Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:51, дипломная работа
Рыночный механизм позволяет эффективно координировать экономическую деятельность в стране, «невидимая рука» рынка направляет и координирует деятельность экономических субъектов. Сферы экономики, где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны, но есть и такие направления в социально-экономической сфере, где рыночный механизм не эффективен.
Рыночный механизм не эффективен в тех ситуациях, когда нарушаются условия конкуренции, целью хозяйственной деятельности не является получение и максимизация прибыли, например производство общественных благ, возникновение внешних эффектов, в условиях неполноты рынка или асимметрии информации. Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Введение2
Глава 1. Анализ фиаско рынка как причины государственного вмешательства в экономику5
1.1. Причины и механизмы фиаско рынка5
1.2. Социально-экономические последствия фиаско рынка15
Глава 2. Государственное регулирование экономики27
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики27
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования экономики42
Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая51
3.1. Анализ фиаско рынка в экономике России и Китая – как причины государственного вмешательства в экономику51
3.2. Государственное регулирование экономики России и Китая62
Заключение80
Список использованной литературы83
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства.
Фиаско государства – это неспособность обеспечить эффективнее распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.
Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.
1. Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т.е. к фиаско государства.
2. Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования – большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться, и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т.п.).
3. недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.
4. несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т.е. сформировали свои ожидания.
5. В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т.е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.
Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.
1) Лаг признания (распознавания,
осознания). Его возникновение связано
с тем, что для осознания самой
проблемы регулирования какой-
2) Лаг решения. Это время,
которое проходит между
Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.
Лаг воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.
Говоря о фиаско государства, следует отметить закон непредвиденных последствий. В результате принятия каких-либо решений, осуществления мероприятий очень часто не достигается желаемого результата, либо его издержки слишком высоки. Фиксируя цены на рынке, государство ведет борьбу со спекуляцией. Но такая мера в большинстве случаев ведет к товарному дефициту и росту теневого сектора экономики. В связи с этим, подчеркивая важность государственного вмешательства в экономическое развитие страны, все же нельзя забывать о свободном развитии рыночных механизмов.
Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка.
К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств:
4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Большая иллюзия – наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не «провалами» рынка, а так называемой «политической игрой», т.е. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.
5) Завышение объема производства
общественных благ и связанная
с этим растрата ресурсов. Данный
нерыночный провал может найти
проявление, например, в чрезмерной
милитаризации экономики, или в
безудержных тратах дефицитных
бюджетных средств (в условиях
кризиса и нарастающего
6) Образование государством
через перераспределительные
7) Разбухание издержек
на содержание
8) Отвлечение юристов, экономистов,
менеджеров и т.п. от участия
в производстве продукции и
услуг на фирмах. Привлекаемые
относительно высокой оплатой
труда в сфере управления, а
также немалым объемом иных
льгот и привилегий, квалифицированные
специалисты охотно «
Даже в относительно либеральной американской экономике сегодня тратится примерно 100 млрд. долл. в год на ее государственное регулирование. Американские специалисты подсчитали, что правительственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста экономики на 0,4% в год по сравнению с потенциально возможным. Устранение подобных явлений достигается, прежде всего, через приватизацию и дерегулирование экономики – меры, ослабляющие влияние фиаско государства, хотя и за счет риска усилить фиаско рынка. Данные меры, безусловно, не означают прекращения регулирующей роли государства и ликвидации государственного сектора вообще. Речь здесь идет лишь о перемещении центра тяжести в инструментах и методах государственного регулирования - от «жестких» к более «мягким».
Цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" – смешанной экономики.
Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая
3.1 Анализ фиаско
рынка в экономике России и
Китая – как причины
В западных странах структура рыночной экономики относительно полна, ученые много исследуют фиаско рынка внутри рыночной структуры, они обращают больше внимания на увеличение транзакционных издержек из-за высокого разделения труда. А Китай находится в переходной рыночной экономике, в которой возникают проблемы фиаско рынка из-за неразвитости и несовершенства самого рынка. Поэтому у них разная предпосылка к возникновению фиаско рынка, в настоящее время Китай не может использовать экономическую теорию для решения проблемы фиаско рынка.
В общем, мы исследуем фиаско китайского рынка обязательно на фоне переходной экономики. Основной проблемой фиаско рынка является не зрелый рыночный механизм. Степень зрелости рыночного механизма имеет тесную связь с трансформацией роли государства, т.е. с тем, какую роль играет государство в регулировании рынка. В условиях фиаско рынка рыночный механизм не может эффективно выполнять свою функцию не только из-за недостатка рынка, но и некомпетентности государства. В настоящее время рыночная экономика. Проблема фиаско рынка непосредственно зависит от действий государства.
Если мы хотим правильно понимать фиаско рынка Китая, нам нужно решить эти проблемы:
Информация о работе Фиаско рынка и методы государственного вмешательства в экономику