Упрощенные процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы. Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена – предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности. Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности. В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Понятие несостоятельности (банкротства) и его основные признаки
1.2. Внешние и внутренние причины банкротства
1.3. Виды банкротства
2. УПРОЩЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
2.1. Процедуры банкротства
2.2. Упрощенные процедуры банкротства
2.3. Методика оценки возможности банкротства предприятия
2.4. Проблемы и пути совершенствования финансовой устойчивости и предотвращения банкротства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

После рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований кредитора к юридическому лицу арбитражный суд выносит  определение о признании требований обоснованными и введении процедуры  наблюдения. Не позднее чем через 7 месяцев с момента подачи заявления, арбитражный суд выносит решение  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства. Суд утверждает кандидатуру конкурсного  управляющего, который в ходе конкурсного  производства проводит инвентаризацию, взыскивает дебиторскую задолженность, удовлетворяет в порядке очередности  требования кредиторов, закрывает счета, сдает документы юридического лица в архив. По отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Юридическое лицо снимается с учета в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики, получает свидетельство ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Преимущества процедуры  банкротства: возможно избежание выездной налоговой проверки. Исключение из всех реестров государственных органов. Исключен риск назначения экспертизы на предмет фиктивности банкротства предприятия. Недостатки процедуры банкротства: возможна выездная налоговая проверка при наличии по балансу задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами и ликвидных активов. Возможно внесение данных об участниках (акционерах) в информационные базы кредитных бюро, что может осложнить дальнейшее получение кредитов и испортить репутацию в глазах потенциальных партнеров в будущем.

Рекомендации, которые  обычно даются при применении данного  вида банкротства предприятия: используется при наличии уже имеющейся любой задолженности более 500 000 рублей за три последовательных года, опасении выявления большей задолженности перед бюджетами и фондами, отсутствии активов, и при нежелании прохождения выездной налоговой проверки. Необходимо перед началом процедуры банкротства предприятия вывести все активы.

Банкротство предприятия  на основании заявления должника. При наличии денежных обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами и другими кредиторами и невозможности их удовлетворения должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

Арбитражный суд выносит  определение о принятии заявления  и введении наблюдения. Не позднее  чем через 7 месяцев суд выносит  решение о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного  производства. Суд утверждает кандидатуру  конкурсного управляющего, который  в ходе конкурсного производства проводит инвентаризацию, взыскивает дебиторскую задолженность, удовлетворяет  в порядке очередности требования кредиторов, закрывает счета, сдает  документы юридического лица в архив. По отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение  о завершении конкурсного производства. Юридическое лицо снимается с учета в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики, получает свидетельство ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Преимущества процедуры  банкротства: возможно избежание выездной налоговой проверки. Исключение из всех реестров государственных органов. Недостатки процедуры банкротства: обязательна экспертиза на предмет преднамеренности и фиктивности банкротства. Возможна выездная налоговая проверка при наличии по балансу задолженности перед бюджетами и наличии ликвидных активов. Возможно внесение данных об учредителях в информационные базы кредитных бюро, что может осложнить дальнейшее получение кредитов и испортить репутацию в глазах потенциальных партнеров в будущем.

Рекомендации, которые  обычно даются при применении данного  вида банкротства предприятия: используется при наличии большой задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами и при наличии Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора и главного бухгалтера, или если есть достаточно достоверное объяснение возникновения указанных задолженностей. Перед банкротством рекомендуется освободить организацию от ликвидных активов.

Упрощенные процедуры  банкротства применяются к таким  особым категориям должников, как ликвидируемые  и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу  участие данных субъектов в обороте  не предполагается, следовательно, применять  к ним восстановительные процедуры  не имеет никакого смысла. Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется. Стоит отметить, что регламентация процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника объединены в одну главу закона практически произвольно, т.к. взаимного применения правовых норм действующий Закон о банкротстве не предусматривает. Заявление о признании юридического лица банкротом может быть подано в арбитражный суд не только кредитором  этого лица, но и самим должником. При этом Законом о банкротстве предусмотрены случаи, когда должник обязан подать заявление о своем банкротстве. В соответствии со статьей 8 Закона о банкротстве должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве должник  обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед  другими кредиторами. Из анализа данных норм можно сделать вывод, что должник вправе подать заявление о банкротстве в ситуации, когда еще не наступил срок исполнения обязательств, которые,  исходя из состояния своей финансово-хозяйственной деятельности, должник исполнить, не сможет. Например, у должника имеется обязательство по возврату кредита, срок возврата которого еще не наступил, но у должника отсутствуют активы, которые позволят ему возвратить кредит.

В ситуации, когда  должник не имеет возможности  рассчитаться со всеми кредиторами, срок исполнения обязательств перед  которыми уже наступил, должник обязан подать заявление о своем банкротстве. В этом случае заявление должника должно быть направлено в арбитражный  суд не позднее чем через месяц  с даты возникновения соответствующих  обстоятельств. Причем за неисполнение обязанности по подаче заявления о банкротстве руководитель должника несет ответственность, предусмотренную статьей 10 Закона о банкротстве, а именно, руководитель должника обязаны возместить убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности подачи в установленный законом срок заявления о признании должника банкротом.

Кроме того, в  этом случае неподача руководителем  должника заявления в арбитражный  суд влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника, возникшим после истечения  указанного выше срока на подачу заявления  о признании должника банкротом, исчисляемого с момента возникновения признаков банкротства, т.е. невозможности рассчитаться с кредиторами по наступившим обязательствам. Таким образом, неисполнение обязанности руководителем должника по подаче заявления о признании должника банкротом при наличии признаков несостоятельности теоретически может повлечь для него определенные негативные последствия. Однако на практике данные нормы в отношении руководителя юридического лица пока реально не применяются.

