуальная собственность
составляет около 70% совокупной рыночной
стоимости корпораций и по экспертным
оценкам превышает 20 трлн. долл. США.
Опыт стран с развитой рыночной
экономикой свидетельствует о том, что
наука, наукоемкие технологии, активная
инновационная деятельность являются
исходной движущей силой всей хозяйственной
жизни, и преимущественный прирост сельскохозяйственного
производства обеспечивается за счет
реализации научно – технических достижений.
Поэтому стабилизация и дальнейшее
ускоренное развитие АПК невозможно без
воспроизводства новых знаний, тиражирования
достижений аграрной науки, их апробации
и освоения в производстве, участия науки
в разработке и экспертизе принимаемых
федеральных и региональных нормативно
– правовых актов.
Сегодня прогресс в аграрном
секторе неразрывно связан с развитием
перспективных наукоемких отраслей. Учеными
Россельхозакадемии разработаны современные
технологии производства сельскохозяйственной
продукции и пищевых продуктов для всех
основных природно – экономических зон
страны, освоение которых в производстве
уже привело к увеличению производства
некоторых видов продукции (зерно, мясо
птицы, яйцо), ассортимента и качества
пищевых продуктов. Дальнейшее широкое
их освоение обеспечит успешную реализацию
национального проекта «Развитие АПК».
В целях дальнейшей эффективной
реализации приоритетного национального
проекта «Развитие АПК» ведется разработка
технологий нового поколения, в основу
которых заложены высокое качество получаемой
продукции, ресурсосбережение, экологическая
безопасность, конкурентоспособность
на мировом рынке. Индустриальные технологии
обуславливают выпуск принципиально новых
высокопроизводительных и ресурсосберегающих
машин и оборудования, создание высокопродуктивных
пород, типов, линий и кроссов животных
и птицы.
Особое внимание обращается
на исследования в области экономики развития
отраслей сельского хозяйства. Учеными
уже разрабатываются направления научно
– технической и инновационной политики
в области растениеводства, животноводства,
перерабатывающей промышленности, предусматривающие
переход к новым технологиям, современным
техническим средствам, системе адаптивной
интенсификации сельского хозяйства,
прогрессивным формам социально – экономических
отношений.
В растениеводстве инновационные
процессы должны быть направлены на: увеличение
объемов производимой растениеводческой
продукции на основе повышения плодородия
почвы, роста урожайности сельскохозяйственных
культур и улучшение качества продукции;
преодоление процессов деградации и разрушения
природной среды и экологизацию производства;
снижение расхода энергоресурсов и уменьшение
зависимости продуктивности растениеводства
от природных факторов; повышение эффективности
использования орошаемых и осушенных
земель; экономию трудовых и материальных
затрат; сохранение и улучшение экологии
окружающей среды. В связи с этим инновационная
политика в области растениеводства должна
строиться на совершенствовании методов
селекции – создание новых сортов сельскохозяйственных
культур, обладающих высоким продуктивным
потенциалом, освоении научно обоснованных
систем земледелия и семеноводства.[10]
Одним из основных направлений
инноваций являются биотехнологические
системы разведения животных с использованием
методов генной и клеточной инженерии,
направленные на создание и использование
новых типов трансгенных животных с улучшенными
качествами продуктивности, устойчивыми
к заболеваниям.
Не менее важное значение в
развитии инновационного процесса в животноводстве
принадлежит технологической и научно
– техническим группам инноваций, которые
связаны с индустриализацией производства,
механизацией и автоматизацией производственных
процессов, модернизацией и техническим
перевооружением производства, освоением
наукоемких технологий, ростом производительности
труда, обусловливающими уровень и эффективность
производства продукции животноводства.
.[ 10]
Внедрение высокоадаптивных,
ресурсосберегающих технологий производства
продукции животноводства на основе инновационной
деятельности при широком использовании
автоматизации и компьютеризации производства,
машин и оборудования нового поколения,
робототехники и электронных технологий,
восстановление и совершенствование производственно-технического
потенциала животноводческих комплексов
и птицефабрик является определяющими
направлениями повышения эффективности
производства продукции
Стабилизация и развитие АПК
требуют перехода от фрагментарного аграрного
законодательства к его комплексному
и системному подходу. Важным направлением
совершенствования законодательства
в сфере АПК является его адаптация к нормам
и правилам Соглашения ВТО по сельскому
хозяйству. Ученые считают, что корректировка
аграрного законодательства должна предусматривать
принятие обязательств по доступности
к мировому рынку, экспортному субсидированию
и государственной поддержке сельского
хозяйства.
