Управление региональной политикой РФ на современном этапе (на примере Краснодарского края)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:25, контрольная работа
Краткое описание
Целью курсового проекта является исследование совокупности законодательных, экономических, организационных, управленческих, информационных, методологических и других отношений, которые составляют формирование и тенденции управления региональной политикой РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 6 1.1. Сущность, цели, задачи и принципы управления региональной политикой Краснодарского края. 6 1.2. Формы, методы и инструменты управления региональной политикой Краснодарского края. 12 1.3. Концепции, модели и приоритеты региональной политики Краснодарского края. 21 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 26 2.1. Анализ и оценка управления региональной политикой 2010-2013 гг. 26 2.2. Анализ и оценка форм, методов и инструментов управления региональной политикой Краснодарского края. 31 2.3. Сравнительная характеристика методов и инструментов управления региональной политикой в Европейском Союзе и Российской Федерации. 36 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. 43 3.1. Проблемы, перспективы и тенденции развития управления региональной политикой Краснодарского края. 43 3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию управления региональной политикой Краснодарского края. 51 3.3. Направления совершенствования управления региональной политики Краснодарского края. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 СПРАВКА О ПРОВЕРКЕ НА АНТИПЛАГИАТ 69
Международный опыт работы
с АРР оказался неоднозначным. В некоторых
случаях они были эффективными проводниками
изменений и развития, в других стали громоздкими
организациями, которые нарушили процесс
распределения ресурсов. Результат обычно
зависит от организационной структуры
агентств, имеющихся стимулов и общей
прозрачности экономической среды, в которой
они работают. В России, на данный момент,
агентства регионального развития созданы
только в двух субъектах РФ — в Калужской
и Челябинской областях.
Многие критики АРР указывают
на то, что эти структуры являются ненужными
дубликатами существующих функций различных
администраций. В частности, АРР и региональные
ассамблеи (законодательные собрания)
дублируют функции, которые выполняют
окружные советы1. Кроме того, критики
АРР отрицают, что все регионы — это когерентные
области с общими интересами и самобытностью.
Поддержка регионализации является продуктивной
только в тех областях, где ярко выражена
региональная идентичность; в противном
случае это не имеет смысла. Защитники
же АРР утверждают, что решаемые ими экономические
и общественные вопросы
слишком масштабны, чтобы быть
переадресованы на уровень округа. В любом
случае АРР имеют неоднозначные отношения
с существующими учреждениями и в первую
очередь с правительственными офисами
в регионах. Они действуют в качестве «глаз
и ушей» центрального правительства в
регионах, но их будущие отношения остаются
неясными.
Кроме АРР в странах ЕС используется
еще один инструмент региональной политики
— ОПК. Стратегия национального территориального
развития предполагает ОПК в качестве
ключевых институтов для ее реализации.
ОПК объединяют в себе функции АРР и различных
специализированных местных агентств
по развитию.
В обязанности ОПК входит стимулирование
инвестиций, создание малых и средних
предприятий, продвижение инноваций, управление
кооперативами, реконструкция муниципальных
активов, оздоровление убыточных коммунальных
организаций, финансирование совместных
проектов частного и государственного
секторов. Опыт ОПК широко внедряется
в ряде бывших социалистических стран.
При этом их миссия нередко имеет довольно
амбициозный характер.
Спектр мероприятий, за реализацию
которых отвечают ОПК, значительно шире
сферы деятельности обычных агентств
по региональному развитию в странах ЕС.
Задача ОПК состоит в поддержке регионального
экономического развития через консолидацию
государственного и частного секторов
и создание интегрированной рыночной
экономики, основанной на кластерном подходе.
