Функционирования рынка ценных бумаг, основные понятия и участники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое обоснование специфики механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы функционирования рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить национальную модель рынка ценных бумаг Беларуси;
- провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и дать оценку его перспективного развития;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг
1.2. Виды ценных бумаг и их назначение
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и структура рынка ценных бумаг в РБ.
2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Цен.бумаги РБ.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

В ноябре 1864 года был выпущен  первый выигрышный заем. Полностью  облигации этого займа назывались “Билеты Внутреннего 5%-ного с выигрышами займа”. Очень быстро эти ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита.

Усиленное внимание публики к облигациям выигрышных займов вызвало ослабление спроса на ранее выпущенные государственные ценные бумаги и снижение их биржевого курса. Получилось так, что конкуренция была между ценными бумагами одного и того же эмитента – государства. А это не отвечало его интересам, как заёмщика. Поэтому до 1917 года государство больше не прибегало к подобному виду займов.

Следующим новшеством в  сфере внешнего, а отчасти и  внутреннего, государственного долга  стали так называемые “золотые займы”, облигации которых выпускались в конце XIX века. Эти долговые обязательства предназначались для рынков капиталов во Франции, Великобритании, Нидерландах, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынков Российской Империи. Эмиссия этих ценных бумаг преследовала две цели. Часть их использовалась для конверсии – замены ранее выпущенных облигаций внешних займов. Другую часть новых облигаций предполагалось использовать для «покрытия дефицита бюджета, получения иностранной валюты, разменной на золото, то есть для увеличения золотого запаса государства. Его накопление требовалось Российскому правительству для проведения денежной реформы» [27, c.138].

Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объёмы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надёжного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того, чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют: французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах.

Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации.

Золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита – рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года.. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались “свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту”. Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент.  При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга.

В рентной форме займов нашли оптимальный вариант для своих отношений кредиторы – обладатели свободных капиталов и заёмщик – государство. Кроме того, в этот период продолжалась эмиссия кредитных билетов и выпуск обычных облигаций 4%-ных внутренних займов.

Со второй половины 1898 года, вследствие войн США с Испанией, в Южной Африке, событиями на Дальнем  Востоке, положение денежных рынков Западной Европы изменилось к худшему. Положение на рынке капиталов стало кризисным. Рыночные курсы валют российских ценных бумаг начали падать. В самой России денежный кризис, начавшийся летом 1899 года, также повлиял на падение курса многих ценных бумаг. Вслед за ним разразился кризис промышленный. За три года кризиса закрылось до 3-ёх тысяч предприятий. «В такой нестабильной экономической ситуации Россия не могла прибегнуть к долгосрочным займам. Поэтому  правительство  вернулось  к практике  осуществления  срочно погашаемых займов» [11, c.212]. Начиная с 1904 года, такие займы выпускались почти ежегодно.

В начале 10-ых годов XX века состояние экономики Российской Империи начало улучшаться. Накопление капиталов, их новый приток из-за рубежа способствовали восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита финансовых средств, необходимых для экономического развития страны. 

В России в Мировую войну, правительство было вынуждено неоднократно прибегать к внутренним займам для финансирования военных расходов. В связи с этим усилился выпуск кредитных билетов не обеспеченных золотом. В России начал развиваться инфляционный процесс и исчезновение из обращения золотых, серебряных и медных монет. Билеты Государственного казначейства, купоны к облигациям государственных займов, свидетельства государственной ренты стали применяться в качестве платёжного средства.

30 марта 1917 года Временное  правительство опубликовало постановление  о выпуске Внутреннего государственного  займа. Впервые в истории государственного кредита название займа исходило не из его финансовых особенностей, а политических целей. Он назывался “Заем свободы. 1917 год”. Кроме того, Временное правительство усиленно использовало налоги, эмиссию бумажных денег и займы за границей. В целом, экономическая ситуация в стране за этот период не улучшилась, огромная инфляция продолжалась. Поэтому внимание специалистов обратилось к проверенному практикой средству – выигрышным займам.

 Но  на этот раз,  чтобы избежать конкуренции с  другими государственными ценными бумагами, это облигации предполагалось гасить только выигрышами, без специальных тиражей погашения. После Октябрьской революции и проведения всеобщей национализации средств производства Советским правительством было издано постановление “Об аннулировании государственных займов”, в соответствии, с которым все государственные займы аннулировались с 1.12.1919 года, в том числе и иностранные.

Современный рынок ценных бумаг начал  складываться  после  выхода постановления Совета Министров СССР №1195 от 15 октября 1988  года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в  котором были определены процедуры, связанные с изготовлением,  реализацией и приобретением акций работникам предприятий.  С  достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была  определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля  1991  года  "О  бухгалтерском учете ценных бумаг".

