Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ системы управления расходами МО ГО «Город Якутск» на примере сферы образования, а также определение основных проблем и выработка рекомендаций по повышению качества управления.
В соответствии с поставленной целью, в работе можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность расходов бюджетов муниципальных образований;
Исследовать систему управления расходами муниципального образования;
Определить методические подходы к анализу системы управления расходами муниципального образования;
Охарактеризовать образовательную отрасль МО ГО «Город Якутск»;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_MFM.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

 

Приоритетными направлениями в финансировании за счет средств бюджета являются: заработная плата работников бюджетной  сферы, детские пособия, стипендии, а также расходы на досрочный  завоз грузов, социально-культурную сферу, финансовую помощь местным бюджетам.

В течении изучаемого периода 2007-2009 общегосударственные  расходы имеют тенденцию к  снижению и в 2009 г. по сравнению с 2007 г. уменьшились на 476743 тыс.руб. Сокращение общехозяйственных расходов объясняет  снижение их удельного веса (на 4,55%). Прирост расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 1283292 тыс. руб.; охрану окружающей среды 473687 тыс. руб.; образование 2481671 тыс. руб.; культуру, кинематографию и средства массовой информации 443708 тыс. руб. Прирост данных показателей объясняет повышение их удельного веса в общем объеме доходов в течение 2007-2009 гг. (на 1,8; 0,74; 2,97 и 0,68 процента соответственно). Расходы на социальную политику и межбюджетные трансферты в течении рассматриваемого периода имеют такую тенденцию, что в 2008 г. по сравнению с 2007г. они уменьшаются, а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличиваются. Так в 2008г. расходы на социальную политику сократились на 0,78 процентов, а межбюджетные трансферты на 14,56 процентов и составили в данном году 2661998 тыс.руб. и 17733886 тыс.руб. соответственно. В 2009 г. данные расходы возросли: на социальную политику на 1,72 процента, межбюджетные трансферты на 7,95 процентов и составили 3363157 тыс.руб. и 20474661 соответственно. Что касается расходов на поддержку ряда отраслей экономики,  то эти расходы, наоборот, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросли на 8,26 процентов и составили13682965 тыс.руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008г. снизились на 7,72 процентов и составили 8433144 тыс.руб.

На финансирование расходов отраслей социально-культурной сферы за 2007 год направлено 8 747 369 тыс. руб., или 22,2% от общей суммы расходов бюджета Республики Саха (Якутия). Из них на финансирование «Образования» за 2007 год составило 2 570 100 тыс. руб. или 6,5%.

В 2008 году доля расходов на социально-культурную сферу  составила 23,4% всех расходов бюджета  республики, из которых расходы на финансирование «Образования» составили 7,8%.

В 2009 году на финансирование отраслей социально-культурной сферы были выделены из городского бюджета средства в сумме 14 579 296 тыс. руб., что составило 27,4% всех расходов. Из них на финансирование «Образования» выделено 5 051 820 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 9,5%.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики, Правительством РС (Я), при внесении изменений и дополнений в республиканские законы об образовании в соответствии с российским законодательством сохранены главные достижения, определяющие условия реализации права граждан на образование в Якутии: обязательность среднего (полного) общего образования, право обучающихся на выбор языка обучения, льготы педагогических работников, государственная поддержка сельских школ, гарантии на получение дошкольного и дополнительного образования.

Организационной основой реализации образовательной  политики являются целевые программы, предполагающие концентрацию ресурсов в наиболее значимых направлениях.

Это Государственная  программа развития образования и программы языкового строительства, развития и воспитания детей и молодежи, действий по реализации Концепции Года детского спорта и здоровья, строительства школ в сельской местности, обеспечения пожарной безопасности объектов образовательных учреждений. Программно-целевой подход обеспечил лидерство Якутии в Дальневосточном округе по строительству и вводу школ (ежегодно в среднем по 15 школ), позитивные сдвиги в укреплении материальной базы учреждений. Число ветхих и аварийных школ сократилось с 24 % в 2002 году до 11 % в 2008 году. В результате проведенного комплекса мер на конец 2008 года требованиям пожарной безопасности соответствуют 68% образовательных учреждений. 38% сельских школ получили современное оборудование по физике, химии, биологии. Все школы оснащены компьютерной техникой. Более половины обучающихся имеют возможность пользоваться услугами Интернет.