При этом ОПК отвечают за следующие виды
деятельности:
- продвижение внутренних и внешних
инвестиций в стране;
- поддержка экспорта;
- предоставление консультационных
услуг по вопросам ведения бизнеса (создание
и продвижение бренда, стандартизация
качества и т. п.);
- улучшение деловой среды (условий
для предпринимательства);
- развитие баз данных с бизнес-информацией;
- поддержка малого и среднего
бизнеса, бизнес-кластеров, связей с поставщиками;
- продвижение инноваций;
- поддержка проектов на основе
государственно-частного партнерства
и инвестирование в них;
- поддержка кооперативов и инвестирование
в них;
- инвестиционная поддержка
государственных предприятий и управление
их восстановлением;
- реструктуризация убыточных
государственных предприятий и управление
ими;
- участие в реализации социальных
проектов;
- мобилизация финансовых ресурсов
(иностранные и отечественные инвесторы
и т. д.).
В этой связи специалисты предлагают
ограничить весьма широкий круг функций
и обязанностей ОПК. В то же время отмечается,
что сама концепция интегрированных ОПК
заслуживает одобрения, поскольку в
ней обобщен передовой опыт
стран ЕС. Фактически это сочетание характеристик
АРР, товариществ Великобритании, датских
социальных предприятий (кооперативов),
региональных агентств по продвижению
инвестиций и, возможно, Корпорации по
развитию Шэннона (Ирландия). Анализ институционального
устройства (организационных форм) регионального
экономического развития, однако, свидетельствует
о том, что эти функции и мероприятия осуществляются
рядом специализированных учреждений
(институтов).
Международный опыт доказывает
также, что АРР работают лучше, когда их
усилия сосредоточены на ограниченном
количестве конкретных целей. Возможно,
что функции ОПК следует упорядочить и
выделить из них наиболее приоритетные
с учетом институционального потенциала
и региональных стратегических целей.
Выводы. В основу оценки был положен
прогноз суммарного объема реализованной
продукции по отраслям экономики края.
Исходя из задач обеспечения ускоренного
роста ВРП, опережающего развития базовых
отраслей промышленности на основе технологического
обновления и повышения эффективности
производства, была осуществлена экспертная
оценка среднегодовых темпов роста объемов
инвестиций. При этом рассмотрены два
варианта: инерционный, характеризуемый
среднегодовым приростом инвестиций на
9 процентов, и инвестиционный, при котором
среднегодовые темпы роста объемов инвестиций
составляют более 10 процентов. Оба варианта
обеспечивают решение поставленных стратегических
задач. В соответствии с предположениями
об эффективности вновь вводимых производственных
фондов были рассчитаны возможные значения
объемов реализованной продукции для
двух вариантов развития.
Инерционный вариант
хотя и предполагает значительное (в 2,46
раза) увеличение ВРП в 2020 году по сравнению
с 2005 годом, не может гарантировать устойчивость
социально-экономического роста региона.
Поэтому предпочтительным для региона
является активный инвестиционный вариант
развития.
ПРОЕКТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Проблемы, перспективы и тенденции
развития управления региональной политикой
Краснодарского края.
Имея более чем пятимиллионное
население, Краснодарский край обеспечивает
стабильность на Северном Кавказе и влияние
страны в Закавказье, на Ближнем Востоке
и в Средиземноморском бассейне.
Краснодарский край является
приграничной территорией и единственным
выходом России к Черному морю, а через
него — к важнейшим международным морским
путям.
Краснодарский край реализует
интересы России в зоне азово-черноморского
и средиземноморского экономического
сотрудничества.
При всем многообразии проживающих
на территории края национальных групп
и диаспор, а также близости "горячих
точек" в крае отсутствуют межнациональные
конфликты. Этому способствуют как устойчивый
характер социально-экономического развития
края, так и восстановление вековых традиций
казачества, связанных с защитой Отечества.
Основу производительных сил
Краснодарского края составляют промышленный,
строительный, топливно-энергетический
комплексы, область информационных и коммуникационных
технологий, а также агропромышленный,
транспортный, курортно-рекреационный
и туристский комплексы.
