Упрощенные процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы. Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена – предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности. Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) и его основные признаки
1.2. Внешние и внутренние причины банкротства
1.3. Виды банкротства
2. УПРОЩЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
2.1. Процедуры банкротства
2.2. Упрощенные процедуры банкротства
2.3. Методика оценки возможности банкротства предприятия
2.4. Проблемы и пути совершенствования финансовой устойчивости и предотвращения банкротства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Внешние факторы: А. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия. Б. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функциям государства. В. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса. Г. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Внутренние факторы: А. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики. Б. Низкий уровень техники, технологии и организации производства. В. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала. Г.Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной банкротства. Д. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство. Е. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики. Ж. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию. З. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства. Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 - с внутренними.

1.3. Виды банкротства  предприятия.

В законодательной  и финансовой практике выделяют следующие  виды банкротства предприятия:

· фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление руководителем  или собственником коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем) о своей несостоятельности в  целях введения в заблуждение  кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся  кредиторам платежей или скидки с  долгов, а равно для неуплаты долгов. Предусматривает наказание в  виде штрафа от 500 до 800 МРОТ, либо лишения  свободы на срок от 6 лет со штрафом  до 100 МРОТ.

- преднамеренное  банкротство - умышленное создание  или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или  собственником коммерческой организации  (индивидуальным предпринимателем) в личных интересах или интересах  иных лиц, причинившее крупный  ущерб. Наказывается штрафом от 500 до 800 МРОТ, либо лишением свободы  на срок от 6 лет со штрафом  в 100 МРОТ.

- реальное банкротство  характеризует полную неспособность  предприятия восстановить в предстоящем  периоде свою финансовую устойчивость  и платежеспособность в силу  реальных потерь используемого  капитала. Катастрофический уровень  потерь капитала не позволяет  такому предприятию осуществлять  эффективную хозяйственную деятельность  в предстоящем периоде, вследствие  чего оно объявляется банкротом  юридически.

- техническое  банкротство. Используемый термин  характеризует состояние неплатежеспособности  предприятия, вызванное существенной  просрочкой его дебиторской задолженности.  При этом размер дебиторской  задолженности превышает размер  кредиторской задолженности предприятия,  а сумма его активов значительно  превосходит объем его финансовых  обязательств.

К неправомерным  действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении банкротства  предприятия и наносящие ущерб  интересам всех или части кредиторов, как-то:  сокрытие части имущества  должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;  уничтожение либо отказ от необходимой  записи в бухгалтерские документы;   уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества  должника, полученного в кредит и  неоплаченного.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную  систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения  ГК РФ. Данные положения можно разделить  на три группы:   нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);  нормы ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений о  несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности  лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;  нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Рассматривая  понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой. В настоящее  время законодательство о несостоятельности  является одной из наиболее дискуссионных  областей права, поэтому анализ правового  регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности  являются весьма актуальными.

2. Упрощенные процедуры банкротства

2.1.  Процедуры банкротства

Одной  из базовых  категорий института банкротства  является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия  процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту –  Закон о банкротстве) даны определения  только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются  при рассмотрении дел о банкротстве.

Отсутствие легального определения этого важнейшего термина  конкурсного права провоцирует  его наделение в теории и на практике кардинально противоположными значениями. Согласно Словарю русского языка, «процедура – 1. Установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого–либо дела» [14, С.543].

Аналогичное определение  содержит и Словарь иностранных  слов [15, C.407] В юридической литературе понятию процедуры банкротства внимание уделяется крайне редко. Одно из разработанных определений обозначает рассматриваемую категорию как  «совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов» [13,C.17] Конституционный Суд РФ употребил термин «процедура банкротства» в ином значении, понимая под ней весь процесс по делу о банкротстве, который на момент вынесения цитируемого Постановления Конституционного Суда РФ включал в себя две процедуры банкротства: «…отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка». 

Закон выделяет следующие  основные процедуры банкротства:  наблюдение;  финансовое оздоровление;  внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам  рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут  совершать только с письменного  согласия временного управляющего. Кроме  того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о  реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.). С даты введения финансового  оздоровления, внешнего управления, признания  арбитражным судом должника банкротом  и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового  оздоровления может быть введена  собранием кредиторов либо арбитражным  судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового  оздоровления составляет 2 года. Арбитражным  судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры  финансового оздоровления либо до его  отстранения арбитражным судом.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Очередность расчетов с кредиторами установлена статей 134 Закона о несостоятельности (банкротстве). Основные изменения при проведении конкурсного производства в новом законе касаются двух аспектов:  сокращения очередей;  особого положения залогодержателя

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.  Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

Процедуры банкротства  проводятся под контролем арбитражного суда, который выражается в утверждении арбитражного управляющего, утверждении отчета арбитражного управляющего, отстранении такого управляющего от исполнения обязанностей; рассмотрении заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле о банкротстве; установление обоснованности требований кредиторов, разрешении разногласий между арбитражным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов), осуществлении иных, предусмотренных законодательством о банкротстве, полномочий. Перечисленные полномочия позволяют говорить о контрольной функции арбитражного суда в процессе банкротства, несмотря на целый ряд ограничений его дискреционных полномочий, констатируемый рядом авторов [10, C.112]. Помимо контроля правомерности мероприятий, осуществляемых в рамках процедуры банкротства, арбитражный суд осуществляет действия, необходимые для ее проведения. Не участвуя непосредственно в проведении таких мероприятия, арбитражный суд стоит «над» ними.

Помимо самостоятельного контроля за проведением процедуры  банкротства, арбитражный суд осуществляет такой контроль опосредованно –  через лицо, утверждаемое арбитражным  судом – арбитражного управляющего. Рассматривая правовой статус арбитражного управляющего, Конституционный Суд  РФ указал, что арбитражный управляющий  для проведения процедур банкротства  наделяется полномочиями, которые в  значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать  финансовое состояние должника и  т.д., действуя добросовестно и разумно  в интересах должника, кредиторов и общества (пункты 4 и 6 статьи 24). Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Схожей точки зрения придерживались и некоторые представители дореволюционной правовой науки и практики. Например, Е.А. Нефедьев называет конкурсное управление   органом власти и приравнивает к суду, присяжному попечителю, а также полагает, что «исполняет оно обязанности, возложенные на него государством, а, следовательно, деятельность его совершается в интересе публичном» [5, C.80].

Информация о работе Упрощенные процедуры банкротства