Тактические цели валютного
регулирования состоят в создании
условий для постепенного снятия
ограничений на валютные операции.
Сами же ограничения связаны не с
регулированием, а с базовыми характеристиками
экономики. Среди них наиболее существенны:
низкая конкурентоспособность товаров
и услуг на мировом рынке, недостаточная
эффективность инвестиций, высокие
инфляция и уровень внешнего долга,
плохая кредитная история, близкая
к монопродуктовой структура
экспорта, неразвитость современных
рыночных институтов и, наконец, недостаточное
урегулирование отношений собственности.
Необходимо учитывать, что
либерализация валютного рынка
с высокой долей вероятности
приведет к сокращению предложения
валюты на внутреннем рынке, при этом
дополнительным стимулом для экспортеров
к задерживанию выручки за рубежом
станут непрерывно усиливающиеся ожидания
девальвации рубля. В результате
возникнет цепочка положительной
обратной связи, которая при неблагоприятном
развитии событий в смежных секторах
экономики, способна значительно ухудшить
финансовый климат в стране, существенно
ослабив ее позиции на мировом
рынке.
Дополнительными факторами,
способными усилить дестабилизирующее
воздействие примитивной либерализации
валютного рынка, видимо, следует
считать, во-первых, возможную неудачу
на переговорах с международными
кредитными организациями и сообществами,
во-вторых, ухудшение ситуации на смежных
сегментах внутреннего финансового
рынка России. Очевидно, что в
случае заметного снижения предложения
валюты на внутреннем рынке и роста
девальвационных ожиданий инвесторов,
особенно если они получат реальное
подтверждение в виде уменьшения
золотовалютных резервов, в экономике
страны будет наблюдаться рост стоимости
кредитов, выраженный в резком увеличении
процентных ставок. По оценкам экспертов,
при наименее благоприятном сценарии
развития событий эмиссия в сочетании
с ростом волатильности курса
национальной валюты спровоцирует возникновение
девальвационно-инфляционной спирали,
сопоставимой по своим масштабам с кризисом
2010 г.
1.4 Классификация
валютных рисков
Операционный валютный риск
можно определить как возможность
возникновения убытков или недополучения
прибыли в результате изменения
обменного курса и воздействия
его на ожидаемые доходы от продажи
продукции. В частности, если иностранный
инвестор вкладывает средства в строительство
объектов газовой промышленности в
России с целью продажи газа или
продуктов его переработки российским
потребителям, то он недополучит прибыль
в результате снижения курса российской
валюты по отношению к национальной
валюте страны инвестора. Если средства
вкладываются в проект, связанный
с экспортом газа, то иностранный
инвестор проиграет в случае понижения
курса страны-импортера по отношению
к российской валюте.
Неопределенность стоимости
экспорта в национальной валюте, когда
цена на товар определяется в иностранной
валюте, может сдерживать экспортно-ориентированные
проекты, так как существуют сомнения
в том, что экспортируемые товары
можно будет реализовать с
прибылью. Неопределенность стоимости
импорта при таких же условиях
увеличивает риск потерь от импорта,
поскольку в пересчете на национальную
валюту цена может оказаться неконкурентной.
Если фирма участвует
в тендере за контракт в иностранной
валюте, то ее успех в тендере
также связан с возникновением валютного
риска.
Трансляционный валютный
риск (его называют также балансовым)
возникает при наличии у головной
компании дочерних компаний или филиалов
за рубежом. Его источником является
возможное несоответствие между
активами и пассивами компании, пересчитанными
в валютах разных стран. Понижение
обменного курса страны местонахождения
филиала (или дочерней компании) по
отношению к валюте страны местонахождения
материнской компании вызывает кажущееся
уменьшение его (или ее) прибыли. Если
компания имеет консолидированный
баланс, то пересчет активов и пассивов
филиала или дочерней компании в
валюту страны материнской компании
приведет к кажущимся убыткам
в случае понижения обменного
курса.
Таким образом, трансляционный
валютный риск возникает в следующих
случаях:
необходимость общей оценки
эффективности компании, включая
филиалы в других странах;
потребность в составлении
консолидированного баланса;
пересчет налогов в
валюте страны местонахождения материнской
компании.
Экономический валютный риск
определяется как вероятность неблагоприятного
воздействия изменений обменного
курса на экономическое положение
компании. Он возникает, например, в
результате изменения объема товарооборота
в стране или цен на средства производства
либо на готовую продукцию, а также
вследствие изменения конкурентоспособности
фирмы по сравнению с остальными
производителями аналогичных товаров.
