Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа
Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.
Импорт в Китай сдерживается вводимыми квотами, и дешевизной отечественной продукции. Китай вытесняет импортную продукцию, т.к. потребители заинтересованы в дешевом продукте. Китай в основном импортирует сырье.
Химическая промышленность Китая переживает бурный производственный подъем. Среднегодовые темпы увеличения экспорта химической продукции за 2000-2008 годы составили 24%, что позволило стране увеличить долю в мировом экспорте с 2,1% в 2000 году до 3,2% в 2005 году. Согласно официальной китайской статистике среднегодовые темпы прироста выпуска химического волокна и пластмассы за 1995-2008 годы составили 18%. Производство удобрений различных видов увеличилось на 11-17% в 2006 году и продолжало возрастать такими же темпами в 2008 году. В результате, по данным журнала "Евразийский химический рынок", по итогам 2008 года Китай вышел на первое место в мире по производству удобрений.
Большой объем производства призван обеспечить растущие потребности Китая в продукции химической промышленности. Это необходимо для поддержания значительных темпов роста в других сегментах, таких как машиностроение, автомобильная, электронная, электротехническая отрасли и производство упаковки. Сейчас внутренний рынок страны обладает чрезвычайно большим спросом на химическую продукцию, выводя. Китай в лидеры не только по производству, но и потреблению в этой сфере. При этом национальных производственных мощностей недостаточно для того, чтобы обеспечивать растущие потребности. Например, дефицит полипропилена (экологически чистая пластмасса, использующаяся в производстве упаковки) в 2005 году составлял 2,9 млн. т, и его планировалось устранить лишь в 2007 году. К 2007 году производство полипропилена в Китае увеличилось на 2,6 млн. тонн с помощью расширения мощностей крупнейших китайских и совместных китайско-британских компаний. В связи с большим объемом внутренних потребностей также замедляется рост внешнеторговых показателей. За десятилетие произошло снижение доли химических продуктов как в экспорте, так и в импорте. В экспорте их доля снизилась с 6,1 до 4,6%. Это произошло не только благодаря росту производства и потребления на внутреннем рынке, но и из-за барьеров со стороны других стран. Продукция химической промышленности занимает первое место из всех видов китайской продукции по числу применяемых к ней антидемпинговых мер. За 1995-2008 годы это количество достигло 120 случаев (из общего числа 375). Помимо этого, в действие вступили сдерживающие экспорт меры китайского правительства. С 1 июля 2007 года было отменено возвращение НДС экспортерам химических продуктов для двух тысяч наименований товаров.
В общем объеме импорта КНР доля продукции химической промышленности снизилась с 13,1 до 11%. Это вызвано двумя основными причинами. Прежде всего, китайские цены в этой сфере ниже мировых, что делает невыгодным импорт продукции. Вследствие этого снизился физический объем ввозимых удобрений и других химических продуктов. Другая важная причина - расширение деятельности иностранных предприятий химической отрасли на территории Китая, которые взамен импорта товаров строят свои или создают совместные с китайскими партнерами мощности и предприятия по выпуску химической продукции. Одно из наиболее активных направлений - производство пластмасс. Здесь создают свои производства крупнейшие международные корпорации, в других отраслях химической промышленности присутствие иностранных компаний также увеличивается быстрыми темпами. Участие иностранного капитала в китайской химической отрасли играет большую роль. Здесь можно говорить скорее не о конкурентоспособности национальной химической индустрии, а о большом интересе к стране со стороны мирового рынка в силу значительных объемов потребления. Китайские компании имеют возможность участвовать в совместном производстве, перенимая передовые технологии лидеров химической промышленности. Сами же китайские производители, по оценкам экспертов, обладают слабой научно-технической базой. На исследования в этой области национальные предприятия отчисляют 2% доходов, в то время как мировой показатель достигает 10%. Это несоответствие является причиной недостатка качественных химических материалов в стране и высокой доли химической продукции в импорте.
Развитие химической отрасли в Китае снижается нехваткой сырья, прежде всего углеводородного. Эту проблему пытаются решить в том числе с помощью строительства нефте- и газопроводов для поставки российского сырья. В любом случае налицо зависимость национальной химической промышленности от иностранного сырья.
