Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой совокупность денежных и валютных рынков, рынков ценных металлов, рынков финансовых инструментов, включая ценные бумаги.
На рынке финансовых инструментов различают: основные (первичные) инструменты, производные (вторичные) инструменты. Последние являются сложными финансовыми инструментами, построенными на базе основных (более элементарных) инструментов.
К числу основных финансовых инструментов относятся ценные бумаги: банковский счет, облигации, акции. К производным финансовым инструментам относят: опционы, фьючерсные контракты, варранты, свопы, комб
Введение…………………………………………………………………………4
1. Финансовый рынок и его значение в современных условиях……………..6
2. Формирование финансового рынка - ключевая задача выхода из
кризиса экономики………………………………………………………………9
3. Финансовый рынок на современном этапе…………………………..……..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………......29
- разработку надежных методов определения цен для залогового обеспечения, позволяющих избежать принятия чрезмерного кредитного риска и риска ликвидности.
Существенная роль в усилении работы по предотвращению кризисов принадлежит центральным банкам, которые должны усовершенствовать механизмы функционирования межбанковских рынков и распределение ликвидности. В частности, эксперты Форума рекомендуют этим банкам существенно расширить спектр и условия приема залогового обеспечения (размещение залога в нескольких центральных банках и, возможно, в разных валютах), увеличить число контрагентов, имеющих право на получение ликвидности в напряженное время, изменить сроки погашения предоставленной ликвидности, а также усовершенствовать координацию деятельности между органами финансового надзора.
3. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие рынка ценных бумаг (РЦБ) в Республике Беларусь является одной из основных составляющих институциональных преобразований, проводимых в стране уже достаточно продолжительное время. Формирование полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка неоднократно провозглашалось важнейшей задачей в ряде программных документов, определяющих основные направления реформирования в Республике Беларусь. Необходимость развития этого института обусловливается как общей целью - создать в стране социально ориентированную экономику рыночного типа, так и стремлением не остаться в стороне от общемировой тенденции повышения значения фондового рынка в экономиках всех стран, в финансировании предприятий и государства при снижении роли банковских кредитов.
РЦБ является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этот рынка в стране, произошедшие за последние десять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной оценки бизнеса. Вместо этого сформировался очень небольшой РЦБ, практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организаций (являющихся одним из важнейших источников информации дня потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки. Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уровень развитости акционерного капитала) в той или иной стране, являются капитализация рынка акций (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше, у развивающихся - 30-40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показатели регулярной рыночной котировки, не позволяет рассчитать уровень капитализации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента но ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007г. указывается, что у нас можно рассчитать уровень капитализации первичного рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16,75 трлн. бел. руб., или около 17% от ВВП [1, с. 40].
Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач по развитию в стране рынка ценных бумаг, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого, в том, что при определении перспектив развития РЦБ недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.
К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся:
1) Тип экономической системы - Рынок ценных бумаг основывается на свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынка. В условиях централизованной экономики РЦБ может существовать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его становлении уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности рынка ценных бумаг, меньше объемы последнего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%, вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика.
На РЦБ отрицательно влияет высокая степень не только вмешательства государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капиталов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты.
Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка с другой.
Таким образом, будущее развитие рынка ценных бумаг в стране зависит от того, какой социально-экономической модели будет придерживаться общество. При сохранении высокой степени огосударствления экономики, слишком большой доле центрального банка в перераспределении денежных средств фондовый рынок не будет иметь необходимых условий для развития [1, с. 41].
2) Структура собственности – она влияет на состояние и основные характеристики рынка ценных бумаг: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрошенный характер рынка ценных бумаг. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.
Доля собственности, непосредственно контролируемой государством в экономике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%) чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4%.
Негативным у нас является также то, что менеджеры не владеют акциями своих предприятий. До тех пор, пока не будет сформирована более выгодная для них структура собственности, они не будут заинтересованы в выводе своих акционерных обществ на фондовый рынок.
