Финансовый анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3
1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………...............5
2.Факторный анализ прибыли от продаж…… …… …… ……………….………8
3. Анализ и оценка показателей рентабельности…….…………………………11
4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………...........13
4.1 Анализ состава и структуры активов баланса…...……………………….14
4.2 Анализ состава и структуры пассивов баланса………………..…………16
4.3 Анализ финансовой устойчивости……………………………...................18
4.3.1 Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости………....19
4.3.2 Анализ относительных показателей финансовой устойчивости……...22
4.4 Анализ ликвидности баланса….………………………….……………….24
4.4.1 Анализ абсолютных показателей ликвидности……….…..……….…...26
4.4.2 Анализ относительных показателей ликвидности………………...…...27
5. Анализ деловой активности деятельности предприятия…………………….29
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………………..35
Приложение 1……………………………………………………………………...36
Приложение 2……………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый анализ предприятия.DOC

— 419.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение…………………………………………………………………….………3

  1. Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия………...............5

  2.Факторный анализ прибыли  от продаж…… …… …… ……………….………8

  3. Анализ и оценка показателей  рентабельности…….…………………………11

  4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………...........13

      4.1 Анализ состава  и структуры активов баланса…...……………………….14

      4.2 Анализ состава  и структуры пассивов баланса………………..…………16

      4.3 Анализ финансовой  устойчивости……………………………...................18

      4.3.1 Анализ абсолютных  показателей финансовой устойчивости………....19

      4.3.2 Анализ относительных  показателей финансовой устойчивости……...22

      4.4 Анализ ликвидности  баланса….………………………….……………….24

      4.4.1 Анализ абсолютных показателей ликвидности……….…..……….…...26

      4.4.2 Анализ относительных  показателей ликвидности………………...…...27

  5. Анализ деловой активности  деятельности предприятия…………………….29

  Заключение………………………………………………………………………...33

  Список литературы………………………………………………………………..35

  Приложение 1……………………………………………………………………...36

  Приложение 2……………………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий.  С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений  окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание  анализа состоит из нескольких функций: изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов; поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; оценка результатов  деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализом финансового  состояния  предприятия, организации  занимаются руководители и соответствующие  службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита  и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет  и т.д.

        Финансовый анализ является гибким  инструментом в руках руководителей предприятия. Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Точно и хорошо проведенный  анализ дает возможность выявить  и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности; спрогнозировать финансовые результаты, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть  оценена  системой показателей финансовых результатов.

  Показатели финансовых  результатов (прибыли) характеризуют  абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровня рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

          Прибыль – это конечный результат  деятельности предприятия, которая  характеризует абсолютную эффективность  его работы. Прибыль выступает  важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед  банками и инвесторами, следовательно, прибыль является важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Сумма прибыли обусловлена объемом  продаж продукции и ее качеством  и конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках, ассортиментом, уровнем затрат, инфляционными процессами, которые присутствуют всегда в условиях рыночных отношений.

Количественно она представляет собой  разность между чистой выручкой (после  уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Основными задачами анализа  финансовых результатов являются:

1. систематический контроль  за формированием финансовых  результатов;

2. определение влияния  объективных и субъективных факторов  на финансовые результаты;

3. выявление и оценка возможных резервов увеличения сумм прибыли и уровня рентабельности;

4. разработка мероприятий  по использованию резервов увеличения  сумм прибыли и уровня рентабельности.

Для анализа и оценки уровня и  динамики показателей балансовой прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации.

Таблица 1 –  Состав, структура и динамика балансовой прибыли

 

Состав балансовой прибыли

Отчетный год

Предыдущий  год

Изменение

Сумма, тыс. руб.

Структура,%

Сумма, тыс. руб.

Структура,%

в абсолютной величине, тыс. руб.

%

1. Балансовая  прибыль

124

100,00

313

100,00

-189

-60,38

2. Прибыль от  продаж

127

97,69

314

99,68

-187

-59,55

3. Доходы от  участия в других организациях

0

0,00

0

0,00

0

0,00

4. Разница   полученных и уплаченных процентов

0

0,00

0

0,00

0

0,00

5. Разница между  прочими доходами и расходами

-3

-2,31

-1

-0,32

2

-200,00


 

Проанализировав данную таблицу можно сделать выводы:

      За 2006 год  предприятие получило прибыли  313 тыс. руб., а за 2007 год  124 тыс. руб., отсюда следует, что на данном предприятии снизился оборот на 189 тыс. руб.