Еще одной проблемой, связанной с наращиванием производства химической промышленности, является увеличивающееся загрязнение окружающей среды и повышение затрат электроэнергии. Таким образом, перед китайским правительством стоит нелегкая задача совмещения возрастающих производственных масштабов для обеспечения нужд собственной экономики с активно проводимой политикой экономии энергии и защиты окружающей среды.
Металлургия. Эта отрасль обеспечивает развитие таких важнейших сфер, как нефтехимия, машиностроение, строительство и др. Без высоких темпов ее роста было бы невозможно бурное развитие китайской экономики.
Страна является самым большим рынком потребления продукции металлургии, особенно чугуна и стали. Согласно официальным данным, производство цветных металлов вместе взятых в натуральном выражении занимает лишь 5% количества выплавляемой стали и объемов производства чугуна. Китай занимает первое место в мире по выплавке чугуна и стали. По данным Международного института железа и стали, производство чугуна в 2006 году составило 46% общемирового, потребление - 42%. На Китай приходится 12,6% мирового экспорта чугуна, большей долей обладают лишь Бразилия и Россия.
Доля КНР в общемировом производстве стали несколько ниже, чем в производстве чугуна, однако она намного превышает показатель идущей на втором месте Японии. В 2002 году Китаем производилось лишь 12,4% стали, т. е. до 2008 года доля была увеличена почти втрое. Темпы прироста продукции сталелитейной промышленности Китая значительно выше среднемирового показателя (21% против 9%), а также динамики роста других лидеров отрасли - России, США, Японии, Республики Кореи.
По экспорту стали страна входит в тройку крупнейших экспортеров (после Японии и России), по импорту занимает второе место, уступая США, вывоз и ввоз в 2005 году составили соответственно 27,4 и 27,3 млн. т. Таким образом, экспорт и импорт стали уравновешивают друг друга, а страна в конечном итоге, потребляет объем сталелитейной продукции, соответствующий масштабам производства внутри страны. Причина в структурных различиях импортируемой и экспортируемой продукции. Объем выплавки стали в слитках и сортовой стали достаточно большой, чтобы обеспечить внутреннюю потребность, однако существует дефицит стального проката с высокой добавленной стоимостью, который Китай импортирует. Это происходит несмотря на то, что производство стального проката растет так же динамично, как и низкосортной стали.
В 1995-2008 годах выплавка чугуна и стали увеличивалась уверенными темпами, достигнув в 2005 году соответственно 344 и 353 млн. т. Производство стального проката достигло 378 млн. т. Наращивание производства проходило двумя этапами: до 2000 года темпы прироста были стабильно умеренными, но небольшими, составляя в среднем 5-7% в год. После 2000 года произошел бурный рост, средние темпы увеличения производства возросли и продолжают оставаться на уровне 22-23% ежегодно, при этом особенно быстро возрастает производство стального проката.
С 2003 по 2008 годы доля чугуна и стали в общем объеме китайского экспорта возросла с 0,8 до 2%, увеличение объема экспорта в 2004 году по сравнению с предыдущим годом составило 3,4 раза. Политика правительства между тем нацелена на сдерживание производства и экспорта стали. Это связано в основном с большими энергетическими затратами на производство металлургической продукции (15% всех затрат энергии приходится на сталелитейную промышленность) и тяжелой экологической обстановкой в стране (14% загрязнений окружающей среды). Еще один фактор - нехватка необходимой для выплавки стали железной руды, которую Китаю приходится импортировать в больших количествах из Бразилии и Австралии.
Для ограничения экспорта в 2007 году государство приняло меры по отмене возврата НДС экспортерам. В результате рост был более умеренным - 31,6%.
Однако сдерживание производства и экспорта весьма непростая задача для правительства из-за действия рыночных механизмов. Снижение вывоза стали быстро привело к перенасыщению внутреннего рынка и снижению цен. В результате производителям стало выгоднее экспортировать продукцию, чем продавать ее на внутреннем рынке, что привело к возрастанию экспорта в 2008 году в 1,5 раза.
По данным Китайской ассоциации железа и стали, с января по май 2007 года выплавка стали увеличилась на 19,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а экспорт в первом квартале возрос в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, достигнув 12,2 млн. тонн.
