Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:49, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по созданию и внедрению маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы в СООО «Охотник».
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………..6
1.1 Понятие, цели и типы служб маркетинга на предприятии…………...6
1.2 Организационные структуры службы маркетинга на предприятии..8
1.3 Координация деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия…………………………………………….14
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ОХОТНИК»………………...19
2.1 Общая характеристика СООО «Охотник» и выпускаемой продукции; анализ финансово-экономической деятельности предприятия ………...19
2.2 Управление маркетингом на предприятии…………………………….31
2.3 Анализ маркетинговой и сбытовой деятельности СООО «Охотник».37
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В СООО «ОХОТНИК»……51
3.1 Создание и внедрение отдела маркетинга в СООО «Охотник»; экономическая эффективность проекта……………………………………51
3.2 Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия…………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….75
Функции и должностные обязанности специалистов, выполняющих маркетинговую деятельность на предприятии.
В современных условиях основными функциями маркетинга по обеспечению конкурентоспособности предприятия являются: аналитическая, производственная, сбытовая, продвижения и управления, контроля.
На СООО «Охотник» ведущий экономист:
- осуществляет сбытовую деятельность в соответствии с заказами и заключенными договорами, контрактами, обеспечивает поставки выпускаемой продукции потребителям в установленные сроки и полном объеме;
- принимает участие
в подготовке проектов
- выполняет работу
по заключению договоров на
поставку продукции и согласова
- собирает и составляет заявки и номенклатурные планы поставок;
- разрабатывает нормативы запасов готовой продукции и контролирует соответствие их уровня по объему и номенклатуре установленным нормативам;
- принимает и ведет учет заказов и спецификаций, представляемых потребителями, проверяет соответствие объемов и номенклатуры заказываемой продукции планам производства, а также договорам, действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- принимает участие
в разработке и внедрении
- планирует сбытовые расходы по отдельным видам продукции, районам сбыта и потребителям, анализирует издержки обращения, сопоставляет фактические сбытовые расходы по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями плана и сметами расходов с целью выявления необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения, принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию работы по увеличению объемов сбыта;
- осуществляет контроль
за выполнением
- принимает участие в изучении потребительского рынка, формировании и расширении коммерческих связей с потребителями, в проведении анализа покупательского спроса, степени удовлетворения требований и запросов потребителей по предлагаемым изделиям, уровня конкурентно способности продукции на рынке, покупательской способности населения;
- вносит предложения
по корректировке цен на
- принимает меры по
обеспечению своевременного
- определяет потребность
в различных транспортных
- оформляет транспортные
расчетные и платежные
- подготавливает необходимые справки, расчеты, обоснования и другие материалы для оформления договоров с заказчиками, составления ответов на поступившие претензии потребителей, а также претензий к поставщикам при нарушении ими условий заключенных договоров;
- контролирует соблюдение правил хранения и подготовки готовой продукции к отправке потребителям (заказчикам);
- участвует в проведении маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию предприятия и перспектив развития рынков сбыта;
- ведет оперативный
учет отгрузки продукции,
- выполняет работы
по формированию, внедрению и
хранению базы данных
- участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации по сбыту.
Ведущий товаровед исполняет следующие должностные обязанности:
- поддерживает с поставщиками
и потребителями деловые
- оформляет документы на
- принимает участие в
- ведёт оперативный учет
- контролирует соблюдение
- оформляет необходимые
документы, связанные с
- участвует в определении
- участвует в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товарно-материальных ценностей и ответов на претензии заказчиков;
- контролирует наличие
- участвует в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции, организации транспортировки и хранения сырья, материалов, топлива, оборудования и готовых изделий;
- осуществляет контроль за своевременностью отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях ведёт розыск не поступивших грузов;
- участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и неликвидов, принимать меры по их реализации.
Оценка рациональности и эффективности организации управления маркетингом на предприятии.