     Основным  фактором образования балансовой  прибыли является прибыль от  продаж: в отчетном году она  составила 127 тыс. руб., в предыдущем 314 тыс. руб., что меньше на 187 тыс. руб. или на 59,55%.

      Разница  между прочими доходами и расходами  также уменьшили балансовую прибыль в отчетном и предыдущем году соответственно на 3 тыс.руб. (2,31%) и   1 тыс. руб. (0,32%).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторный  анализ прибыли от продаж

         Прибыль от продаж является  одним из главных фактором  формирования балансовой прибыли.

Прибыль от продаж (реализации) рассчитывается по формуле:

                                         Pр = Qр – S – K – Y , где

         Qр – выручка от продажи (за минусом НДС и акцизов);

S – себестоимость проданных товаров (без коммерческих и управленческих расходов);

К – коммерческие расходы;

          Y – управленческие расходы.

 Изменение прибыли от продаж формируется под воздействием следующих факторов:

1. Изменение объема  продаж.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приведет к  увеличению прибыли, если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит увеличение суммы убытков.

2. Изменение структуры  и ассортимента продаж.

Если увеличивается  доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме продаж, то сумма  прибыли возрастает и, наоборот, при  увеличении удельного веса низкой рентабельности или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшается.

3. Изменение себестоимости продукции

Себестоимость и прибыль  находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли.

4. Изменение отпускных  цен на продукцию.

При увеличении цен на продукцию сумма прибыли возрастает.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно  определить:

           

Таблица  2 –  Формирование прибыли от реализации

 

Показатели

 Номер строки Ф2

Отчетный год, тыс. руб.

Предыдущий год, тыс. руб.

Изменение

в абсолютной величине, тыс. руб.

%

1. Выручка от продажи  товаров, работ, услуг

10

3 039

1 932

1 107

57,30

2. Себестоимость

20

2 912

1 618

1 294

79,98

3. Коммерческие расходы 

30

0

0

0

0

4. Управленческие расходы

40

0

0

0

0

5. Полная себестоимость

 

2 912

1 618

1 294

79,98

6. Прибыль от реализации  продукции

50

127

314

-187

-59,55


 

Из данной таблицы  можно отметить следующие  тенденции:

  1. Выручка о продаж увеличилась в отчетном году, по сравнению с предыдущем на 1107 тыс. руб. (57, 30%).
  2. Прибыль от реализации продукции  уменьшилась на 187 тыс. руб. (59,55%) и составила в отчетном году 127 тыс. руб.

   Нужно отметить, что отрицательным фактором является  увеличение себестоимости в отчетном году на 1294 тыс.руб. или на 79,98%.

1) Влияние изменения  объема продаж:

       DР1 = Р0 * (К2 – 1) , где

ΔP1 – изменения объема продаж  на сумму прибыли;

Р0 - прибыль от продаж в предыдущем году;

К1,2 - коэффициент изменения себестоимости продаж.

К1 = Q1 / Q0  , где

          Q1 - выручка от продаж в отчетном году;

        Q0 - выручка от продаж в предыдущем году.

K2 = S1 / S0

где - S1 - полная себестоимость продаж в отчетном году;

S0 - полная себестоимость продаж в предыдущем году.

  1. Влияние изменения структуры:

DP2 = P0 * (К1 - К2)

          3) Влияние изменения удельных  затрат. 

     ΔP3= -Q1(S1/Q1-S0/Q0)      

     где - S1/Q1 - удельные затраты отчетного периода;

     S0/Q0 - удельные затраты за базовый период.

     Проверка:

    ΔP =ΔP1+ΔР2+ΔP3

          Проведем факторный анализ прибыли  от продаж на примере нашего  предприятия.

Таблица  3 - Факторный анализ прибыли от реализации

 

Показатели

Значение

1. Общее изменение  прибыли: dP=Р10

-187

2. Коэффициент изменения  объема:          K1=Q1 /Q0

1,57

3. Влияние изменения  объема на прибыль: dP10 * (К2-1)

251,12

4. Коэффициент изменения себестоимости: K2=S1 / S0

1,80

5. Влияние изменения  структуры:                  dР2 =P0*(K1-K2)

-71,21

Влияние изменения удельных затрат:           dP3= -Q1(S1/Q1-S0/Q0)

-366,92

6. Проверка: dP =dP1+dР2+dP3

-187

Информация о работе Финансовый анализ предприятия