Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать доходы и расходы федерального бюджета и рассмотреть объем осуществляемых межбюджетных отношений Краснодарского края с федеральным бюджетом. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть понятие и принципы бюджетной системы;
рассмотреть порядок зачисления доходов в федеральный бюджет;
рассмотреть причины дефицита бюджета;
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»1. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения2.
По степени распределения
власти между центром и
Унитарное (единое) государство
– это форма государственного
устройства, при которой административно-
Федеративное (объединенное,
союзное) государство – это форма
государственного устройства, при которой
государственные образования
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.
Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд
Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Консолидированный бюджет РФ
объединяет федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
При этом необходимо иметь
в виду, что консолидированные
бюджеты как свод бюджетов нижестоящих
территориальных уровней и
2 Анализ доходов и расходов бюджета РФ 2009-2011 гг.
2.1Анализ доходов бюджета РФ
Доходы бюджета выражают экономические отношения,
возникающие у государства с предприятиями,
организациями и гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в государственный
бюджет.
Структура доходов Федерального бюджета представлена в таблице 1
Таблица 1
Пользователь |
2009 |
2010 |
темп роста, % |
2011 |
темп роста, % | |||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % | |||
Доходы, всего |
7 337,80 |
100,0 |
7 783,80 |
100,0 |
106,1 |
8 617,80 |
100,0 |
110,7 |
Нефтегазовые доходы |
2 984,00 |
40,7 |
3 744,30 |
48,1 |
125,5 |
4 003,00 |
46,5 |
106,9 |
НДПИ |
969,2 |
13,2 |
1 317,10 |
16,9 |
135,9 |
1 314,00 |
15,2 |
99,8 |
Таможенные пошлины |
2 014,80 |
27,5 |
2 427,20 |
31,2 |
120,5 |
2 689,00 |
31,2 |
110,8 |
Не нефтегазовые доходы |
4 353,80 |
59,3 |
4 039,50 |
51,9 |
92,8 |
4 614,80 |
53,5 |
114,2 |
НДС |
2 050,00 |
27,9 |
2 295,80 |
29,5 |
112,0 |
2 750,40 |
31,9 |
119,8 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
2,7 |
217,3 |
2,8 |
111,2 |
233,4 |
2,7 |
107,4 |
ЕСН |
509,8 |
6,9 |
28,1 |
0,4 |
5,5 |
- |
- |
- |
Акцизы |
101,5 |
1,4 |
134,5 |
1,7 |
132,5 |
260,1 |
3,0 |
193,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,2 |
16,7 |
0,2 |
135,8 |
31 |
0,4 |
185,6 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
6,7 |
558,8 |
7,2 |
113,0 |
673,7 |
7,8 |
120,6 |
Доходы Федерального бюджета за период 2009-2011 годы имеют тенденцию роста. В 2009 году они составили 7 337,8 млрд. руб., в 2010 году - 7 783,8 млрд. руб., что на 6% больше предыдущего года. В 2011 году составили 8 617,8 млрд. руб., что на 10,7% больше 2010 года. Наибольший удельный вес в нефтегазовых доходах занимают таможенные пошлины, которые имеют стабильную тенденцию увеличения. В 2009 году они принесли в бюджет 2 014,8 млрд. руб. и составили 27,5% всех доходов. В 2010 году увеличились до 2 427,2 млрд. руб. и составили 31,2% всех доходов. В 2011 году также произошло увеличение до 2 689 млрд. руб., однако их удельный вес остался прежним. Наибольший удельный вес в не нефтегазовых доходах занимает налог на добавленную стоимость, по которому также наблюдается тенденция увеличения. В 2009 году его объем был 2 050 млрд. руб., что составило 27,9% всех доходов. В 2010 году произошло увеличение до 2 295,8 млрд. руб., что составило 29,5% всех доходов. В 2011 году доходы по налогу достигли 2 750,4 млрд. руб. и составили 31,9% всех доходов. Рост поступлений по налогу на прибыль организаций за 2011 год обусловлен улучшением финансово-хозяйственной деятельности, в частности ростом прибыли прибыльных организаций. Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики Российской Федерации в 2010 году, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога. Рост поступления налога в 2011 году обусловлен увеличением объема импорта и введением в действие с 01.07.2010 Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», согласно которому администрирование поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, возложено на ФНС России. На увеличение поступлений акцизов оказало влияние изменение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты, а также ежегодная индексация ставок акцизов. Российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