Последние три направления
деятельности (агропромышленный, транспортный,
санаторно-курортный и туристский комплексы)
соответствуют приоритетам социально-экономического
развития России и определяют особый статус
Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного
комплекса (далее также — АПК) Краснодарского
края обеспечивает продовольственную
безопасность страны:
край обладает богатейшими
ресурсами сельскохозяйственных земель,
в том числе черноземами, площадь которых
составляет 4805 тысяч гектаров (это более
4 процентов российских и около 2 процентов
мировых запасов);
край занимает первое место
среди субъектов Российской Федерации
по объему производства зерна, сахарной
свеклы, плодов и ягод, второе — по производству
семян подсолнечника и меда;
край занимает второе место
среди субъектов Российской Федерации
по производству яиц, мяса скота и птицы
(в живом весе), третье место — по производству
молока.
АПК Краснодарского края в 2006
году произвел 6,8 процента валовой сельскохозяйственной
продукции России:
в 2006 году в Краснодарском крае
собрано 10,5 процента валового объема зерна,
производимого в России, 19,3 процента сахарной
свеклы, 17 процентов семян подсолнечника,
82 процента риса, более половины винограда,
42,8 процента кукурузы, осуществляется
треть заготовок томатов, собирается весь
объем российского чая, субтропических
и цитрусовых культур и много другой продукции;
произведено 6,2 процента мяса, 4,3 процента
молока, 4,6 процента яиц от объема производства
в целом по России;
в 2006 году в крае произведено
33,4 процента общероссийского объема сахара-песка,
25,4 процента растительных масел, 30,2 процента
виноградных вин, 6,9 процента консервов.
Транспортный комплекс обеспечивает
реализацию внешнеполитических и экономических
интересов России в зоне черноморского
и средиземноморского экономического
сотрудничества, вносит существенный
вклад в повышение "связности" территории
страны.
Морские порты края обеспечивают
прямой выход через Азовское и Черное
моря на международные внешнеторговые
пути и перерабатывают более 35 процентов
внешнеторговых российских и транзитных
грузов морских портов России, обслуживают
около трети российского нефтеэкспорта.
По территории края проходят
важнейшие железнодорожные маршруты федерального
значения, которые ориентированы в сторону
морских международных портов края и курортов
Черного и Азовского морей.
Трубопроводный транспорт представлен
международным нефтепроводом "Тенгиз
— Новороссийск" и газопроводом "Россия
— Турция" ("Голубой поток").
Воздушный транспорт Краснодарского
края представлен четырьмя аэропортами,
два из которых являются международными
(Краснодар, Сочи).
Уникальные для России природно-климатические
условия края, наличие передовых медицинских
учреждений и технологий, исторических
достопримечательностей создают потенциал
для развития высокоэффективного, конкурентоспособного
туристско-рекреационного комплекса международного
уровня, формирующего позитивный имидж
страны на международной арене и обеспечивающего
растущие потребности населения в услугах,
связанных с отдыхом, лечением и туризмом:
климат в крае — один из наиболее
благоприятных в России для проживания
и деятельности человека. Краснодарский
край — самый теплый регион России, средняя
продолжительность времени, когда в светлое
время суток на территории края наблюдается
солнечная погода, составляет 2300 часов
в год;
благодаря сочетанию благоприятных
климатических условий и наличия месторождений
минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский
край является самым популярным курортно-туристическим
регионом России и фактически единственным
в России приморским бальнеологическим
и курортно-рекреационным центром;
в период максимального развертывания
ежедневная емкость курортов края достигает
450—480 тысяч мест;
потенциал санаторно-курортного
и туристского комплекса края реализуется
за счет создания на территории края особой
экономической зоны туристско-рекреационного
типа.
Соответствующий статус Краснодарского
края в Российской Федерации определяется
его вкладом в валовой внутренний продукт
(далее также — ВВП) страны и в формирование
федерального бюджета, а также высокими
значениями ряда других индикаторов развития
региона.
Краснодарский край занимает
десятое место среди субъектов Российской
Федерации по объему валового регионального
продукта (далее также — ВРП) и играет
весомую роль в экономике страны (таблица
1).
Таблица 3.
Вклад наиболее экономически
развитых регионов в ВРП России