В процессе достижения своих целей маркетинг должен ориентироваться на выполнение следующих принципов:
- производство основано на знании потребностей, рыночной ситуации и возможностей фирмы;
- эффективная реализация товара на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;
- активная адаптация к изменяющимся потребностям, воздействие на формирование и стимулирование потребностей;
- обеспечение долговременной прибыльности фирмы с учетом научно-технического прогресса.
Эти принципы реализуются посредством выполнения маркетинговым подразделением компании следующих функций:
- изучение рынка и спроса;
- планирование товарного ассортимента;
- ценообразование;
- оптимизация хранения,
транспортировки товаров,
- стимулирование сбыта;
- создание имиджа компании;
- организация и ведение конкурентной борьбы;
- комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании;
- прогнозирование.
Руководство «Охотника» не пошло по маркетинговому подходу работы, а по привычной традиционной схеме сбыта, когда фирма, не тратя серьезных финансовых средств на изучение рынка и потребителя, производит товар по отработанной программе, миннимизируя издержки производства товара. Данная схема имеет ряд минусов, а именно:
- рынок сбыта воспринимается только через поток приходящей клиентуры и «вчерашний» рынок;
- клиентура формируется в основном за счет клиентов, приходящих «по собственной» инициативе. Количественная и персональная информация об уходе старой и новой клиентуры не оценивается или оценивается эпизодически;
- работа с посредниками ведется слабо, не поощряется, предпочтение отдается сбыту через центральный офис и штатную службу сбыта;
- изучение коммерческой деятельности конкурентов не уделяется должного внимания: время от времени специалисты по сбыту «прозваниваются» с целью узнать прейскурант цен или получают разрозненную информацию от своих постоянных клиентов;
- при заключении договоров
поставок в основном
- перегруженность работой ведущих специалистов, отвечающих за сбыт и снабжение, не дает эффективно выполнять возложенные на них функции;
- сотрудничество с бухгалтерией по кредиторской и дебиторской задолженностями ведется на слабом уровне, так как зачастую такая информация отсутствует либо данная служба отказывается ее предоставлять;
- взаимоотношение производства
и сбыта происходит по
- оплата труда сотрудников, занятых сбытом, не привязана к объемам реализованной продукции, руководством не стимулируется, что ведет зачастую к формальному отношению к своим должностным обязанностям;
- коммуникационная политика
предприятия не продумана:
Для рациональной и эффективной организации управления маркетинговой деятельности на предприятии должен быть применен маркетинговый подход, который должен отличаться системностью, ориентацией на потребности и конъюнктуру рынка, соответствием бизнес целям фирмы, а именно:
- в первую очередь,
провести реструктуризацию
- рынки сбыта продукции
должны постоянно изучаться
- вести активный поиск новой и постоянной клиентуры, оценивать уровень удержания имеющейся клиентуры, собирать полную и актуальную информацию;
- активно и планово
изучать всеми доступными
- активно искать дилеров, посредников в регионах и за рубежом, развивать разные формы сбытовых каналов;
- активно искать формы
оплаты, гибко учитывающие особенности
покупателей, и текущую и
- на постоянной основе
наладить тесное
- активное и планомерное
осуществление рекламных
Взаимоотношения СООО «Охотник» с рекламными агентствами.
Главная роль в организации рекламного процесса принадлежит рекламодателям и рекламным агентствам. Наиболее правильной при установлении взаимоотношений между ними является договорная форма. Прежде чем рекламодатель решит заключить договор с рекламным агентством, ему необходимо правильно выбрать такое агентство.
Предприятие несколько лет сотрудничает с рекламной фирмой ОДО «Кварта» (г.Мозырь). Специалистами предприятия совместно с этой рекламной фирмой разработали дизайн рекламных сувениров. Также, СООО «Охотник» для разработки оформления своей печатной рекламы (буклетов, листовок, визиток) заключил долгосрочный договор с рекламным бюро ПК ООО «Аметист» (г.Мозырь). Взаимодействие «Охотника» как рекламодателя и данных рекламных фирм строиться по принципу: рекламодатель проводит со специалистами рекламного агентства совместную работу, находя общие решения. Данное направление деятельности оговорено в договоре на предоставление рекламных услуг.