Его воздействие может иметь
и другие источники, например правительственные
меры, вызванные падением курса национальной
валюты: искусственное сдерживание
роста заработной платы, ограничения
на хождение иностранных валют, обмен
денег и др.
Экономический валютный риск
сильнее всего проявляется в
странах, зависимых от импорта товаров.
Если, например, производство товаров
зависит от импортных компонентов,
то рост иностранных валют по отношению
к национальной увеличивает стоимость
продукции и уменьшает конкурентоспособность
фирмы по сравнению с производителями
аналогичной продукции из отечественного
сырья. Рост курса иностранных валют
стимулирует экспортно-ориентированные
производства и угнетает зависимые от
импорта.
В качестве примера следует
отметить значительное влияние валютных
рисков на деятельность предприятий
газовой отрасли. Россия является одним
из крупнейших экспортеров газа в
мире. Общий объем экспорта российского
газа в 1996 г. составил 194 млрд. м3. Кроме
того, в отрасли используется достаточно
большое количество импортного технологического
оборудования. Все это обуславливает
зависимость развития газовой промышленности
от изменения обменного курса
российской валюты по отношению к
основным зарубежным валютам.
Валютные риски могут
иметь следующую структуру:
а) коммерческие, т. е. связанные
с нежеланием или невозможностью
должника (гаранта) рассчитаться по своим
обязательствам;
б) операционные, т. е. риски
валютных убытков по конкретным операциям.
Этот риск можно определить как возможность
недополучить прибыли или понести
убытки в результате непосредственного
воздействия изменений обменного
курса на ожидаемые потоки денежных
средств. Экспортер, получивший иностранную
валюту за проданный товар, проиграет
от снижения курса иностранной валюты
по отношению к национальной валюте,
тогда как импортер, осуществляющий
оплату в иностранной валюте, проиграет
от повышения курса иностранной
валюты по отношению к национальной.
Задача определения операционного
риска может потребовать оценки
ситуации, когда цена сделки установлена
в одной валюте, а оплата будет
производиться в другой.
1.5 Закономерности
развития валютного рынка
В истории валютного регулирования
в послереволюционной России условно
можно выделить четыре этапа.
Первый этап - до 1986 года -
обладал всеми характерными чертами
валютной монополии государства. В
это время имела место полная
централизация валютных доходов
от экспорта, который в свою очередь
был монополизирован государством,
от имени и за счет которого на мировых
рынках выступали государственные
внешнеторговые объединения. Выручка
от экспорта в иностранной валюте
концентрировалась на счетах одного
банка-монополиста, обслуживающего все
международные расчеты СССР - Внешторгбанка
СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование
доходов от экспорта, сумм привлеченных
валютных кредитов и накопленных
золотовалютных резервов осуществлялось
на основе планового распределения
средств государством в лице Госплана
СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в
соответствии с потребностями регионов
и отраслей. Валютные планы государства
(источники и объемы поступлений,
направления и суммы расходов)
утверждались в составе народнохозяйственных
планов Верховным Советом СССР, Министерства,
ведомства, предприятия, местные органы
власти расходовали выделенные им валютные
средства в пределах установленных
им лимитов в процессе исполнения
соответствующих смет. Практически
полная изолированность внутреннего
товарного и денежного рынка
от мировых рынков товаров, услуг
и капиталов (что проявлялось, например,
в уровне курса рубля к иностранным
валютам, который к началу 80-х
годов практически не отражал
экономических и ценовых пропорций,
а служил лишь инструментом пересчета
внешнеторговых цен в рубли для
ведения учета в национальной
валюте); централизация управления
валютными ресурсами государства;
минимальное число непосредственных
участников внешнеэкономической, прежде
всего внешнеторговой деятельности,
обслуживаемых в основном через
один банк-хранитель единой валютной
"копилки" государства, - все это
объективно не требовало систем валютного
регулирования, характерных для
стран с рыночной экономикой на различных
этапах их развития. В целом это было не
регулирование как таковое, а, прямое администрирование,
государственное "командование".
Второй этап развития валютного
рынка в России начался в 1986 году
децентрализацией внешнеэкономической
деятельности, когда сначала сотни,
а затем практически все субъекты
хозяйственной деятельности (предприятия,
учреждения, организации) получили право
прямого выхода на внешние рынки.
