Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов значения фирм, изучение механизма функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности дальнего зарубежья, на примере США, и России.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие фирмы, ее сущность и сферу деятельности;
2. Изучить классификацию фирм, в соответствии с различными
признаками;
3. Раскрыть предпринимательскую деятельность фирмы;
4. Определить роль фирмы в рыночной экономике;
5. Рассмотреть основные вопросы функционирования хозяйственных
единиц в рыночной экономике;
6. Рассмотреть основные этапы функционирования хозяйственных единиц
в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования фирмы как основного субъекта рыночных отношений. 5
1.1. Понятие, цели и функции фирмы 5-8
1.2. Теории фирм 9-11
1.3. Формы организации предпринимательской деятельности 12-15
Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы. 16
2.1. Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике
16-18
2.2. Конкурентоспособность фирмы 19-21
Глава 3. Особенности предпринимательской деятельности фирмы дальнего зарубежья и России. 23
3.1. Особенности организации предпринимательской деятельности в США 22-23
3.2. Характерные черты предпринимательского потенциала России 24-25
Заключение 26
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Фирма.Голощапова И.В.исправленный.docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

 

Фирма –  как основной субъект рыночных отношений  и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

Содержание                                                                                                                                    2 

Введение                                                                                                                                      3-4

Глава 1. Теоретические основы функционирования фирмы как основного субъекта рыночных отношений.                                                                                                                            5

    1. Понятие, цели и функции фирмы                                                                      5-8
    2. Теории фирм                                                                                                      9-11
    3. Формы организации предпринимательской деятельности                         12-15    

Глава 2. Сущность фирмы как основной производственной единицы.                                 16

     2.1.       Механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике

                                                                                                                                                  16-18

     2.2.        Конкурентоспособность фирмы                                                                        19-21

Глава 3. Особенности предпринимательской  деятельности фирмы дальнего зарубежья  и России.                                                                                                                                          23

3.1.        Особенности  организации предпринимательской  деятельности в США     22-23

      3.2.       Характерные черты предпринимательского потенциала России                   24-25

 

Заключение                                                                                                                                   26

Библиографический список                                                                                                        27

 

 

 

 

 

Введение

Совсем недавно фирма  в рыночной экономике была призвана удовлетворять рыночный спрос в продукции определенного типа и не более того. В настоящее время происходит переоценка взглядов на роль фирмы в рыночной экономике. Значение данного субъекта рыночных отношений переоценивается и включает в себя все большее количество функций.

Фирма – это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Рыночная экономика не может существовать и развиваться  без фирм. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

В настоящее время существует большое количество работ предмет  ему исследования роли фирмы в рыночной экономике, но эта тема все также вызывает интерес со стороны ученых.

Актуальность выбранной  темы обусловлена постоянным развитием  рыночной экономики, а, следовательно, и изменением роли фирмы в ней, создавая новые платформы для новых исследований.

Данная проблема отражена в трудах ученых экономических наук, таких как: Волков О.И., Руденко А.И., Сафронов Н.А., Швандар В.А. и другие.

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение теоретических  аспектов значения фирм, изучение механизма функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике, рассмотреть особенности предпринимательской деятельности дальнего зарубежья, на примере США, и России.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие  задачи данной курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие  фирмы, ее сущность и сферу  деятельности;

2. Изучить классификацию  фирм, в соответствии с различными

признаками;

3. Раскрыть предпринимательскую  деятельность фирмы;

4. Определить роль фирмы  в рыночной экономике;

5. Рассмотреть основные  вопросы функционирования хозяйственных

единиц в рыночной экономике;

6. Рассмотреть основные  этапы функционирования хозяйственных  единиц

в рыночной экономике.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие  методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ и синтез.

Практическая значимость проделанной работы заключается  в возможности применения в качестве рекомендаций при выборе стратегии вновь создаваемой фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы функционирования фирмы как  основного субъекта рыночных отношений.

    1. Понятие, цели и функции фирмы

Основным звеном на всех этапах рыночных отношений является фирма. Производство продукции, связь работника со средствами производствами осуществляется именно на фирме.

Под промышленной фирмой (предприятием) понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприниматель – ключевая фигура в условиях рыночных отношений. Посредством государственной регистрации фирмы приобретается статус предпринимателя. Причем субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный человек, так и группа лиц. Таким образом, как говорилось выше, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.1

Из определения видно, что целью деятельности фирмы  является получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Современные рыночные отношения требуют разумного сочетания двух целей.

Достижение максимальной прибыли осуществляется через определение  и реализацию определенных целевых установок:

    1. увеличение объема продаж;
    2. увеличение доли рынка;
    3. достижение более высоких темпов ростов;
    4. изменение структуры капитала;
    5. увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
    6. производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок.

Характер предложенных установок  будет определяться состоянием экономики  в целом, тенденциями развития отрасли, к которой относится деятельность предприятия, а также стадией  развития самого предприятия.

