Управление региональной политикой РФ на современном этапе (на примере Краснодарского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является исследование совокупности законодательных, экономических, организационных, управленческих, информационных, методологических и других отношений, которые составляют формирование и тенденции управления региональной политикой РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 6
1.1. Сущность, цели, задачи и принципы управления региональной политикой Краснодарского края. 6
1.2. Формы, методы и инструменты управления региональной политикой Краснодарского края. 12
1.3. Концепции, модели и приоритеты региональной политики Краснодарского края. 21
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 26
2.1. Анализ и оценка управления региональной политикой 2010-2013 гг. 26
2.2. Анализ и оценка форм, методов и инструментов управления региональной политикой Краснодарского края. 31
2.3. Сравнительная характеристика методов и инструментов управления региональной политикой в Европейском Союзе и Российской Федерации. 36
3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 43
3.1. Проблемы, перспективы и тенденции развития управления региональной политикой Краснодарского края. 43
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию управления региональной политикой Краснодарского края. 51
3.3. Направления совершенствования управления региональной политики Краснодарского края. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПРАВКА О ПРОВЕРКЕ НА АНТИПЛАГИАТ 69

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ShVED_v.docx

— 664.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Концепции, модели и приоритеты региональной политики Краснодарского края.

 

При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (далее — Стратегия) администрация Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:

Послание Президента Российской Федерации;

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы);

Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

стратегии федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.

Достижение этой цели предполагает:

выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира;

обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий;

укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, Центральной и Восточной Европы;

формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Соответствие стратегических направлений развития Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает проекцию целей Правительства Российской Федерации на региональный уровень.

Осуществление целей Правительства Российской Федерации на региональном уровне предусматривает:

реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства Российской Федерации;

ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторно-курортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);

обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);

преемственность программных документов (федеральных и краевых целевых программ, локальных отраслевых программ);

реализацию потенциала края как одного из опорных регионов для формирования "зоны роста" на Юге России на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

Разрабатывая Стратегию, органы исполнительной власти Краснодарского края исходили из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления:

определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития края;

формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти края и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Участие Краснодарского края в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его объективным экономико-географическим потенциалом, сложившейся структурой экономики и социальной сферы края. С этой точки зрения объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы края, их место и значение для функционирования социально-экономической системы России, прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей Правительства Российской Федерации.

Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

стратегическую цель развития края;

стратегические направления развития края — необходимые результаты деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, сформулированные в виде целевых требований и обеспечивающие достижение стратегической цели;

стратегические действия — комплексы программных и отдельных мероприятий, проекты всех уровней, обеспечивающие решение задач, направленных на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития края.

Цель и стратегические направления развития края являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

На каждом уровне устанавливается соответствие:

стратегических целей, направлений развития отраслей и края в целом — целям Правительства Российской Федерации;

стратегических целей, направлений развития сфер экономики и социальной сферы края — стратегиям федеральных органов государственной власти;

стратегических действий администрации Краснодарского края — приоритетным национальным проектам.

Современное положение дел и тенденции развития отраслей и направлений деятельности края рассмотрены в ходе диагностики, в результате которой сформулированы основные проблемы в их деятельности, осуществлен анализ факторов, препятствующих реализации потенциальных возможностей.

Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представлены в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), который завершается определением целей (направлений) и действий (задач) их развития.

Стратегические направления развития края детализированы в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития края и реализацию целей Правительства Российской Федерации.

Механизмы осуществления стратегических действий описаны в составе системы управления реализацией Стратегии. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий станет формирование комплексных программ социально-экономического развития региона. Основной принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

Для эффективного управления реализацией Стратегии разработана система мониторинга и подготовлены предложения по повышению эффективности системы стратегического управления краем.

Выводы. Таким образом, стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества в первую очередь с основными регионами-соседями (Ростовская область, Ставропольский край и Республика Адыгея), в частности: взаимные поставки продуктов и услуг, кооперация в сферах промышленного производства, транспорта, строительства, научно-технической и инновационной деятельности, сотрудничество в АПК, в сфере образования и подготовки специалистов, в спортивной и туристской деятельности, реализация инвестиционных проектов, имеющих важное межрегиональное значение, решение общих проблем социально-экономического развития и другое.

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.

    1. Анализ и оценка управления региональной политикой 2010-2013 гг.

Стратегический анализ сильных сторон и возможностей развития края, проблем и факторов, препятствующих реализации потенциала, проведен на уровне отраслей экономики и социальной сферы, а затем на уровне края в целом с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга.

В итоговом SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию края рассмотрены, прежде всего, с точки зрения места края в реализации целей Правительства Российской Федерации, включая такие позиции, как геостратегическое и транспортное положение края, его экономический и человеческий потенциал, природные ресурсы, система управления, факторы, определяющие конкурентоспособность края, социальная стабильность.

В качестве возможностей для края выделены факторы, определяющие перспективы его развития и потенциал увеличения его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.

В качестве угроз для края рассмотрены внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать реализации краем своего потенциала развития.

Таблица 2.

SWOT-анализ завершен постановкой целей и задач развития отраслей и края в целом.

Сильные стороны (S)

Географическое и транспортное положение:

выгодное геостратегическое положение (край — самый южный регион России, имеет прямой выход к международным морским путям, реализует интересы страны в зоне азово-черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества);

развитость транспортной инфраструктуры;

наличие и широкое использование практически всех видов транспорта.