2.2 Анализ расходов бюджета РФ
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Согласно статье 6 БК РФ расходы бюджета представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Структура расходов Федерального бюджета представлена в таблице 2
Таблица 2
Разделы классификации расходов |
2009 |
2010 |
темп роста, % |
2011 |
темп роста, % | |||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % | |||
Расходы, всего |
9 660,10 |
100 |
10 212,4 |
100 |
105,7 |
10 385,1 |
100 |
101,7 |
Общегосударственные вопросы |
1 205,58 |
12,48 |
1 101,92 |
10,79 |
91,4 |
930,5 |
8,96 |
84,4 |
Национальная оборона |
1 377,53 |
14,26 |
1 410,33 |
13,81 |
102,4 |
1 444,57 |
13,91 |
102,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 206,55 |
12,49 |
1 217,32 |
11,92 |
100,9 |
1 233,75 |
11,88 |
101,3 |
Национальная экономика |
1 117,67 |
11,57 |
1 212,21 |
11,87 |
108,5 |
1 342,79 |
12,93 |
110,8 |
ЖКХ |
123,65 |
1,28 |
123,57 |
1,21 |
99,9 |
185,89 |
1,79 |
150,4 |
Охрана окружающей среды |
20,29 |
0,21 |
19,4 |
0,19 |
95,6 |
19,73 |
0,19 |
101,7 |
Образование |
462,72 |
4,79 |
489,17 |
4,79 |
105,7 |
475,64 |
4,58 |
97,2 |
Культура, кинематография, СМИ |
127,51 |
1,32 |
114,38 |
1,12 |
89,7 |
136,04 |
1,31 |
118,9 |
Здравоохранение, физ-ра и спорт |
411,52 |
4,26 |
407,47 |
3,99 |
99,0 |
378,02 |
3,64 |
92,8 |
Социальная политика |
329,41 |
3,41 |
365,6 |
3,58 |
111,0 |
303,24 |
2,92 |
82,9 |
Межбюдж. трансферты |
3 277,67 |
33,93 |
3 751,01 |
36,73 |
114,4 |
3 934,91 |
37,89 |
104,9 |
Расходы Федерального бюджета
аналогично доходам имеют тенденцию
увеличения. В 2009 году они составили
9 660,1 млрд. руб. В 2010 году увеличились
на 5,7% и составили 10 212,4 млрд. руб. В 2011
году увеличились на 1,7% по сравнению
с предыдущим годом и составили
10 385,1 млрд. руб. Наибольший удельный вес
в расходах Федерального бюджета имеют
межбюджетные трансферты. В 2009 году на
них направлялось 3 277,6 млрд. руб., что составляло
33,9% всех расходов. В 2010 году они увеличились
на 14% до 3 751 млрд. руб. В 2011 году также произошло
увеличение, но уже на 4,9% до 3 934,9 млрд. руб.,
что составило 37,8% всех расходов. Также
наибольший удельный вес занимает национальная
оборона. В 2009 году расходы на неё составили
1 377,5 млрд. руб. В 2010 году расходы увеличились
на 2,4% до 1 410,3 млрд. руб. В 2011 году расходы
также увеличились на 2,4% до 1 444,5 млрд. руб. Расходы
по разделу общегосударственные вопросы
имеют тенденцию уменьшения. Если в 2009
году они составляли 1 205,5 млрд. руб. при
этом их доля составляла 12,4% всех расходов,
то в 2011 году наблюдается уменьшение до
930,5 млрд. руб., что составляет 8,9% всех расходов. В
целом за период 2009-2011 годы Федеральный
бюджет исполнился с дефицитом, который
в 2009 году составил 2 322,3 млрд. руб., в 2010
году 2 428,6 млрд. руб. и в 2011 году уменьшился
до 1 767,3 млрд. руб. Понятие бюджетного дефицита
представляет собой превышение расходов
над доходами государственного бюджетного
фонда. Его нельзя категорично относить
к разряду чрезвычайных, катастрофических
финансовых явлений, так как различным
может быть качество, природа дефицита.
Проведение политики дефицитного финансирования
активирует экономический рост и обеспечивает
полную занятость.
Основными причинами бюджетного дефицита могут являться:
1) Увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов, то есть, когда становиться невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах.
2) Кризисные явления в
экономике (спад производства, рост
убыточности, снижение
3) Необходимость осуществления
крупных государственных