Однако возбуждение  процедуры банкротства – этого  не самое сложное. Требования к заявлению  должника о признании банкротом  детально прописаны в статьях 37 и 38 Закона о банкротстве. Самое главное  в процедуре банкротства –  это ее завершение в максимально  короткий срок и с минимальными потерями для учредителей и руководителей  должника. Для этого необходимо обеспечение  контроля над процедурой банкротства, которое возможно при назначении дружественного арбитражного управляющего. Кроме того, существует возможность, используя специальные процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве, сократить как количество стадий рассмотрения дела о банкротстве, так и общий срок процедуры банкротства.

Так, в соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса  РФ юридическое лицо может быть ликвидировано  по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Причем закон не требует наличие каких-либо специальных оснований для принятия решения о ликвидации юридического лица. Иными словами, в любое время  учредители (участники) юридического лица вправе принять решение о его  ликвидации и они не должны доказывать обоснованность такого решения. Может  быть принято решение  о ликвидации и юридического лица, имеющего проблемы в финансово-хозяйственной деятельности. При этом принятие решения о ликвидации юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, позволяет провести банкротство в ускоренном и упрощенном порядке.

В соответствии со статьями 224-225 Закона о банкротстве  в случае, если после принятия решения  о ликвидации юридического лица выясняется, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то является обязательной подача в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Особенностью  упрощенного банкротства юридического лица в этом случае является то, что  процедура банкротства проводится в упрощенном порядке. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Арбитражный  суд сразу принимает решение  о признании ликвидируемого должника банкротом, об открытии конкурсного  производства и об утверждении конкурсного  управляющего. При этом кредиторы  вправе предъявить свои требования к  ликвидируемому должнику в течение  месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Соответственно, по окончании  этого срока, конкурсный управляющий  проводить расчеты с кредиторами  или может завершать процедуру  банкротства и представлять в  арбитражный суд отчет о результатах  проведения конкурсного производства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный  суд выносит определение о  завершении конкурсного производства. Определение арбитражного суда о  завершении конкурсного производства является основанием для внесения в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о ликвидации должника. Таким образом, теоретически процедура упрощенного банкротства может длиться 3 месяца против обычного минимального годичного срока. При этом конкурсное производство будет проводить арбитражный управляющий, назначенный по предложению должника и риск его замены не велик. Также уменьшается вероятность оспаривания сделок должника и не все кредитора смогут узнать о банкротстве должника и предъявить свои требования до момента его ликвидации.

Единственным  условием для использования такой  упрощенной процедуры банкротства  является создание ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая и должна будет  подавать заявление о признании  ликвидируемого лица банкротом. Если после  принятия решения о ликвидации юридического лица заявление подается его руководителем, то упрощенная процедура не применяется  и проводится общая процедура банкротства. Однако представляется, что назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) не является серьезной проблемой.

При принятии решения  об использовании предложенного  варианта упрощенного банкротства  юридического лица необходимо в обязательном порядке оценить степень риска  возможности привлечения руководителя должника к ответственности за невыполнение обязанности по подаче заявления  о признании должника банкротом, если признаки несостоятельности юридического лица имелись на момент принятия решения  о ликвидации. В любом случае является необходимым проведение глубокого юридического анализа как вопросов наличия, или отсутствия признаков банкротства, так и вопросов проведения процедуры ликвидации и банкротства с учетом особенностей, которые могут иметь место в каждом конкретном случае в отношении отдельного должника, в связи с этим необходимо исследовать методики оценки возможности наступления банкротства предприятия, найти пути предотвращения банкротства и повышения финансовой устойчивости предприятия.

2.3. Методика оценки возможности банкротства предприятия

Критерии  оценки финансовой несостоятельности  предприятия. Основанием для принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятия является система критериев для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятий. На основании системы критериев принимаются решения: - о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным; - о наличии реальной возможности предприятия – должника восстановить платежеспособность; - о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, если оно в ближайшее время не сможет выполнить обязательства перед кредиторами.

В анализе платежеспособности организации  используются конкретные показатели. Отражая отношение суммы всех ликвидных средств к сумме  всех платежных обязательств баланса, общий показатель ликвидности выражает способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств, как по ближайшим, так и по отдаленным в целом. Но этот показатель не дает представления о возможностях организации в плане погашения именно краткосрочных обязательств, которые требуют наличия наиболее ликвидных активов в объеме, достаточном для срочных расчетов. Ведь чем короче период, в течение которого должник обязан погасить обязательства, тем большая платежеспособность требуется от должника. Поэтому для оценки степени платежеспособности используют три относительных показателя ликвидности, различающихся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

Возможность наиболее раннего погашения обязательств отражает коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ). Он рассчитывается отношением величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Наиболее ликвидными активами, как было сказано, считают денежные средства, ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения. Краткосрочные обязательства, как сумма наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают кредиторскую задолженность, в т. ч. обязательства, не погашенные в срок, платежные требования поставщиков, не оплаченные в срок; недоимки в бюджет и пр., включенные в пассив баланса и отраженные обособленно в приложениях к бухгалтерскому балансу (раздел 1; 2 и в справке к разделу 2 формы № 5 приложения к бухгалтерскому балансу), краткосрочные кредиты и заемные средства. Данный коэффициент выражается формулой:

        (1)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть  краткосрочной задолженности предприятие  может погасить в ближайшее время. Этот коэффициент не должен быть ниже нормальных ограничений:  KАЛ >0,2 <0,5. Он характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса, т. е. возможность немедленных расчетов.

Информация о работе Упрощенные процедуры банкротства