Наша республика «начала формирование национального фондового рынка в 1992. В настоящее время создана европейская модель фондового рынка, включающая Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь и эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» [5 , c.46].

С 1994 года  началась программа по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска  государственных ценных бумаг. Это был год  «первых шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов  за счет привлечения средств с финансовых рынков. 

Однако и  тот небогатый опыт, полученный в  ходе четырех выпусков, позволил сделать  вывод о широких возможностях использования государственных  долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных  расходов.

Поэтому в качестве одной из мер по реализации  Закона о бюджете РБ на 1995 год и Указа  Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным  долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска  ГЦБ до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета.

С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил  к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята  концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной  формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска  ГЦБ и дифференциации их по доходности и срокам.

В 1996 году выпуск государственных долговых обязательств наращивает темпы. В 1996 году при заключении сделок РЕПО наблюдалась тенденция  увеличения сроков заимствования ресурсов, что позволяло инвесторам более  рационально и продуманно управлять своим портфелем ценных бумаг. 

С целью усиления контроля обращения государственных  ценных бумаг и ценных бумаг Национального  Банка Указом Президента РБ от 09.04.1996 г. №139 «О преобразовании закрытого  акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение НБ РБ. С этого момента Национальный Банк активно включился в процесс организации вторичного рынка ГЦБ в РБ.

В 1997 году выходит «постановление Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) № 456 от 08.05.1997 г. <О защите прав инвесторов>, устанавливающее ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг за невыполнение требований государственного регулирующего органа» [21, c.30].

В процессе формирования рынка ценных бумаг РБ 1998 год стал переломным. Основная задача, решаемая государством в этот период, заключалась  в формировании целостной системы  государственного регулирования рынка  ценных бумаг и завершении создания его правовой и институциональной инфраструктуры.

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 года №366 «О совершенствовании  системы государственного регулирования  рынка ценных бумаг» положил основу решения задачи по совершенствованию  инфраструктуры рынка, что дало новый импульс развитию рынка. Указом реализуются основные аспекты Концепции функционирования и развития рынка ценных бумаг РБ и, в частности, претворяется политика государственного регулирования рынка ценных бумаг, в результате которой монополизируется биржа (создается монобиржевая система) и вводится единая депозитарная система

В 1999 году продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг  в целях низкоинфляционного кредитования дефицита республиканского бюджета, что  предусматривает наращивание объемов эмиссии ГЦБ, расширение круга инвесторов данного рынка путем привлечения физических лиц, региональных инвесторов и других субъектов хозяйствования. 

Для сглаживания  резких колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания  ликвидности банковской системы осуществляются операции Национального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 1999 году стало дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг.

Так, становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь, происходило с учетом  как положительных, так и отрицательных результатов проводимых реформ на протяжении нескольких столетий, позволяя тем самым соотносить свои действия с накопленным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды ценных бумаг и их назначение

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме  титула собственности (акции корпораций, приватизационные ценные бумаги, чеки, коносаменты и т.д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, векселя и др.). «При этом законом оговариваются виды гражданских прав, которые могут удостоверяться ценными бумагами или облекаться в их форму» [27, c.131].

Данные бумаги выступают  в качестве документов, свидетельствующих  об инвестировании средств. Это особенно важно для понимания экономической  сущности и роли ценных бумаг. Здесь  они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсутствии денежного дохода (выплата дохода не предусмотрена условиями ценной бумаги) он все-таки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды.

В ценных бумагах отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др.) и к самим ценным бумагам (производным ценным бумагам).

Важным моментом для  понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Нельзя не отметить и  такие качества ценных бумаг, как  ликвидность, обращаемость, рыночный характер, стандартность, серийность, участие в гражданском обороте.

Под ликвидностью понимается способность ценных бумаг быть превращенными в денежные средства путем продажи. Для этого необходимо, чтобы ценные бумаги могли обращаться на рынке. Обращаемость заключается в способности ценных бумаг выступать в качестве или предмета купли-продажи (акции, облигации и др.), или платежного инструмента, опосредствующего обращение на рынке других товаров (чеки, векселя, коносаменты, приватизационные документы).

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем.

Одним из видов ценных бумаг является вексель. Главная особенность векселя как ценной бумаги заключается в его определении: вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте, в определенный срок.

 Вексель – это абстрактное  долговое обязательство, т.е. оно  не зависит ни от каких условий.  В этом заключается основное  свойство либо вексельная сила – право безусловного требования платежа ко всем обязанным по векселю лицам. В тексте векселя не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи, в противном случае все условия, не относящиеся к обязательным реквизитам векселя, будут считаться ненаписанными. Поэтому добросовестному держателю векселя не могут быть противопоставлены возражения, вытекающие из договора, который лежит в основе выдачи или переуступке векселя.

Информация о работе Функционирования рынка ценных бумаг, основные понятия и участники