 В рамках  президентской программы «Семья  и дети Республики Саха (Якутия)»  осуществляется государственная  поддержка и социальная интеграция детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Из 9 545 детей, оставшихся без попечения родителей, 89,8%, переданы на воспитание в семью, либо находятся под опекой или попечительством (в среднем по России 60 %). Ежегодно больше половины детей, охваченных оздоровительными лагерями, составляют дети, нуждающиеся в особой заботе государства.

В рамках проектов «Сельский учитель» и «Социальная  защита педагога», «100 аспирантов». постановлением Правительства РС(Я) установлены доплаты и единовременные пособия для привлечения на педагогическую работу молодых специалистов, выделяются квартиры за счет республиканского бюджета для учителей, направляемых в малокомплектные сельские школы арктических улусов.

Общероссийские  направления модернизации образования  конкретизируются применительно к  условиям и специфике системы  образования в Якутии. Республика активно участвует в федеральных  экспериментах по совершенствованию  структуры и содержания общего среднего и профессионального образования; по введению ЕГЭ; по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; по введению профильного обучения.

При реализации масштабных инноваций перед органами управления стоит задача предупреждения возможных социальных рисков. Образование рассматривается нами не только как часть государственной политики, но как живой социокультурный организм, способный на самоорганизацию, самодеятельность и саморазвитие. Без ориентации на общенациональный образовательный заказ, изменяющиеся потребности личности, социума и государства, система образования не может быть эффективной. В то же время формирование рынка образовательных услуг может привести к социальному неравенству, уменьшению доступности качественного образования.

Все эти проблемы стали предметом открытого, заинтересованного  и плодотворного обсуждения на XI-ом Съезде учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в октябре 2007 года. Итогом работы съезда стало  принятие Стратегии развития образования в Республике Саха (Якутия) до 2020 года «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», которая определила цели, принципы, направления инновационного развития системы образования, миссию образования в Якутии – развивая республику, сохранить национальные истоки.

Съезд одобрил  проект образовательного договора, как  одного из механизмов участия общественности в вопросах образования. Принимая во внимание, что такой договор является основой программы социально-экономического развития в каждом населенном пункте республики, образовательные договоры внедряются в органах местного самоуправления, обеспечивая межведомственный, межотраслевой характер реформ в образовании.

Правовой основой  реализации идеи социального партнерства  являются законы РС(Я) «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления РС(Я) с общественными объединениями», «О попечительской деятельности», утвержденный Правительством План действий по развитию социального партнерства в сфере общего образования, в соответствии с ним предусмотрено оказание материальной, информационно-методической поддержки общественным объединениям, органам государственно-общественного управления: управляющим, школьным и попечительским советам в образовательных учреждениях, общественным советам при  главах муниципальных образований, поселений.

Сегодня на первый план выходят вопросы экономического обеспечения системы образования. Анализируя опыт регионов, реализующих  нормативное бюджетное финансирование, нельзя не отметить положительные результаты, такие как прозрачность и простота денежных потоков, эффективность расходования средств, конкуренцию между школами, которая подталкивает педагогов работать лучше, качественнее.

С 2008 года в 33 пилотных образовательных учреждениях 7 муниципальных образований РС(Я) начинается внедрение нормативного бюджетного финансирования с целью повышения их экономической самостоятельности. В то же время финансирование мало комплектных сельских школ не может осуществляться по подушевому принципу. В соответствии с законом РС(Я) «О государственном сельском образовательном учреждении», не имеющем аналогов в Российской Федерации, финансирование таких школ осуществляется дифференцированно с учетом реальных затрат на их содержание.

Выполняя поручение Президента Российской Федерации об увеличении за три года реальной заработной платы работников бюджетных организаций разрабатывается отраслевая система оплаты труда, способствующая росту заинтересованности педагогического персонала в результатах своей работы, привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения.

Рост средней  номинальной начисленной заработной платы в отрасли за последний  год составил 13,7% (7812,3 рублей) и является пятым показателем в Дальневосточном  Федеральном округе, по уровню средней номинальной начисленной заработной платы в отрасли.

Также, с целью  стимулирования инвестиций в образование  частных и корпоративных средств, планируется заключение на конкурсной основе контрактов на оказание бюджетных  услуг в сфере образования с образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм с учетом соответствия реализуемых образовательных услуг установленным стандартам (индикаторам) качества. 

При этом необходимо скорейшее оформление региональной системы оценки качества образования, проведение широкоаспектного мониторинга. Следует уточнить иерархию целей и задач системы оценки на региональном, муниципальном уровнях, на уровне школ и ученика. Качество образования как качество конечного результата означает, согласно Концепции модернизации российского образования, сформированность ключевых компетенций. Это означает, что необходимо оценивать не только предметные фундаментальные знания, а контекстуальную и процессуальную готовность выпускника.

