Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:26, курсовая работа
Исходные данные:
Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы, интернет ресурсами, а также статьями из газет и журналов.
Вариант 3
Введение 4
Теоретическая и практическая часть 6
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Основными «проколами» переходной экономики стали:
Так как рыночная экономика
предусматривает минимальное
В 1992-1993 годах большинство
российских предприятий не стремились
уклоняться от уплаты налогов. Нередко
руководство предприятий не предпринимало
даже совершенно законные меры с целью
снижения объёма выплачиваемых налогов.
Со второй половины 1993 года, потеряв
надежду на снижение налогового бремени,
предприятия начали поиск способов
уклонения от уплаты налогов. Фирмы
начали уходить в тень, и с этого
момента начал создаваться
Государство отказалось от
раннее взятых на себя социальных обязательств
и перестало выплачивать
Конверсия военно-промышленного комплекса России привела к потерям инвестиций, разрушению множества предприятий, ранее связанных с военным производством, сокращению объема выпуска, к сокращению госзаказа и др. Всё это не могло не сказаться на обороноспособности страны.
Все эти методы, которые реализовывались по программе «шоковой терапии», привели страну «к негативным долгосрочным последствиям:
отставание валового внутреннего продукта,
сокращение бюджетного потенциала,
деградация человеческого потенциала,
образование монополий,
отток сотен миллиардов долларов
национального капитала за границу…и
многие иные побочные эффекты
«После катастрофы, ставшей следствием неудачного управления Россией в предшествовавший период, началось восстановление государства. Влияние государства сильно ослабло как из-за деградации институтов советского периода, так и в результате умышленной политики выталкивания административных структур из экономики. Но на втором этапе экономического перехода государству всё-таки удалось вернуть свое влияние на политические процессы и восстановить дееспособность институтов»
Начиная с 2000х годов, осуществлялся
переход с рестриктивной
Позитивную динамику принесла
новая налоговая реформа и
новый Налоговый кодекс, принятый
в 2001 г., согласно которому произошло
понижение налоговых ставок, заметно
улучшивших инвестиционный климат в
стране. Налог на прибыль снизился
до 24% (а в 2009 г. до 20%), НДС - с 20 до 18%. Кроме
того, были отменены многие налоги (например,
налоги с продаж, на пользование
автодорогами). Но не обошлось и без
минусов. Структура налоговых изъятий
изменилась; это выразилось в перераспределение
налогового гнета от прямых налогов
к косвенным. Это говорит о
том, что государство не способно
собирать налоги открыто и справедливо,
поэтому переложило всю работу на
«скрытую систему» косвенных налогов.
Так как ставки были понижены, то
поступления в госбюджет тоже
сократились. Государству необходимо
было решать эту проблему, их решением
стал переход от прогрессивной системы
налогообложения к
Наша страна в 2000е годы
«подсаживалась на нефтяную иглу», заражалась
ужасной «голландской болезнью», которая
губила и губит по сей день нашу
обрабатывающую промышленность. Это
следующая проблема, которую мы приобрели
на пути становления рыночной экономики
в России. Так как налоговые
льготы стали недоступны нашему только
формирующемуся бизнесу, то это способствовало
дальнейшему втягиванию страны в
«мировую систему минерально-сырьевого
хозяйства, подчиненную странам
«золотого миллиарда», которые через
построенный ими ценовой
Уклон экономики в сторону добывающей промышленности привел к страну большое количество нефтедолларов, которые укрепляли рубль и вели к торможению экономического роста. Но важным моментом стало наращивание отчислений от доходов экспортеров нефтепродуктов. В 2005 году это нововведение обеспечило российскому госбюджету максимальный профицит 7,5% ВВП. Но это не есть хорошо, так как опираясь на мнение С.Глазьева, «профицит российского федерального бюджета равен объему недоинвестирования расходов на социально-экономическое развитие по сравнению со среднемировым уровнем»
Монетизация льгот, которая
реализуется в России с 2005 года, привела
к размену федерального дефицита
госбюджета на региональный. Тем самым
государство «скинуло»
На протяжении 2008-2010г. расходы на социальную сферу сильно не изменились, приблизительно они равны 15% ВВП. Из-за нехватки бюджетных средств всё больше социальные учреждения переходят на внебюджетные источники финансирования, что не является положительной тенденцией для социального государства. В последнее время правительство отходит от кейнсианских принципов и всё больше склоняется к неоклассическим. Государство отходит на второй план; налоговые ставки снижаются в первую очередь с обеспеченного населения, что увеличивает в стране огромную дифференциацию населения, а в целом налоговый пресс остается на очень высоком уровне, что не позволяет малому и среднему бизнесу нормально развиваться в России.