Природные условия и ресурсы:

благоприятные почвенно-климатические условия края позволяют получать лучшие по сравнению с большинством регионов Российской Федерации урожаи сельскохозяйственной продукции;

край является популярным курортно-туристическим регионом России благодаря уникальным природным условиям, наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей; 

 

наличие полного спектра собственных сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии.

Экономический и человеческий потенциал:

благоприятный имидж региона для обеспечения притока квалифицированных кадров, бизнес-структур;

наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики;

положительный миграционный приток.

Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений:

в крае созданы условия для адаптации и вовлечения в социально-экономическую жизнь региона представителей разных национальностей и конфессий;

социальная стабильность в регионе.

Система управления краем:

наличие законодательной активности, стимулирующей развитие экономики в крае;

высокая степень синхронизации задач, решаемых администрацией Краснодарского края, с задачами, поставленными Правительством Российской Федерации. 

Слабые стороны (W)

Недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий:

недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг ряда краевых товаропроизводителей;

недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг;

значительная степень физического и морального износа основного оборудования на ряде предприятий края, низкая производительность труда;

отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики;

неразвитость инновационной инфраструктуры;

недостаточный уровень использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и другого;

недостаточно высокий имидж многих курортов края в сравнении с зарубежными курортами-конкурентами. 

 

 

 

Недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики:

недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;

недостаток ресурсной базы для развития ряда отраслей промышленности;

отставание развитой дорожно-транспортной сети при росте грузовых и пассажирских потоков, а также пропускной способности морских портов;

дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров.

Неразвитость рыночных институтов:

отсутствие современных мощностей по переработке отходов ограничивает развитие ряда территорий.

Нерешенные социальные и демографические проблемы:

дифференциация населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (22,9 процентов против 16 процентов по России в целом по итогам 2006 года);

старение и естественная убыль населения;

небольшая доля жилья повышенного стандарта;

неполная обеспеченность детскими садами. 

Возможности (O)

Возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики края:

масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику края при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности;

повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг краевых товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций, формирования традиционных и новых краевых брендов.

Возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории:

получение государственной (в том числе федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории края;

повышение эффективности развития сельского хозяйства, в том числе виноградарства и чаеводства;

развитие современного курортно-туристского бизнеса, массовое привлечение на курорты края туристов и отдыхающих;

привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей края, прибывающих мигрантов, а также спроса жителей других регионов на дополнительное жилье;

эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости).

Возможности межрегионального и международного сотрудничества:

получение синергетического эффекта от реализации крупных межрегиональных проектов, в том числе транспортных и туристических;

возможность вхождения в международные транспортные коридоры;

использование трудовых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов России и стран СНГ;

дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории края иностранных и совместных предприятий.

Угрозы (Т)

Угрозы геостратегического и этнокультурного характера:

близость к зонам конфликтов на Северном Кавказе Российской Федерации и в Грузии.

Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края:

угроза роста технического и технологического отставания ряда производств от конкурентов в России и за рубежом;

усиление конкуренции со стороны стран, активно продвигающих близкие по маркетинговой позиции туристские продукты;

риск потери предприятиями края занимаемых позиций на российском рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в экономике края:

риск снижения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства;

отток квалифицированных кадров из АПК и утеря технологий и традиций сельскохозяйственного производства в результате низкого уровня оплаты в сельском хозяйстве и отраслях промышленного производства.

Угрозы демографического характера:

угроза увеличения демографической нагрузки на работающих.

Угрозы снижения привлекательности края для проживания и работы:

риск возникновения техногенных и экологических проблем, который усиливается природными факторами (селе- и сейсмоопасность).


 

 

 

Ключевыми проблемами социально-экономического развития Краснодарского края, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии, являются:

недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг. В определенной степени это касается уровня предоставляемых услуг в курортном и туристско-рекреационном комплексе, но имеет также особое значение и для стабильности положения в АПК края. Причем эта проблема может существенно обостриться в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию;

недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур, что серьезно сдерживает дальнейшее развитие морских портов и курортов. Кроме того, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно влияет на мобильность населения, снижая его эффективную трудовую активность;

недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;

наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе. Преодоление этих ограничений уже в ближайшие годы потребует реализации инновационного пути развития;

низкий уровень доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Выводы. Таким образом, критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий.

Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Стратегии. Задачи ускоренного роста ВРП, обеспечения определенного уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.

    1. Анализ и оценка форм, методов и инструментов управления региональной политикой Краснодарского края.

 


Рисунок 2. Динамика основных показателей экономического развития Краснодарского края за 2007-2010 годы

 

Темп роста ВРП Темп роста индекса промышленного производства Темп роста объема инвестиций в основной капитал Темп роста реально располагаемых денежных доходов населения в % к предыдущему году

 

Характеристика региональной политики будет неполной без анализа методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. От того, насколько широк и разнообразен арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов, в какой степени они обоснованы и удачно подобраны (как с точки зрения учета интересов различных социальных групп, так и с позиций "совместимости" отдельных инструментов), в конечном счете зависит эффективность региональной политики. Инструментарий в значительной мере определяет особенности, образно говоря, собственное "лицо" региональной, да и всей экономической политики каждого конкретного государства.

Информация о работе Управление региональной политикой РФ на современном этапе (на примере Краснодарского края)