Эффективность расходования бюджетных и внебюджетных средств определяется не только показателями качества, но и созданием условий для индивидуализации обучения в соответствии с запросами личности и рынка труда. По результатам мониторинга в 2008 году обучение по индивидуальным учебным планам было организовано в 80 школах, что составляет 12% всех образовательных учреждений республики. Приоритеты в этом направлении – это создание ресурсных образовательных центров в сельской местности; кооперация малокомплектных школ, открытие интернатов при опорных школах, создание центров дистанционного обучения, передвижных учебных лабораторий, мобильной сети кочевых школ, интеграция с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Развитие системы, позволяющей обеспечить большую  восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда, анализ позитивного опыта других стран и регионов определили тему августовского совещания работников образования РС(Я) 2008 года, связанную с внедрением дуальной формы образования, профессионализацией средней школы, объединением теоретического обучения и производственной практики. 

Инновации предполагают расширение возможностей непрерывного образования педагогов, самостоятельного конструирования образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей на основе кредитования и накопительной системы. Предлагается консалтинговое сопровождение введением виртуальной кафедры, сети ресурсных центров, тревел-чеков, дистанционных учебных курсовых программ и образовательного канала. Данные формы повышения квалификации рекомендованы всем категориям педагогических работников и не противоречат уже сложившейся системе повышения квалификации в республике, основываясь на принципах личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, г.Якутск как часть единого российского образовательного пространства решает задачу комплексной модернизации образования, которая позволит реализовать статус образования как приоритета государственной политики, обеспечить экономический рост, духовно-нравственное и социальное благополучие.

 

 

2.3. Анализ расходов  бюджета МО ГО «Город Якутск»  на образование в 2007-2009 гг.

 

Для начала проведем горизонтальный и вертикальный анализ исполненного бюджета по финансированию образования за 2007-2009 гг.

Доля в общем  объеме расходов бюджета в 2007г. составила 6,5 %, в 2008г. – 7,8%, в 2009г. – 9,5%, что свидетельствует о стабильном росте финансирования образования

Данное соотношение  более наглядно можно увидеть  на рисунке 1.

Рис. 1.  Динамика расходов на образование в общем объеме расходов бюджета     республики Саха (Якутия)

На раздел «Образование»  из общей суммы расходов  в 2008 году профинансировано на 506829 тыс. руб. (или 111,2%)  больше, чем в 2007 году. А  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  расходы бюджета на образование увеличились на 1974842 тыс. руб. (или 176,8%). Это объясняется тем, что доходы бюджета республики с каждым годом увеличиваются, основная часть которых перераспределяется через федеральный бюджет. Расходы бюджета за 2008 и 2009 гг. были увеличены за счет дополнительно поступивших средств из федерального бюджета.

Для того чтобы  подробно изучить, за счет чего изменялась общая величина расходов бюджета  при финансировании образования, а  также рассчитать абсолютные и относительные  изменения их отдельных элементов проведем анализ динамики состава данных расходов с использованием горизонтального анализа (табл. 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2

Динамика фактических  расходов бюджета на финансирование образования за 2007-2009 гг.

Наименование

Загодвтысруб

Изменение

     

г

г

г

тыс.

руб

%

тыс.

руб

%

тыс.

руб

%

Дошкольное образование

13400

4

625

-13396

-99,9

621

15525

-12775

-95,3

Общее образование

389354

451011

708776

61657

15,8

257765

57,2

319422

82

Начальное профессиональное образование

447604

595437

660574

147833

33

65137

11

21290

47,6

Среднее профессиональное образование

554548

640966

794153

86418

15,6

86418

13,5

239605

43,2

Переподготовка  и повышение квалификации

21277

44326

47572

23049

108,3

3246

7,3

26295

123,6

Высшее профессиональное образование

942276

1009688

1035139

67412

7,2

25451

2,5

92863

9,8

Молодежная политика и оздоровление детей

-

56014

75063

56014

100

19049

34

75063

 

Прикладные научные  исследования в области образования

-

12474

10448

12474

100

-2026

-16,2

12474

 

Прочие расходы в области образования

201690

1735075

1719470

1533385

860,3

-15605

-0,9

1517780

852,5

Итого по разделу  образование

2570149

4544991

5051820

4294842

176,8

506829

11,2

4801671

196,6

Информация о работе Управление расходами бюджета муниципального образования (на примере отраслей образования МО ГО «Город Якутск»)