Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 20:33, курсовая работа
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения ОМС в России;
- раскрыть сущность ОМС в России;
- рассмотреть источники формирования бюджета ФОМС;
- рассмотреть основные направления использования средств ФОМС;
- представить основные направления дальнейшего развития ФОМС,
Введение………………………………………………………………………..
3
1 Теоретические основы функционирования ФОМС……………………….
5
1.1 История возникновения ФОМС……………………………………
5
1.2 Взаимоотношения фонда при страховых отношениях…………..
7
1.3 Роль федерального ФОМС в экономике страны………………...
9
2 Анализ исполнения бюджета ФОМС ……………………………………..
12
2.1 Оценка формирования бюджета ФОМС………………………….
12
2.2 Анализ направлений расходования средств фонда………………
15
3 Перспективы развития федерального ФОМС…………………………….
19
Заключение…………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы…………………………………………
28
1.3 Роль федерального ФОМС в экономике страны
Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимыми друг от друга в организационном плане.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов – в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [3].
В части управления финансами функции Федерального фонда ОМС заключаются главным образом в том, чтобы наряду с финансированием целевых программ в рамках ОМС через финансирование программ ОМС на местах выравнивать условия деятельности территориальных фондов. Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе ОМС. Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.
Финансовые средства, которые аккумулирует Федеральный фонд ОМС, включают в себя:
- страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации при общей системе налогообложения;
- отчисления от единого налога
при упрощенной системе
- отчисления от сельхозналога;
- отчисления от единого налога на вмененный доход;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
- средства федерального бюджета
на выполнение федеральных
- прочие поступления.
Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом [9, с.116].
Если рассматривать расходную часть средств ФОМС, то здесь можно выделить следующие направления:
1. Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас.
2. Расходы на управление Фондом .
3. Дотации на выполнение
4. Оплата диспансеризации
5. Расходы на мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма.
6. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
7. Субсидии, субвенции и дотации
бюджетам территориальных
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас.
Система ОМС позволила здравоохранению набрать темпы для дальнейшего развития, укрепить финансовую базу медицинских учреждений, повысила роль экономических регуляторов при оказании медицинских услуг.
За два десятилетия развития обязательное медицинское страхование превратилось в действенную государственную систему, стоящую на страже здоровья населения, но основная задача фондов осталась практически неизменной – обеспечение стабильного финансирования медицинской помощи.
2 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ФОМС
2.1 Оценка формирования бюджета ФОМС
Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) на 2013 год и на двухлетний плановый период.
Бюджет Фонда на 2013 год и на двухлетний плановый период сформирован с нулевым дефицитом. Расчет параметров бюджета на 2013–2015 годы производился с учетом положений федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».
Общий объем доходов бюджета Фонда в 2013 году составляет 1 059,3 млрд. рублей, в 2014 году планируется - 1 208,8 млрд. рублей, в 2015 году - 1 442,5 млрд. рублей [7, с.17].
Если говорить о структуре доходов, то основная часть планируемых доходов (95,2% в 2013 году, 98,4% в 2014 году, 99,9% в 2015 году) будет обеспечена поступления ми страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2013 году ожидается в сумме 631,8 млрд. рублей, в 2014 году – 727,5 млрд. рублей, в 2015 году – 812,5 млрд. рублей. Платежи работодателей на обязательное медицинское страхование определены, в основном, исходя из тарифа 5,1% с сумм выплат, не превышающих предельную величину облагаемой базы для начисления страховых взносов.
В доходах бюджета Фонда учтены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков. Сумма межбюджетных трансфертов на указанные цели составляет в 2013 году 50,4 млрд. рублей, в 2014 году – 18,8 млрд. рублей, в 2015 году – 1,0 млрд. рублей.
Поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения учтены в 2013 году в сумме 377,0 млрд. рублей, в 2014 году в сумме 462,5 млрд. рублей, в 2015 году в сумме 629,0 млрд. рублей [7, с.17].
Благодаря конструктивной работе с руководителями субъектов Российской Федерации успешно решается задача по повышению уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений.
Таблица 1 - Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, 2011–2014 гг. млрд руб.
