Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:42, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Современная банковская система немыслима без риска. Риск присутствует в любой операции, не являются исключением и операции кредитования. Роль кредита в современных условиях трудно переоценить. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление хозяйств, предприятий, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.
Введение
1 Кредитные риски в деятельности коммерческого банка
1.1 Кредитные риски как разновидность банковских рисков
1.2 Система управления кредитным риском
1.3 Методы анализа и оценки кредитного риска банка
2 Управление кредитным риском (на примере Банка “Северная казна” ОАО)
2.1 Общая характеристика Банка “Северная казна” ОАО
2.2 Анализ кредитоспособности заемщика в Банке “Северная казна” ОАО (на примере ОАО «Полоцкого завода «Проммашремонт»)
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по управлению кредитным риском Банка “Северная казна” ОАО
Заключение
Список использованных источников
Группе показателей оборачиваемости будет присвоена бальная оценка 90 с весовым коэффициентом 0,20, а показателям рентабельности кредитные эксперты также присвоят 90 баллов с весовым коэффициентом 0,25.
Таблица 26 - Оценка обеспечения кредита
Вид обеспечения |
Балл |
Валютный или рублевый депозит |
10 |
Недвижимость |
25 |
Гарантии правительства |
20 |
Оргтехника и офисная мебель |
35 |
Промышленное оборудование |
50 |
Торговое оборудование |
30 |
Промышленные товары |
65 |
Автотранспорт |
35 |
Продовольственные товары |
75 |
Ценные бумаги |
20 |
Поручительство юридического лица |
90 |
Поручительство физического лица |
100 |
Известно, что обеспечением по данному кредиту будет выступать залог приобретаемого производственного оборудования. Следовательно, обеспечение будет оценено в 50 баллов при весовом коэффициенте 0,25 (по таблице 26).
Таблица 27 - Оценка качества менеджмента предприятия
Название группы показателей |
Содержание |
Балл |
Весовой коэффициент |
1 |
2 |
3 |
4 |
Форма собственности |
Государственное предприятие |
20 |
0,2 |
Предприятие со смешанной формой собственности |
25 |
||
Частное предприятие |
50 |
||
Реорганизованное предприятие (коллективная собственность) |
75 |
||
Организационная структура управления |
Классическое предприятие |
10 |
0,3 |
Головное предприятие |
25 |
||
Дочернее предприятие |
50 |
||
Малое предприятие |
75 |
||
Частный предприниматель |
100 |
||
Тип руководителя |
Ключевая фигура |
70 |
0,5 |
Классический руководитель |
15 |
||
Исполнительный директор |
50 |
||
Технический директор |
75 |
||
Подставное лицо |
100 |
По форме собственности Полоцкий завод «Проммашремонт» является реорганизованным предприятием, так как в 1998 году был преобразован из государственной формы собственности в ОАО. Значит, в соответствии с таблицей 27, ему присваивается 75 баллов с весом 0,2. По структуре управления - это классическое предприятие (10 баллов с весом 0,3). Руководит предприятием исполнительный директор (50 баллов с весом 0,5). Общий вес направления менеджмент - 0,15.
Таблица 28 - Оценка рыночной конъюнктуры (направление рынок/отрасль)
Название группы показателей |
Содержание |
Балл |
Весовой коэффициент |
Отрасль экономики |
Электроэнергетика |
25 |
0,3 |
Черная металлургия |
10 |
||
Химическая промышленность |
75 |
||
Машиностроение |
60 |
||
Деревообрабатывающая промышленность |
50 |
||
Пищевая промышленность |
50 |
||
Транспорт |
100 |
||
Строительство |
100 |
||
Сельское хозяйство |
100 |
||
Торговля |
50 |
||
Прочие отрасли |
75 |
||
Доля на рынке, % |
Менее 1 |
100 |
0,3 |
От 1 до 3 |
85 |
||
От 3 до 5 |
70 |
||
От 5 до 24 |
50 |
||
От 25 до 50 |
35 |
||
Более 51 |
25 |
||
Монополия |
10 |
||
Уровень конкуренции |
Низкий |
25 |
0,4 |
Средний |
50 |
||
Высокий |
75 |
||
Очень высокий |
100 |
Отрасли машиностроение присваивается 60 баллов с весовым коэффициентом 0,3. Полоцкий завод «Проммашремонт» охватывает около 43% рынка машиностроения в России (35 баллов с весовым коэффициентом 0,3). Учитывая тот факт, что завод занимает 43% рынка машиностроения, можно констатировать, что конкуренция в этой отрасли низкая (25 баллов с весом 0,4). Общий вес направления рынок/отрасль - 0,20, что и показано в таблице 28.