Развитие рынка ценных бумаг, таким образом, предполагает проведение инвестиционной политики, реально ориентированной на привлечение долгосрочных, прямых и портфельных инвестиций, на создание нормального инвестиционного климата, предполагающего максимальное снижение экономических и политических рисков, административных барьеров, налоговой нагрузки и др. К примеру, нельзя добиться массового выхода инвесторов на рынок, если на формирование цен на бумаги влияют искусственные факторы и ни инвесторы, ни эмитенты не могут получить лучшую цену. Сегодня есть понимание необходимости привлечения белорусскими организациями инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25% его акций [1, с. 41].
Наблюдается несоответствие структуры участников белорусского фондового рынка современным международным стандартам. Население, традиционно наиболее распространенный инвестор на этом рынке, практически отстранено от возможности владения корпоративными ценными бумагами. В связи с этим на белорусском фондовом рынке отсутствуют институты коллективных инвестиций (паевые, инвестиционные, пенсионные, страховые фонды). Несколько инвестиционных фондов, которые были созданы на начальных этапах рыночных реформ, уже давно прекратили свое существование. В то же время состав участников более развитого у нас рынка государственных ценных бумаг также ограничен, поскольку основными инвесторами здесь являются банки.
3) Экономическая политика государства - Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика также не способствует развитию фондового рынка. Речь идет, прежде всего, о налогообложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесторов к вложению сбережений в акции и облигации [2, с. 12].
Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда некоторых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)». Действующее законодательство предусматривает при увеличении уставного фонда банков путем дополнительного выпуска и размещения акций через их продажу выше номинальной стоимости налогообложение полученного эмиссионного дохода по ставке 24% (как внереализационные расходы). Проведение подобных операций в прошлом году фактически стало возможным только в результате принятия Главой государства специальных решений, устранявших налогообложение полученного эмиссионного дохода в данных случаях.
Таким образом, в результате длительного воздействия вышеназванных факторов в республике сложился незначительный фондовый рынок, характеризующийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегодня перед экономикой задачи. Ряд действий, предпринятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятия в рамках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосылки для развития РЦБ (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения, формирование двухуровневой депозитарной системы и др.). Однако при всей их прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостатки рынка.
Таким образом, для формирования в стране полноценного, ликвидного и эффективного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на вышеназванные факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Следует выработать стратегии развития, основанные на корректировании этих факторов с целью изменения структуры РЦБ и его долгосрочных перспектив. В связи с этим для развития нормального фондового рынка в Республике Беларусь требуется:
- занять четкую и однозначную позицию в отношении выбора дальнейших экономических преобразований в республике. Продолжение приватизации, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означающие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития РЦБ, без которого все остальные окажутся малоэффективными. Ряд действий Правительства в 2007 и начале 2008 г. (отмена «золотой акции», проведение крупных приватизационных сделок, принятие решения об отмене моратория на обращение акций, приобретенных в процессе льготной приватизации, и др.) позволяет надеяться на серьезное изменение ситуации. Особое внимание хотелось бы обратить на Декрет Президента Республики Беларусь № 7 от 14 апреля 2008 г., который предусматривает поэтапную отмену запрета на свободное обращение акций в течение ближайших трех лет и должен дать дополнительный импульс для развития фондового рынка в стране. В целом можно согласиться со следующим мнением некоторых белорусских экономистов: в процессе последовательного улучшения инвестиционного климата в стране наступил момент, когда республика должна не откладывать решение вопросов вхождения в международную финансовую систему, в противном случае будет ограничиваться приток в страну иностранных инвестиций, что существенно затормозит экономическое развитие страны в ближайшие десятилетия. Развитию фондового рынка окажет содействие формирование благоприятных условий для роста присутствия на нем иностранных инвесторов, включая возможность признания лицензий профессиональных участников и их допуска к биржевым торгам, создание механизмов для унификации инфраструктуры с соответствующими зарубежными институтами. Следует рассмотреть возможность продажи части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорусским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям повысить доверие иностранных инвесторов к республиканскому организованному рынку, использовать для повышения его эффективности технологии и опыт нового акционера;
- снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, так как их число с каждым годом сокращается. Для организаций, не имеющих стратегического значения, нужно предусмотреть меры по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нерезидентам. В связи с этим следует дополнительно проработать возможности и механизмы для публичного размещения акций белорусских предприятий.