Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый рынок представляет собой совокупность де­нежных и валютных рынков, рынков ценных металлов, рынков финансовых инструментов, включая ценные бумаги.
На рынке финансовых инструментов различают: основные (первичные) инструменты, производные (вторичные) инстру­менты. Последние являются сложными финансовыми инстру­ментами, построенными на базе основных (более элементарных) инструментов.
К числу основных финансовых инструментов относятся ценные бумаги: банковский счет, облигации, акции. К произ­водным финансовым инструментам относят: опционы, фью­черсные контракты, варранты, свопы, комб

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Финансовый рынок и его значение в современных условиях……………..6
2. Формирование финансового рынка - ключевая задача выхода из
кризиса экономики………………………………………………………………9
3. Финансовый рынок на современном этапе…………………………..……..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………......29

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый рынок курсач.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

- разработку надежных методов определения цен для залогового обеспечения, позволяющих избежать принятия чрезмерного кредитного риска и риска лик­видности.

Существенная роль в усилении работы по предот­вращению кризисов принадлежит центральным банкам, которые должны усовершенствовать меха­низмы функционирования межбанковских рынков и распределение ликвидности. В частности, эксперты Форума рекомендуют этим банкам существенно рас­ширить спектр и условия приема залогового обеспечения (размещение залога в нескольких центральных банках и, возможно, в разных валютах), увеличить число контрагентов, имеющих право на получение ликвидности в напряженное время, изменить сроки погашения предоставленной ликвидности, а также усовершенствовать координацию деятельности между органами финансового надзора.

 

 

 

 

 

 

3. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Развитие рынка ценных бумаг (РЦБ) в Республике Беларусь является одной из основных составляющих институциональных преобразований, проводимых в стране уже достаточно продолжительное время. Формирование полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка неоднократно провозглашалось важнейшей задачей в ряде программных документов, определяющих основные направления реформирования в Республике Беларусь. Необходимость раз­вития этого института обусловливается как общей целью - создать в стране социально ориентированную экономику рыночного типа, так и стремлением не остаться в стороне от общемировой тенденции повышения значения фондо­вого рынка в экономиках всех стран, в финансировании предприятий и госу­дарства при снижении роли банковских кредитов.

РЦБ является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производ­ства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные измене­ния в функционировании этот рынка в стране, произошедшие за последние де­сять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечи­вает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной оценки бизнеса. Вместо этого сформировался очень небольшой РЦБ, практически не оказывающий влия­ния на развитие экономики. По данным международных финансовых организаций (являющихся одним из важнейших источников информации дня потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с суще­ствующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки. Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уро­вень развитости акционерного капитала) в той или иной стране, являются капита­лизация рынка акций (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше, у развивающихся - 30-40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показа­тели регулярной рыночной котировки, не позволяет рассчитать уровень капитали­зации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента но ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007г. указывается, что у нас можно рас­считать уровень капитализации первичного рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16,75 трлн. бел. руб., или около 17% от ВВП [1, с. 40].

Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач по развитию в стране рынка цен­ных бумаг, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого, в том, что при опре­делении перспектив развития РЦБ недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.

К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся:

1) Тип экономической системы - Рынок ценных бумаг основывается на сво­бодных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондо­вого рынка. В условиях централизованной экономики РЦБ может существо­вать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его становлении уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные ис­следования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресур­сов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности рынка ценных бумаг, меньше объемы после­днего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капи­тале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного обо­рота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, пре­вышающей 25%, вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика.

На РЦБ отрицательно влияет высокая степень не только вмешательства госу­дарства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капиталов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инстру­ментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты.

Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка с другой.

Таким образом, будущее развитие рынка ценных бумаг в стране зависит от того, какой социально-экономической модели будет придерживаться общество. При сохранении высокой степени огосударствления экономики, слишком боль­шой доле центрального банка в перераспределении денежных средств фондо­вый рынок не будет иметь необходимых условий для развития [1, с. 41].

2) Структура собственности – она влияет на состояние и основные характе­ристики рынка ценных бумаг: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капи­тала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например го­сударству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрошенный характер рынка ценных бумаг. Концентрация собственности в круп­ных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.

Доля собственности, непосредственно контролируемой государством в эко­номике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%) чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4%.

Негативным у нас является также то, что менеджеры не владеют акциями своих предприятий. До тех пор, пока не будет сформирована более выгодная для них структура собственности, они не будут заинтересованы в выводе своих акционерных обществ на фондовый рынок.