Наличие имеющегося потенциала
аграрной науки при эффективной государственной
его поддержке и разработанные комплексные
меры по восстановлению и развитию АПК
позволят улучшить положение российского
крестьянства и обеспечить достаточный
уровень питания всех слоев населения
России. Роль науки в сложившихся условиях
заключается в выявлении и выработке мер
по устранению негативных тенденций в
функционировании отрасли, выработке
государственной стратегии развития агропромышленного
комплекса и мер по активизации аграрной
политики государства, разработке конкурентоспособной
научно – технической продукции в соответствии
с потребностями агропромышленного производства,
инновационной деятельности на основе
научно – технических достижений.
Важными стратегическими направлениями
развития сельского хозяйства и всего
агропромышленного комплекса являются
научно – исследовательский прогресс
и инновационные процессы, позволяющие
вести непрерывное обновление производства
на основе освоения достижений науки и
техники. До начала реформ в роли нормативно
– финансового регулятора инноваций выступала
государственная планово – распределительная
система. Крупномасштабные инновации
полностью осуществлялись государством,
внедрение новшеств обеспечивалось централизацией,
концентрацией различного рода ресурсов
на приоритетных направлениях развития
науки и технологий. Ныне считается, что
наиболее верным путем выхода АПК из кризисного
состояния является максимальное использование
возможностей научно – технического прогресса
и ориентация реального сектора экономики
на инновационное развитие. [11]
Инновационная деятельность,
по мнению многих исследователей, состоит
из трех основных составляющих: научной
деятельности; работы по доведению завершенных
НИОКР до уровня инновационных проектов
(продуктов, товаров, технологий и т.д.);
деятельности по освоению (внедрению)
инновационных проектов, технологий производства
продукции и т.д.
Первой составляющей – научному
обеспечению АПК посвящены многие конференции,
«круглые столы» и т.д. В то же время существует
ряд проблем в самой организации аграрной
науки. Необходимо усовершенствовать
процесс организации НИОКР. Как только
появится конкуренция (состязательность)
среди сельхоз товаропроизводителей в
сфере идеи и технологий, инновационных
проектов, начнется переход к устойчивому
экономическому развитию сельскохозяйственного
производства, как и во всем мире.
Главным приоритетом научно
– технической и инновационной политики
в АПК должна стать государственная поддержка
фундаментальной и прикладной науки с
ориентацией на внедрение научных разработок
в сельхозпроизводстве. Конечная цель
аграрной науки – это повышение эффективности
сельского хозяйства. Коренное отличие
новых требований к аграрной науке в том,
что она должна обеспечивать сельхоз товаропроизводителей
завершенными разработками, не рекомендовать,
а гарантировать результат при их авторском
сопровождении.
В новых экономических условиях
необходимо пересмотреть роль академической,
отраслевой и вузовской науки. К сожалению,
до сих пор финансирование МИР ориентировано
на получение только новых знаний. По-прежнему
не определено, кто же является государственным
заказчиком НИОКР дли институтов Россельхозакадемии.
Нет реального взаимодействия между академической,
вузовской и отраслевой науками; между
департаментами Минсельхоза России и
управлениями Федерального агентства
по сельскому хозяйству, с одной стороны,
и отраслевыми отделениями Россельхозакадемии,
с другой.
Методические подходы к оценке эффективности сельскохозяйственного производства на инновационной основе
Стабильное развитие российской
экономики может обеспечить только инновационный
путь, который приведёт к формированию
глобальной инновационной системы, обеспечивающей
адекватное переменам в мире инновационное
обновление общества. Инновации являются
ведущим фактором социального и экономического
развития общества, обеспечивают не только
рост валового внутреннего продукта, но
и его качественное, прогрессивное изменение,
предопределяя качество экономического
роста, что, в свою очередь, является важным
элементом устойчивого развития экономики.
Данному требованию не отвечает качество
современной российской экономики, имеющей
ресурсную составляющую.
На долю России приходится менее
1,5% современного мирового рынка высокотехнологичной
продукции. Это свидетельствует о предельно
слабой коммерческой востребованности
инноваций и об отсутствии институциональных
условий деятельности инновационных структур.
В настоящее время главной задачей
государственной политики должно стать
стимулирование направлений, в рамках
которых могут реализовываться конкурентные
преимущества страны. На достижение данных
целей должны быть сконцентрированы необходимые
ресурсы. При этом генераторами прорыва
должны стать наука и высокотехнологичные
производства, объединенные в рамках национальной
инновационной системы.
Эффективное продвижение инноваций
на рынок должно стать главной стратегической
задачей российских предприятий. Однако
этот процесс сдерживается отсутствием
методических инструментов по разработке
и реализации инновационных стратегий
предприятий, оценке их эффективности,
высокими рисками.
Анализ многочисленных исследований
по проблеме оценки эффективности инновационной
деятельности показал, что в подавляющем
большинстве случаев внимание авторов
сосредотачивается на методологии оценки
экономической эффективности инвестиционных
проектов.
Несмотря на общность методологии
оценки экономической эффективности инновационных
и инвестиционных проектов, инновационные
проекты обладают рядом специфических
особенностей, которые невозможно не учитывать
в ходе оценки их эффективности.