Управление финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Поэтому сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Принципиально важными в современных условиях являются анализ и планирование денежных потоков на предприятиях, поиск эффективных источников финансирования, а также выгодных инвестиционных решений, грамотный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, разработка рациональной учетной, налоговой, и других политик связанных с различными областями деятельности компаний.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия

1.1 Сущность, классификация финансовых ресурсов и их роль в деятельности предприятия

1.2 Влияние отраслевых особенностей на формирование и использование финансовых ресурсов предприятия

1.3 Формирование и использование источников финансовых ресурсов на предприятии

1.4 Оценка эффективности формирования и использования источников финансовых ресурсов предприятия

1.5 Формирование организационно-экономического механизма источников финансовых ресурсов предприятия

2 Управление источниками финансовых ресурсов предприятия ООО «Зима»

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Зима»

2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Зима»

2.3 Анализ формирования фининсовых ресурсов предприятия ООО «Зима»

2.4 Анализ использования фининсовых ресурсов предприятия ООО «Зима»

3 Разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию управления источниками финансовых ресурсов предприятия ООО «Зима»

3.1 Разработка и оценка механизма управления источниками финансовых

ресурсов ООО «Зима»

3.2 Совершенствование механизма управления источниками финансовых

ресурсов предприятия ООО "Зима"

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

диплом изм..doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

·              Трудоемкость, материалоемкость и т.д.

·              Географическое положение (привязанность к сырью).

·              Исторически сложившаяся рентабельность в отрасли.

Отраслевые особенности предприятия, влияющие на финансовое положение предприятия:

1. Различие в технологии/характере в разных отраслях - состав и структура производственных фондов, уровень материально-технического оснащения производства, виды и структура оборотных средства, уровень и квалификация работников. Эти различия оказывают прямое влияние на источники формирования финансовых ресурсов и на порядок распределения прибыли;

2. Разная длительность производственного цикла - разный характер нарастания затрат в процессе производства. Это влияет на величину и структуру источников финансирования, формирование оборотных средств, структуру капитала предприятия (т.е. на взаимоотношения предприятия с банками и партнерами), порядке/сроках выплаты финансовых обязательств перед бюджетом, порядок распределения прибыли;

3. Разные экономические условия хозяйствования производственных и инфраструктурных отраслей - в последних часто используются бюджетные источники финансирования, что предопределяет особую форму привлечения ресурсов (заемное финансирование с помощью ссуд и долгосрочных ЦБ + бюджетные ссуды и субсидии).

Влияние природно-климатических факторов на финансы предприятия:

1. Зависимость производства от собственно природных и климатических факторов - с/х, добывающая промышленность, страховые компании. Финансовый механизм направлен на создание страховых фондов;

2. Зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения доходарентного характера - с/хозяйственные предприятия с разным местоположением в разных климатических зонах. Наличие дохода рентного характера обуславливает необходимость создания специального механизма регулирования, направленного на выравнивание деятельности предприятия данной отрасли.

Рассмотрим более подробно автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе произ­водственного комплекса страны. Благодаря своей маневренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправите­ля до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют достаточно быстро доставлять и пассажиров, и грузы до конечного пункта. Преимуществами автомобильных пе­ревозок являются большая провозная способность; быстрота дос­тавки грузов и пассажиров; меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с воздушным, водным и желез­нодорожным транспортом.

Большинство грузов, которые ранее перемещались посредст­вом железнодорожного транспорта на короткие расстояния, пере­возятся теперь на автомобилях даже при наличии подъездных же­лезнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство круп­нейших промышленных, гражданских и гидротехнических соору­жений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учетом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.

Пред­приятия автомобильного транспорта различаются по видам ока­зываемых услуг (см. рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Схема специализации автотранспортных предприятий

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

– продукция транспорта не имеет вещественной формы, т. к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;

– цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

– в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;

– продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;

– транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т. к. продается сам производственный процесс;

– в составе средств производства на транспорте нет сырья;

– характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.

Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

– погрузка грузов в подвижной состав;

– перемещение между пунктами отправления и назначения;

– выгрузка в пункте назначения.

Каждый из этапов слагается из ряда операций.

Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава.

При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товарораспорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.

Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.

Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.

Особенности и преимущества технико-экономических характеристик автомобильного транспорта:

– более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;

– дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;

– требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;

Особенности планирования себестоимости предприятий транспорта

Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.

К снижению себестоимости приводит:

– использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;

– автоматизация и электрификация железных дорог;

– улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;

– механизация погрузочно-разгрузочных работ;

– внедрение передовых методов организации перевозок и труда.

Основными показателями себестоимости перевозок являются:

– общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;

– экономия от снижения себестоимости;

– себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

– на автомобильном – текущий ремонт и техническое обслуживание. Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

– исходные данные, содержащиеся в расчете плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;

– оценка экономической эффективности, достигнутой в результате совершенствования организации транспортной работы;

– анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.

Прибыль от основной деятельности транспорта

Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:

– от перевозок;

– выполнения погрузочно-разгрузочных операций;

– экспедирования и прочих работ и услуг.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.

В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.

Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:

– фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;

– регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;

– договорные тарифы устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов);

– свободные тарифы устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций.

Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.

Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

Планирование доходов и расходов транспорта

Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

– платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;

– расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

– в финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;

– наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;

– в финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

– нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;

– в составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;

– на предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом составляется план инвалютных поступлений и платежей.

 

 

1.3 Формирование и использование финансовых ресурсов на предприятии

 

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

Информация о работе Управление финансовых ресурсов предприятия