Согласно теории жизненных  циклов организации, наращивание темпов роста (активная экспансия) – первая стадия. Вторая стадия – рост курсов акций и прибыли, увеличение дохода собственников капитала, борьба за удержание уже достигнутой доли рынка, сокращение издержек. Третья стадия характеризуется снижением объемов продаж, а следовательно и сокращением прибыли, происходит отток капиталов из отрасли. На данном этапе цель предприятия – выживание, фирма продолжает свою деятельность не для оптижения определенного уровня фирмы, а для минимизации убытков.

Основная функция фирмы – это деятельность по удовлетворению потребностей трех общественных групп: а) владельцев (акционеров) фирмы; б) потребителей (покупателей) продукта фирмы; в) работников фирмы. У каждой из этих групп свои собственные интересы, но существование фирмы будет под угрозой, если фирма не будет соответствовать интересам какой-либо группы. Таким образом, в деятельности фирмы проявляются как бы три функции (или – три подфункции):

а) рост доходов владельцев фирмы и увеличение принадлежащей  им собственности;

б) производство разнообразных, качественных и недорогих товаров  для потребителей;

в) обеспечение стабильности фирмы и благоприятного микроклимата для наемных работников (персонала) фирмы.

Говоря о функциях предприятия, обычно называют только эти три функции, но бывают и исключения, в частности, А.Юданов в своем пособии по конкурентной борьбе называет пять функций:

    1. концентрация и использование ресурсов;
    2. организация производства;
    3. сбытовая деятельность;
    4. получение прибыли и несение определенного риска;
    5. накопление опыта.2

Основными экономическими функциями  предприятия являются мобилизационная, организационная, творческая и социальная.

Мобилизационная функция  заключается в том, что предприятие  мобилизует капитал, трудовые и другие ресурсы для их производственного использования, то есть покупает сырье, материалы, полуфабрикаты, арендует землю, помещения, нанимает рабочую силу. Стремление предпринимателя получить максимальную прибыль побуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Ярким примером этого является использование запущенных подвальных и полуподвальных помещений, подземных переходов для размещения магазинов, киосков и другое.

Организационная функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их владельцу и обществу в целом  только тогда, когда будут рационально  использоваться. Поэтому предприниматель  берет на себя функцию организации  производства и сбыта товаров, исследования рынка. А крупные предприятия организуют научные исследования и для этого создают при предприятиях научно-исследовательские структуры. Предприниматели находят талантливых, способных людей, способных эффективно управлять предприятием и его подразделениями, но принципиальные решения принимают сами.

Творческая функция заключается  в том, что предприниматель всегда стремится совершенствовать организацию и технологию производства, внедрять новейшие достижения экономического и технического прогресса. Стремление получить максимальную прибыль и конкуренция не дают возможности предпринимателю останавливаться на достигнутом, даже на высоком уровне организации производства. Он постоянно стремится совершенствовать производство, внедрять новые достижения научного творчества.

Социальная функция предприятия  состоит в улучшении условий  труда и отдыха работников, создании благоприятного психологического климата  в коллективе, оказании помощи и  льгот работникам предприятия и  членам их семей и в благотворительной  деятельности.3

Во времена командно-административной системы, когда все было подчинено  государству и предприятия не являлись собственниками имущества, не срабатывали производственный, финансовый, инновационный менеджмент, поскольку все решения директивно указывались через соответствующие государственные органы. Фактически предприятия были лишь организационным звеном единого государственного комплекса, а не самостоятельной экономической единицей.

Коренным другая экономическая  ситуация в рыночной экономике, где  существуют различные формы собственности, разные виды предприятий, формы организации  хозяйствования. Владелец или менеджер предприятия самостоятельно решает свои проблемы. Решающее значение в их решении должно быть стремление к получению максимальной прибыли.

В рыночной экономике предприятие  не может легкомысленно относиться к своему имущественного и финансового  положения, к потребителям своей  продукции, поставщиков сырья, полуфабрикатов, рыночного спроса, цен. Иначе оно окажется в кризисном состоянии или же обанкротится.

Наладить эффективное  функционирование предприятия в  рыночной экономике, избежать кризиса  и банкротства можно лишь при  наличии четкой, совершенной организации хозяйства, которая требует:

    • всестороннего знания своего конкретного рынка, потребителя, конкретных цен на свою продукцию или услуги. Это достигается маркетинговыми службами предприятия;
    • четкого взаимодействия с поставщиками всех факторов производства, внутренне фирменной организации производственного процесса. Это достигается производственным менеджментом предприятия;
    • постоянного внимания и контроля за бюджетом предприятия, который в условиях рыночной экономики отделен от государственного бюджета. Это достигается финансовым менеджментом предприятия;
    • бесперебойного обеспечения предприятия оптимальным количеством наемных работников, обладающих соответствующими качествами и профессиональной подготовкой:
    • текущего и периодического контроля за состоянием ликвидности, т.е. способности в любое время выполнять свои обязательства перед любым контрагентом - потребителем, поставщиком, банком, государственным бюджетом, налоговой учреждений.

Информация о работе Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике