Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Введение 3
1. Характеристика основных налогов Российской Федерации 5
2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ 10
3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы 17
Заключение 30
Библиографический список 33
Тенденция снижения налоговых ставок и расширения налогооблагаемой базы за счет отмены льгот, тем не менее, сопровождается другим характерным для налоговой политики большинства развитых стран процессом – целевой направленностью стимулирующего воздействия. В целях развития таких сфер, как научные исследования и опытно-конструкторские разработки, малый бизнес, привлечение иностранных инвестиций, создаются специальные налоговые режимы и предоставляются разнообразные льготы.
В России до недавнего времени ситуация складывалась таким образом, что налог на прибыль занимал одно из ведущих мест в структуре налоговых доходов бюджета. Вклад налога на прибыль в доходную часть бюджета колебался в интервале 17-23% всех налоговых поступлений (Приложение 2).
Особенность российской налоговой системы, характеризуемой высоким уровнем налоговых рисков, и в данном случае не позволяет утверждать, что теоретические прогнозы, которые были положены в основу концепции реформы налогообложения прибыли, подтвердились практикой. Точнее, достигнутые в последние годы результаты свидетельствуют о значимости неучтенных в реализованной концепции реформирования институциональных факторах, в частности, роли налоговых рисков, влияющих на экономические показатели и развитие экономики в целом.
Целесообразно дифференцировать данную льготу в зависимости от инвестиционных целей: установление минимального предела для обычной замены оборудования и более высоких лимитов для оборудования, приобретаемого в целях расширения и модернизации производства; технического перевооружения и реконструкции; при переходе к использованию техники нового поколения и т.д. Подобный инструмент позволит практически в адресном порядке стимулировать расширение производства, модернизацию, внедрение новых, более эффективных технологий. Его развитие позволит построить специфические модели данной льготы для групп отраслей.
Перспективным направлением развития НДС является апробированное в зарубежной практике администрирование НДС путем создания единого информационного пространства с применением электронных счетов-фактур. Учитывая, что бухгалтерский и налоговый учет у большинства налогоплательщиков ведется с использованием информационных технологий, то составление налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде и дальнейшая передача их в налоговые органы не составит значительных издержек. Однако издержки будет вынуждено нести государство при создании единой материально-технической базы по обработке электронных счетов-фактур. Такие издержки должны быть оправданы снижением издержек на проведение налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость, а также других мероприятий налогового контроля.
Зависимость объема валовых инвестиций от уровня налоговой нагрузки прямая: чем больше уровень налоговой нагрузки, тем меньше средств остается в распоряжении хозяйствующих субъектов для реализации инвестиционных программ.
В связи с прогнозируемой несбалансированностью некоторых региональных бюджетов в 2010 году в федеральном бюджете будут предусмотрены средства на предотвращение указанной ситуации. При этом планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета, при этом повышает ответственность региональных властей и снижает иждивенческие настроения. На эти цели в 2010 году в федеральном бюджете планируется предусмотреть общий объем кредитов в сумме 140 млрд. рублей, в том числе на поддержку расходов регионов в сфере дорожного хозяйства в сумме до 40 млрд. рублей и мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований до 10 млрд. рублей.
В целях увеличения поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и компенсации снижения объемов софинансирования в 2010 году предполагается индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы на вино, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, пиво, нефтепродукты; транспортный налог; государственная пошлина).
Таблица 6.
Оценка дополнительных
доходов консолидированных
(млрд. рублей)
Наименование |
Сумма |
Всего |
87,8 |
Акцизы на вина |
0,8 |
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% |
0,8 |
Акцизы на пиво |
61,8 |
Акцизы на нефтепродукты (с учетом изменения нормативов на 2010 г.) |
14,3 |
Транспортный налог |
7,5 |
Государственная пошлина |
8,9 |
Потери в связи с передачей НДПИ в федеральный бюджет (с учетом частичной компенсации) |
-6,3 |
Дополнительные доходы региональных бюджетов от указанных мер составят в 2010 году по оценке 87,8 млрд. руб., из них акцизы на вина – 0,8 млрд. руб., акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% - 0,8 млрд. руб., акцизы на пиво – 61,8 млрд. руб., акцизы на нефтепродукты – 14,3 млрд. руб., транспортный налог – 7,5 млрд. руб., государственная пошлина – 8,9 млрд. рублей.
Начиная с 2010 года предполагается изменение порядка установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной продукции, с целью отказа от использования данных о фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету нормативов по обоснованным статистическим данным.
Так, при установлении нормативов распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, будет использоваться численность населения субъекта Российской Федерации старше восемнадцати лет. Кроме того, в целях повышения внимания региональных властей к целенаправленной работе по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, что будет способствовать увеличению сбора акцизов, с 20 до 40 процентов увеличена доля акциза, зачисляемая в субъект Российской Федерации по месту ее производства.
При установлении нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей будут использоваться данные о протяженности автомобильных дорог субъекта Российской Федерации и количестве зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации автотранспорта.
В настоящее время 5 % доходов от уплаты НДПИ по нефти и газовому конденсату в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Учитывая чрезвычайно высокую неравномерность залегания данного вида полезных ископаемых по территории Российской Федерации с 2010 г. предполагается централизация в федеральном бюджете доходов от уплаты НДПИ по нефти и газовому конденсату, что с учетом макроэкономического прогноза на 2010-2012 гг. приведет к росту доходов Федерации в 2010 г. на 49,0 млрд. руб., в 2011 г. – 50,0 млрд. руб., 2012 г. – 52,1 млрд. руб.
При этом для субъектов Российской Федерации (за исключением Тюменской области), в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается частичная компенсация выпадающих доходов предоставлением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году в объеме 60% от прогнозных поступлений 2010 года, в 2011 году - 40%, в 2012 году - 20%. В связи со значительной долей налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджете Тюменской области (более 40%) предполагается осуществлять предоставление дотаций в течение 4 лет в следующем порядке: 2010 год - 100% от прогнозных поступлений 2010 года; 2011 год - 75%; 2012 год - 50%; 2013 г. - 25%.
В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.
В целях создания стимулов к формированию нового качества управления бюджетным процессом на региональном уровне предусматривается установление и реализация системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации. В рамках указанной системы будут предусмотрены меры поощрения и санкции в отношении субъектов Российской Федерации с высоким и ненадлежащим качеством финансового менеджмента соответственно.
Основное внимание будет
уделено своевременности
Повышение ответственности
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
за приводимую бюджетную политику потребует
уточнения процедуры и
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов сохранятся ранее определенные приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, сохранение налоговой нагрузки на уровне, позволяющем обеспечить исполнение бюджетных обязательств. При этом действия государства в области налоговой политики будут в среднесрочной перспективе направлены на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. С учетом кризиса важнейшим фактором проводимой в среднесрочной перспективе налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Таким образом, налоговая политика (включая политику в области взимания взносов на обязательное страхование) будет обеспечивать возможности исполнения социальных обязательств государства, формирования сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения, поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, создающей стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда. Важным аспектом налоговой политики будет являться повышение качества налогового администрирования, что создаст предпосылки для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Действия правительства в
Предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).
В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения порядка его администрирования. Главным направлением изменений в этой области будет являться снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, принятие мер по снижению сроков возмещения НДС.
В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 228-р, и создания указанной системы.
В целях совершенствования
Информация о работе Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