Еще стоит выделить одну проблему - это покрытие государственного долга. Не стоит возражать, что это очень важно и нужно, но во всем необходимо знать меру. Наши власти настолько увлеклись, что порой нежелание вновь оказаться в долговой петле и стремление любой ценой сократить размер внешнего долга привел страну к раздуванию фондов финансовых резервов, к огромному внутреннему долгу, о котором государство вообще не думает, а ведь напрасно. Рост социальной напряженности, массовый отток специалистов за границу, нежелание молодежи идти в науку, работать в школах, в больницах, трудиться по низкооплачиваемым техническим специальностям и многие-многие другие последствия предельной скупости властей делают нынешнюю относительную финансовую стабильность в российском обществе крайне неустойчивой. [6, с.157]
3.2 Перспективы развития
фискальной политики в
«В ближайшем будущем властям предстоит разобраться с множеством застарелых проблем в налоговой системе. Что нужно сделать, в общем, понятно. Осталось только набраться смелости для принятия необходимых решений» - эта начало статьи Дмитрия Яковенко «Состояние тяжелое, прогноз - позитивный». Верное начало и для моей последней части курсовой работы, так как ярко отражает реальность. Действительно, нашему правительству есть, что делать в ближайшем будущем, потому что накопленные проблемы требуют взвешенных и продуманных решений, а «смелости» для принятия как раз не хватает.
Итак, проанализировав несколько научных статей, изучив разные точки зрения, мне хотелось бы выделить несколько путей развития фискальной политики России и рассказать о методах, предложенных разными экспертами.
Общее мнение экономистов (теперь к ним присоединился и нынешний президент Владимир Путин): экономика России должна замедлиться в ближайшие годы, если страна не перейдет к новой модели развития.
«Кто-то считает, что остановка роста произойдет после падения цен на нефть. Кто-то - что замедление неизбежно и при дорогом сырье: достаточно замедлиться внутреннему потребительскому спросу, и экономика встанет.
Но есть и те, кто уверен, что знает дату, когда произойдет эта остановка. Само это событие не зависит ни от цен на нефть, ни от динамики потребительского рынка, ни от мирового кризиса, и до него осталось чуть дольше, чем до обещанного индейцами майя конца света»
В последние годы в бюджетной
политике РФ проявлялись тенденции,
свидетельствующие об отказе от следования
правилам, характерным для стран
с ресурсной экономикой. Между
тем фактор ресурсной зависимости
накладывает жесткие
В целях финансирования модернизации
российской экономики и повышения
уровня инвестиций в человеческий капитал
необходимо изменение не только структуры
государственных расходов, но и в
первую очередь подходов к предоставлению
бюджетных средств. Дело в том, что
большинство публичных
В целях усиления стимулирующей функции налогов и повышения надежности финансирования государственных обязательств целесообразно по возможности не увеличивать уровень налоговой нагрузки на экономику, осуществив расширение структурной составляющей налоговой системы.
Например, есть предложения о замене НДС на региональный налог с продаж, тем самым мы помогаем и оживляем региональные бюджеты, которые всегда страдают дефицитом бюджетных средств.
«Если бы налог на прибыль был такой же, как НДФЛ, то мы бы, я думаю, и собрали бы даже больше, чем сейчас, при высоких ставках, и экономика росла бы быстрее» - Аркадий Дворкович, помощник президента РФ.
Кроме этого, сейчас широко
обсуждается вопрос о введении налога
на сверхпотребление (налог на роскошь).
По словам Эльвиры Набиуллиной главы
Минэкономразвития, повышенным сбором
будут облагаться собственники жилья
с площадью выше 1000 квадратных метров
и владельцы машин мощностью
от 250 лошадиных сил. В случае складывающегося
устойчивого профицита бюджета
расширенного правительства наиболее
оправданным для балансирования
бюджета является снижение тарифов
страховых взносов, например, до 26% при
одновременном повышении
Повышение справедливости и
эффективности налогообложения
в России также предусматривает
необходимость поэтапной отмены
экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты
с компенсацией выпадающих доходов
путем увеличения НДПИ, введения налога
на дополнительный доход в нефтедобыче,
обеспечения прогрессивности
Следует ввести прогрессивность
налогообложения доходов и