Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование специфики механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы функционирования рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить национальную модель рынка ценных бумаг Беларуси;
- провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и дать оценку его перспективного развития;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг
1.2. Виды ценных бумаг и их назначение
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и структура рынка ценных бумаг в РБ.
2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основными задачами республиканской депозитарной системы являются:
-стандартизация учета
ценных бумаг согласно
-унификация документооборота по операциям с ценными бумагами и классификация белорусских ценных бумаг согласно международным стандартам;
-ответственное хранение всех видов ценных бумаг как в наличной, так и в безналичной форме; -аккумулирование доходов (дивидендов, процентов и вьшлат по погашению и т. д.) по ценным бумагам, взятым на обслуживание системой, и их распределение по счетам;
-регламентация и обслуживание механизмов займа и залога для ценных бумаг, взятых на обслуживание системой;
-выполнение фукций номинального держателя — юридического лица, хранящего ценные бумаги от имени и по поручению собственников и осуществляющего операции с ними от своего имени и по поручению собственников ценных бумаг.
Эти ценные бумаги будут зарегистрированы в республиканской депозитарной системе на имя номинальных собственников;
-разработка, внедрение,
обслуживание и поддержка
Следует отметить, «рынок государственных облигаций является самым ликвидным сегментом, и соответственно наиболее привлекательным для инвесторов» [25, c.5].
Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
- Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг.
- Национальный банк Республики Беларусь- «является Центральным банком Республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет право законодательной инициативы» [26, c.262] А также, финансовым агентом Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.
- Инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
Спектр инструментов фондового рынка, которые может использовать Правительство Республики Беларусь для привлечения и перераспределения свободных денежных средств достаточно велик.
В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:
для юридических лиц
- государственные краткосрочные облигации,
- государственные долгосрочные облигации,
- государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте,
- векселя Правительства Республики Беларусь,
для физических лиц
- облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь,
- облигации государственного
сберегательного займа Республи
Наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.
Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов.
Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.
По наблюдениям экономистов, «рынок государственных облигаций является наиболее ликвидным сегментом биржевого рынка ценных бумаг республики. Данное утверждение справедливо уже в течении многих лет» [24, c.5].
Приобрести ГКО и ГДО можно на аукционах, которые проводятся на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в соответствии с постановлением Министерства финансов, через участников аукционов-членов секции фондового рынка; по договору с Министерством финансов.
Биржевой рынок
За ОАО «Белорусская
валютно-фондовая биржа»
Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.
«При неоспоримом достоинстве такой системы, выражающемся в создании в рамках страны единого учетного пространства по корпоративным ценным бумагам, необходимо отметить, что создание такой системы происходило административными, а не рыночными методами, что в перспективе может привести (при недостаточном антимонопольном контроле) к злоупотреблению центральным депозитарием своим доминирующим положением» [21, c.34].
Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:
для продавца – последующего их выкупа,
для покупателя – последующей их продажи.
В контексте международного опыта развития финансовых рынков развитых стран систему регулирования финансового рынка Республики Беларусь можно рассмотреть в виде трехуровневой системы регулирования, включающей:
- уровень национального законодательства;
- уровень органов государственного регулирования;
- уровень саморегулирования финансового рынка. К основным базовым документам, определяющим основы и особенности функционирования финансового рынка Республики Беларусь, относятся:
- «приватизационные законы (основной из которых закон РБ от № 2468-XII 06.07.1993 г. <Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь>), устанавливающие основные принципы и порядок приватизации государственной собственности;
- Закон РБ № 1512-XII от 12.03. 1992 г. <О ценных бумагах и фондовых биржах> с последующими изменениями и дополнениями, определяющий единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи;
- постановление Совета
Министров Республики Беларусь (СМ
РБ) № 456 от 08.05.1997 г. <О защите
прав инвесторов>, устанавливающее
ответственность
- закон РБ №
280-3 от 09.07. 1999 г. <О депозитарной
деятельности и центральном
- банковский кодекс
Республики Беларусь № 441-3 от
25.10.2000 г., законодательно
Основными органами государственного
регулирования финансового
Нужно отметить, что государство способствует
становлению и развитию эффективной и
стабильной системы платежей для обслуживания
операций по ценным бумагам, доступу на
рынок ценных бумаг эмитентов, устанавливает
ограничения по использованию на рынке
ценных бумаг заемных средств.
Комитет по ценным
бумагам выполняет как функции
контроля за соблюдением
2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ
Перспективы развития фондового рынка в Беларуси всецело зависят от движения в сторону либерализации рынка, заинтересованности государства в его развитии.
Государство придает немаловажное значение развитию фондового рынка Республики Беларусь. Так, по поручению «Президента Республики Беларусь в 2003 году межведомственной рабочей группой (под руководством Комитета государственного контроля с участием представителей Национального банка, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Министерства юстиции, Комитета по ценным бумагам) был проведен комплексный анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь, по результатам которого для совершенствования фондового рынка и устранения выявленных недостатков было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2004 года № 211 “Об утверждении мероприятий по обеспечению эффективного государственного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2004 год”» [24, c.5]..
В целях выполнения мероприятий, заложенных в вышеназванном документе, Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления были разрабо1998 г. № 366”.
Данный проект предусматривает четкое разграничение функций Правительства и Национального банка по регулиро -ванию рынка ценных бумаг, а также предполагает создание единого центрального депозитария по всем видам эмиссионных ценных бумаг на базе РУП “Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг”.
Министерством экономики подготовлен проект Декрета Президента Республики Беларусь “О приватизации государственного имущества в Республике Беларусь”, в котором предусмотрена возможность отчуждения путем продажи через ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа” акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки “Имущество”, в случае нахождения их в собственности более трех лет. Кроме того, проектом предусмотрены нормы, исключающие возможность совершения сделок по договорам, позволяющим в будущем отчуждение вышеуказанных акций.
На уровне подзаконных актов Комитетом по ценным бумагам приняты дополнительные меры по предотвращению манипулирования ценами на акции как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.
Совершенствуется нормативно-
Таким образом, можно констатировать, что Правительством Республики Беларусь проводится значительная работа по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, в том числе в сфере обращения ценных бумаг, в вопросах приватизации, налоговом законодательстве и на иных сегментах отечественного рынка ценных бумаг.
В перспективе «необходимо внести изменения в Закон Республики Беларусь “О ценных бумагах и фондовых биржах”, в котором следует определить понятие “эмиссионная ценная бумага”; изменить порядок эмиссии акций акционерных обществ, предусмотрев возможность регистрации акций до внесения изменений в устав (уставный фонд) при продаже акций; расширить способы обеспечения обязательств по облигациям посредством механизма не только залога (облигации с залоговым обеспечением), но и поручительства, банковской гарантии. Требует также закрепления порядок предоставления залога при выпуске облигаций» [5, c.6]..
Что касается инструментов, обращающихся на фондовом рынке, то в перспективе предприятиям и банкам следует обратить внимание на более прозрачные, цивилизованные и отвечающие современным реалиям и потребностям эмиссионные ценные бумаги, которые, в случае принятия положительного решения по вышеуказанным проектам, будут привлекательными и для инвесторов и для эмитентов.
Информация о работе Функционирования рынка ценных бумаг, основные понятия и участники