В конечном счете, кредитные эксперты, присвоив баллы по каждому направлению оценки кредитного риска, умножают их на их весовые коэффициенты, вычисляя итоговую оценку индивидуального кредитного риска банка “Северная казна” ОАО при кредитовании Полоцкого завода «Проммашремонт» [32]:
0,1х30 + 0,3х(0,3х30 + 0,25х70 + 0,2х90 + 0,25х90) + 0,25х50 + 0,15х(0,2х75 + 0,3х10 + 0,5х50) + 0,2х(0,3х60 + 0,3х35 + 0,4х25) = 3 + 20,1 + 12,5 + 6,45 + 7,7 = 49,75
Для того чтобы дать оценку кредитному риску, имеющему 49,75 балла, воспользуемся таблицей 29.
Таблица 29 - Итоговая оценка уровня кредитного риска предприятия
Общее количество баллов |
Категория риска |
Оценка риска |
От 10 до 20 |
1 |
Минимальный |
От 21 до 40 |
2 |
Низкий |
От 41 до 60 |
3 |
Средний |
От 61 до 80 |
4 |
Высокий |
81 и более |
5 |
Очень высокий |
0 баллов |
X |
Неприемлемый |
Исходя из таблицы 29, риск по кредитованию Полоцкого завода «Проммашремонт» (49,75) попадает в промежуток от 41 до 60, следовательно, относится к категории 3 (средний уровень риска). Таким образом, кредитные эксперты Банка констатируют, что выдача кредита вполне вероятна.
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ БАНКА “СЕВЕРНАЯ КАЗНА” ОАО
Кредитный риск - это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов или неспособность контрагента кредитной сделки действовать в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Управление кредитным риском банка сводится к поиску способов снижения совокупного кредитного риска.
Организатором конкурса выступал Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Целью конкурса являлось субсидирование компенсации затрат, связанных с оплатой стоимости вознаграждения за предоставление банковской гарантии, по договорам поручительства. Субсидирование осуществлялось за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2007 году, и предоставлялось в виде субвенции из бюджета Российской Федерации в соответствии с Договором № 100-ГАР-05 «О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году», заключенным между Минэкономразвития РФ и городом Москвой [27].
Общий размер предоставленных в рамках конкурсного отбора субсидий составлял 19 449 554,79 (девятнадцать миллионов четыреста сорок девять тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп. Субсидии, предоставленные на развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства, направлялись на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантии и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по договорам лизинга, заключенным лизингодателями с субъектами малого предпринимательства не ранее 2005 года на срок не более 5 лет.
Обеспечение исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства банковскими гарантиями, поручительствами должно было соответствовать следующим условиям:
Субсидии за счет средств бюджета города Москвы предоставлялись субъектам малого предпринимательства на условиях софинансирования расходов на оплату вознаграждений за предоставление гарантий и поручительств.
Субсидирование затрат заемщика (лизингополучателя), связанных с оплатой стоимости вознаграждения по банковской гарантии, по гарантии, предоставленной страховой организацией, по договорам поручительства, осуществлялись единовременно из расчета 90 процентов произведенных субъектом малого предпринимательства подтвержденных затрат на выплату вознаграждения по гарантии или по договору поручительства, но не более четырех пятых ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита.
К субсидированию в соответствии с настоящим Порядком принимались затраты субъектов малого предпринимательства на уплату вознаграждения по договорам поручительства, заключенным субъектами малого предпринимательства, в т.ч. кооперативами (сельскохозяйственными кооперативами) с организациями, учрежденными уполномоченными на то органами исполнительной власти города Москвы для целей и задач поддержки малого предпринимательства, для обеспечения исполнения их обязательств по договорам банковского кредита, займа или лизинга.
Эффективность проектов субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидии оценивалась по следующим критериям: