Федеральный бюджет России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать доходы и расходы федерального бюджета и рассмотреть объем осуществляемых межбюджетных отношений Краснодарского края с федеральным бюджетом. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
 рассмотреть понятие и принципы бюджетной системы;
 рассмотреть порядок зачисления доходов в федеральный бюджет;
 рассмотреть причины дефицита бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

4) Сокращение налоговых  поступлений без корректировки  государственных расходов, а так  же неудовлетворительная организация  сбора налогов и платежей (уклонение  от уплаты налогов, рост объема  недоимок).

5) Нарастание убытков  и финансовых потерь предприятий  и организаций, при общем ухудшение  финансового положения реального  сектора и сокращение налогооблагаемой  базы.

6) Активизация государственной  социальной политики.

7) Повышение долгосрочной  напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в результате:

- увеличения государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение - преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения;

- увеличения государственных  расходов на образование и  создание новых рабочих мест - характерно для тех стран, где  возрастает доля молодого населения.

Существуют три концепции  балансирования государственного бюджета:

1) Первая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть ежегодно сбалансирован.  Однако ежегодно балансируемый  бюджет в основном исключает  или в значительной степени  уменьшает эффективность фискальной  политики государства, имеющей  антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным.

2) Вторая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть сбалансирован в ходе  экономического цикла, а не  за каждый год. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета.          В ходе последующего инфляционного подьема правительство повышает налоги и правитальственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.

3) Третья концепция связана  с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.         Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.

Механизм зачисления доходов  в Федеральный бюджет (статья 40 БК РФ).

Доходы от федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов, страховых взносов  на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами между федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации, местными бюджетами.   Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации.      Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Повышение эффективности  бюджетных расходов может повышаться за счёт:

- Оптимизации расходных  обязательств Российской Федерации.

- Внедрение программно-целевых  методов государственного управления.

- Повышения качества и  эффективности исполнения государственных  функций.

- Повышения эффективности  управления государственным имуществом.

- Повышения качества и  эффективности оказания государственных  услуг (выполнения работ).

- Оптимизации численности  и совершенствование системы  материального стимулирования федеральных  государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Межбюджетные отношения

3.1 Межбюджетные отношения в России

 

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между  органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения  и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений  органов власти и управления различных  уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции  бюджетного федерализма опираются  на определенное сочетание двух взаимодополняющих  тенденций: конкуренции между региональными  органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий  этой конкуренции и обеспечения  на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Модель бюджетного федерализма включает 3 составляющих:

  • полномочия по расходам уровней власти разграничены;
  • наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;
  • территориальные дисбалансы сглаживаются бюджетными трансфертами, обеспечивающими стандарт государственных услуг.

В мировой практике используются два  типа моделей бюджетного федерализма.

  1. Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты- налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и др. странах.
  2. Кооперативная. Характеризуется: более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и др. страны Европы.

В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

  • Сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • Распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;
  • Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;              
  • Сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счёт оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
  • Равенство бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований; всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов – с бюджетом соответствующего субъекта РФ;
  • Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • Применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов Федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;
  • Наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.                                                                                                          

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ –  в местные бюджеты.                                                      В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предусматривает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи региональным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.     

Бюджетным кодексом РФ (ст. 48) установлено, что при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ. 

Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик  в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.   Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.                                     

Это налоговые доходы, закреплённые за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые  доходы, определённые нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую  часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы.       

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передаёт регулирующие доходы. 

К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

 Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, средств,  поступающих из фондов финансовой  поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются  дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

 В соответствии со ст. 78 Бюджетного  кодекса в случае нецелевого  использования субвенций и субсидий  и нарушения сроков их использования  сумма их может быть востребована  органами власти, выдавшими эти  средства.

Информация о работе Федеральный бюджет России