Развитие рынка ценных бумаг, таким образом, предполагает проведение инвестиционной политики, реально ориентированной на привлечение долго­срочных, прямых и портфельных инвестиций, на создание нормального инвес­тиционного климата, предполагающего максимальное снижение экономичес­ких и политических рисков, адми­нистративных барьеров, налоговой нагрузки и др. К примеру, нельзя добиться массового выхода инвесторов на рынок, если на формирование цен на бумаги влияют искусственные факторы и ни инвесторы, ни эмитенты не могут полу­чить лучшую цену. Сегодня есть понимание необходимости привлечения бело­русскими организациями инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам яв­ляется наличие в свободном обороте не менее 25% его акций [1, с. 41].

Наблюдается несоответствие структуры участников белорусского фондового рынка современным международным стандартам. Население, традиционно наи­более распространенный инвестор на этом рынке, практически от­странено от возможности владения корпоративными ценными бумагами. В связи с этим на белорусском фондовом рынке отсутствуют институты коллективных инвестиций (паевые, инвестиционные, пенсионные, стра­ховые фонды). Несколько инвестиционных фондов, которые были со­зданы на начальных этапах рыночных реформ, уже давно прекратили свое существование. В то же время состав участников более развитого у нас рынка государственных ценных бумаг также ограничен, поскольку основ­ными инвесторами здесь являются банки.

3) Эко­номическая политика государства - Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика также не способствует развитию фондового рынка. Речь идет, прежде всего, о налого­обложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесто­ров к вложению сбережений в акции и облигации [2, с. 12].

Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда не­которых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)». Действующее законодательство предусматривает при уве­личении уставного фонда банков путем дополнительного выпуска и разме­щения акций через их продажу выше номинальной стоимости налогообло­жение полученного эмиссионного дохода по ставке 24% (как внереализаци­онные расходы). Проведение подобных операций в прошлом году фактически стало возможным только в результате принятия Главой государства специ­альных решений, устранявших налогообложение полученного эмиссионно­го дохода в данных случаях.

Таким образом, в результате длительного воздействия вышеназванных фак­торов в республике сложился незначительный фондовый рынок, характеризу­ющийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегод­ня перед экономикой задачи. Ряд действий, предпринятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятия в рам­ках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосыл­ки для развития РЦБ (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения, формирование двухуровневой депозитар­ной системы и др.). Однако при всей их прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостатки рынка.

Таким образом, для формирования в стране полноценного, ликвидного и эффективного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на вышеназванные факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Следует выработать стратегии развития, основанные на кор­ректировании этих факторов с целью изменения структуры РЦБ и его долго­срочных перспектив. В связи с этим для развития нормального фондового рын­ка в Республике Беларусь требуется:

- занять четкую и однозначную позицию в отношении выбора дальнейших экономических преобразований в республике. Продолжение приватиза­ции, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означаю­щие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития РЦБ, без которого все осталь­ные окажутся малоэффективными. Ряд действий Правительства в 2007 и начале 2008 г. (отмена «золотой акции», проведение крупных приватизационных сделок, принятие решения об отмене моратория на обращение акций, приобретенных в процессе льготной приватизации, и др.) позво­ляет надеяться на серьезное изменение ситуации. Особое внимание хоте­лось бы обратить на Декрет Президента Республики Беларусь № 7 от 14 апреля 2008 г., который предусматривает поэтапную отмену запрета на свободное обращение акций в течение ближайших трех лет и должен дать дополнительный импульс для развития фондового рынка в стране. В целом можно согласиться со следующим мнением некоторых белорус­ских экономистов: в процессе последовательного улучшения инвестици­онного климата в стране наступил момент, когда республика должна не откладывать решение вопросов вхождения в международную финансовую систему, в противном случае будет ограничиваться приток в страну иностранных инвестиций, что существенно затормозит экономи­ческое развитие страны в ближайшие десятилетия. Развитию фондового рынка окажет содействие формирование благоприятных условий для ро­ста присутствия на нем иностранных инвесторов, включая возможность признания лицензий профессиональных участников и их допуска к бир­жевым торгам, создание механизмов для унификации инфраструктуры с соответствующими зарубежными институтами. Следует рассмотреть воз­можность продажи части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорус­ским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям повысить доверие иностранных инвесторов к республиканскому органи­зованному рынку, использовать для повышения его эффективности тех­нологии и опыт нового акционера;

- снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акцио­нерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию рес­публиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые ак­ционерные общества, так как их число с каждым годом сокращается. Для организаций, не имеющих стратегического значения, нужно предусмотреть меры по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нере­зидентам. В связи с этим следует дополнительно проработать возможно­сти и механизмы для публичного размещения акций белорусских пред­приятий.

Информация о работе Финансовый рынок