Была установлена и стала развиваться
система так называемых "валютных
отчислений", когда поступления
в иностранной валюте делились в
определенных пропорциях между государством
и непосредственным производителем
(владельцем) экспортной продукции. Предприятия,
поставлявшие товары (работы, услуги) на
экспорт, стали получать в свое распоряжение
иностранную валюту, зачисляемую
в "валютные фонды" (на балансовые
и внебалансовые валютные счета,
позднее - только балансовые). Число
участников внешнеэкономической деятельности
и разнообразие форм их участия в
осуществлении этой деятельности существенно
возросли в 1987-1988 годах с началом
бурного развития совместного (с
участием иностранного капитала) предпринимательства
на территории страны.
Другой качественный скачок
в процессе интеграции в мировую
экономику был сделан начавшейся
широкомасштабной реформой банковской
системы. Появилось большое число
независимых от государства коммерческих
банков, получивших право открытия
и ведения валютных счетов клиентов
и проведения международных расчетов.
В течение нескольких лет отсутствовал
специальный орган валютного
регулирования (его роль, наряду с
другими функциями, фактически выполняла
Государственная внешнеэкономическая
комиссия Совета Министров СССР), и
источниками валютного законодательства
служили решения Совета Министров
СССР, а также издаваемые в их
развитие нормативные акты министерств
и ведомств. Нарушение "планового"
характера валютных отношений страны
с внешним миром, быстрое расширение
круга предприятий-участников внешнеэкономических
связей и банков, осуществляющих их
валютное обслуживание, привели к
пониманию необходимости специального
законодательного регулирования валютных
отношений, создания единых правил совершения
валютных операций, придания функций
органа валютного регулирования
одному из органов государственного
управления. Это послужило основанием
для разработки в 1990 году проекта
специального закона о валютном регулировании.
С вступлением в силу в
марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном
регулировании" начался третий этап
развития валютного регулирования
в стране. На уровне закона впервые
в юридическую практику были введены
такие понятия валютного регулирования
как "валютные ценности", "валюта
СССР", "иностранная валюта",
"резиденты", "нерезиденты",
"валютные операции", "текущие
валютные операции", "валютные операции,
связанные с движением капитала".
Законом были установлены
основные принципы проведения операций
с валютой СССР и с иностранной
валютой на территории СССР, операций
на валютном рынке, разграничены полномочия
органов власти и определены функции
банковской системы (Госбанка СССР и
уполномоченных банков) в валютном
регулировании и управлении валютными
ресурсами. В законе впервые провозглашено
гарантируемое и защищаемое государством
право собственности резидентов
и нерезидентов на валютные ценности
в стране; определены общие принципы
владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями государством,
предприятиями и организациями,
а также гражданами; установлены
основные положения порядка осуществления
валютных операций резидентами и
нерезидентами. Законом намечены основные
цели и направления валютного
контроля, введены понятия органа
валютного контроля, а также положения
об отчетности по валютным операциям
и ответственности за нарушение
валютного законодательства. Основным
органом валютного регулирования
был определен Государственный
банк СССР, что соответствует практике
большинства стран мира, где подобные
функции осуществляют центральные (национальные)
банки соответствующих государств. Главным,
"универсальным" документом, в котором
была предпринята небезуспешная попытка
комплексно "отрегулировать" практически
все важнейшие стороны валютных отношений
субъектов внешнеэкономической деятельности,
стало разработанное Госбанком СССР в
соответствии с его компетенцией письмо
от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения
о регулировании валютных операций на
территории СССР". В частности, были
достаточно подробно описаны правила
совершения операций в иностранной валюте
между юридическими лицами (резидентами
и нерезидентами), операций в иностранной
валюте на территории страны между юридическими
лицами-резидентами, операций в рублях
юридических лиц-нерезидентов, операций
с валютными ценностями, осуществляемых
гражданами (резидентами и нерезидентами).
"Основные положения" регламентируют
отдельные вопросы открытия и ведения
валютных счетов резидентов в иностранных
банках за границей, а также валютных и
рублевых счетов юридических нерезидентов
в наших уполномоченных банках. "Основные
положения" и некоторые другие нормативные
акты Госбанка СССР обязательные по закону
к исполнению всеми резидентами, включая
уполномоченные банки, и нерезидентами
на территории страны, заложили основу
цивилизованного валютного регулирования
и стали действительно качественным прорывом
в этой сфере. Объективная ограниченность
этих документов и их отдельные недостатки
были обусловлены быстрыми изменениями
экономической ситуации в стране и во
внешнеторговых и валютно-финансовых
отношениях с иностранными государствами,
неопределенностью стратегических ориентиров
экономической политики государства,
новизной задач валютного регулирования
и нехваткой практического опыта решения
возникающих проблем, ограниченностью
времени и сил при решении задач большого
объема и сложности.