Показатель |
211 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено | |
Доходы Федерального ФОМС, млрд. руб. |
336,0 |
348,4 |
891,7 |
966,5 |
1059,3 |
1101,4 |
1240,1 |
183,3 |
Расходы Федерального ФОМС, млрд. руб. |
336,0 |
310,4 |
891,7 |
932,2 |
1059,3 |
1048,7 |
1240,1 |
217,1 |
Величина дефицита/ профицита бюджета, % |
0 |
38,0 |
0 |
34,4 |
0 |
52,6 |
0 |
-33,9 |
Проанализировав данные таблицы может сказать, что бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011-2014 года сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд рублей (на 555,7 млрд рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 059,3 млрд рублей; в 2014 году 1 240,1 млрд рублей.
Бюджет фонда по доходам был исполнен за 2011 год в сумме 348,4 млрд рублей или на 103,7% к доходам, утверждённым Законом; в 2012 году в сумме 966,5 млрд рублей или на 108,4% ; в 2013 году в сумме 1101,4 млрд рублей или на 104,0% ; в 2014 году в сумме 183,3 млрд рублей или на 14,8% (за первый квартал).
Бюджет фонда по расходам был исполнен за 2011 год в сумме 310,4 млрд рублей или на 92,4 % к расходам, утверждённым Законом; в 2012 году в сумме 932,2 млрд рублей или на 104,5%; в 2013 году в сумме 1048,7 млрд рублей или на 99,0% ; в 2014 году в сумме 217,1 млрд рублей или на 17,5%.
В итоге в 2011 году профицит бюджета составляет 38,0 млрд рублей; в 2012 году профицит бюджета составляет 34,4 млрд рублей и в 2013 году профицит бюджета составляет 52,6 млрд рублей.
Существенное увеличение объема бюджета Фонда по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сравнению с 2011 годом обусловлено направлением с 2012 года в бюджет ФОМС страховых взносов неработающего населения, которые ранее направлялись в бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов.
Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, несмотря на некоторое сглаживание, сохраняется структурная диспропорция в объемах страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения и количеством граждан в указанных группах.
2.2 Анализ направлений расходования средств фонда
В соответствии с Конституцией все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основная доля ответственности за финансирование здравоохранения ложится на региональные бюджеты и территориальные фонды ОМС. Однако регионы России значительно отличаются друг от друга как по бюджетной обеспеченности, так и по объему привлекаемых средств в фонды ОМС. Для обеспечения гарантий Конституции (выравнивание) используются средства вышестоящего бюджета и Федерального Фонда ОМС.
Другим важным направлением использования средств федерального бюджета в регионах является финансирование различных инновационных проектов. Инвестирование осуществляется как правило на паритетных началах с региональными бюджетами.
Значительная доля средств федерального бюджета идет и на финансирование высокоспециализированной дорогостоящей медицинской помощи всему населению России в федеральных ЛПУ и Клиниках центральных НИИ.
Расходы бюджета ФОМС на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сгруппированы по кодам классификации расходов бюджетов, установленным указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н, в части порядка применения целевых статей классификации расходов бюджетов - приказом Минфина России от 11 июля 2012 г. № 102н «Об утверждении указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год» [3].
Общий объем расходов бюджета ФОМС составляет на:
- 2013 год - 1 059 251 460,3 тыс. рублей, что на 167 522 439,7 тыс. рублей, или на 18,8 %, больше по сравнению с 2012 годом (891 729 020,6 тыс. рублей). В том числе межбюджетные трансферты передаваемые бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 0000,0 тыс. рублей;
- 2014 год – 1 208 782 820,6 тыс. рублей, что на 149 531 360,3 тыс. рублей, или 14,1 %, больше по сравнению с 2013 годом. В том числе межбюджетные трансферты передаваемые бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 0000,0 тыс. рублей;
- 2015 год – 1 442 478 381,5 тыс. рублей, что на 233 695 560,9 тыс. рублей, или 19,3 %, больше по сравнению с 2014 годом. В том числе межбюджетные трансферты передаваемые бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 0000,0 тыс. рублей.
Основной целью бюджетной политики Фонда является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. В соответствии с ней, в бюджете Фонда на 2013 год предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 985,4 млрд. рублей, или 93% к общему объему ассигнований [7, с.19].