Руководство страны продолжает принимать меры по сдерживанию экспорта стали, в числе последних ограничений - установление экспортных тарифов в размере 5-10%, а на ряд товаров - их увеличение до 15% с 1 июня 2007 года.
Присутствие иностранного капитала на внутреннем рынке Китая ограничено. Китайское законодательство позволяет иностранным компаниям выкупать акции только уже существующих заводов, при этом зарубежные инвесторы не имеют права на приобретение контрольного пакета акций.
Вкладывать капитал разрешается только компаниям, достигшим производства не менее 10 млн. тонн стали или 1 млн. тонн высоколегированной стали в год. По этой причине крупнейшие предприятия в сталелитейной отрасли в отличие от автомобилестроения принадлежат китайскому капиталу.
Руководство страны поощряет слияния и поглощения компаний на внутреннем рынке для укрупнения размеров производства, сокращения нерентабельных производственных мощностей и повышения эффективности производства и конкурентоспособности национальных сталелитейных предприятий на мировом рынке. В июле 2007 года государственным комитетом по реформе и развитию была принята программа развития железодобывающей и сталелитейной промышленности. В соответствии с ней планируется сокращение неэффективных производственных мощностей по стране в целом на 30%. Процесс консолидации в отрасли планируется довести до образования двух крупных национальных компаний производственной мощностью 30 млн. тонн в год каждая и 10 крупных производителей, контролирующих 50% национального производства к 2010 году и 70% производства - к 2020 году. Сейчас 10 крупнейших сталелитейных компаний производят 30,4% всего объема.
В соответствии с государственной стратегией новая политика включает усиление мер по предотвращению и контролю загрязнения воды, воздуха и почвы и улучшению среды обитания как в городской, так и сельской местности. Государством вводятся более строгие экологические стандарты и стандарты качества продукции, закрываются неэффективные компании и предприятия с небольшим объемом выплавки стали и чугуна. В целом по стране в 2006-2010 годы ведется ликвидация 55 млн. т производственных мощностей по выплавке стали и 100 млн. т - по производству чугуна.
Новой государственной стратегией экономического развития предусматривается также сокращение потребления электроэнергии и ресурсосбережение. Одним из главных критериев закрытия предприятий является уровень удельных затрат электроэнергии. Компании обязаны переходить на энергосберегающий режим работы, хотя пока в масштабах страны это не вполне удается: в 2006 году вместо запланированного снижения энергозатрат на 4% было сэкономлено всего 1,23% электроэнергии.
Одновременно ведется политика повышения качества сталелитейной продукции в целях выравнивания структурного дисбаланса между объемом производимой сортовой стали и прокатной стали. Крупнейшие предприятия отрасли перераспределяют мощности для производства высококачественной стали, которая необходима в больших количествах для выпуска продукции машиностроения и автомобилестроения. Решение внутренних задач осложняется внешнеторговыми проблемами Китая с партнерами по ВТО. В 2007 году по заявкам 11 стран было возбуждено в общей сложности 27 антидемпинговых расследований против Китая. В 2008 году объединение работников сталелитейной промышленности США и несколько американских компаний потребовали введения на импорт стальных труб из Китая антидемпинговой пошлины в размере до 88%. Перед китайской металлургией, и прежде всего сталелитейной отраслью, стоят серьезные задачи повышения эффективности производства, уменьшения затрат энергии и загрязнения окружающей среды, повышения качества производимой продукции.
Энергозатраты на единицу ВВП планируется сократить на 20% к 2010 году, а загрязнения окружающей среды - на 10%. При этом потребление стали будет увеличиваться темпами выше мировых (3% против 4-5% для Китая, по прогнозам аналитиков) и к 2010 году достигнет 490 млн. т. Для решения этих задач китайское правительство будет способствовать национальным компаниям в создании совместных предприятий за рубежом и приобретении иностранных месторождений.
Автомобильная промышленность. Ее состояние и развитие служит одним из индикаторов конкурентоспособности всей экономики страны. Эта отрасль завоевывает ведущие позиции в мировом автомобилестроении, постепенно становится конкурентоспособной на международном рынке, она занимает одну из ведущих позиций в экономике Китая, судя по показателям производства и внешней торговли. В 2006 году Китай занял третье место в мировом автомобилестроении после Японии и США, обогнав Германию.
Таким образом, объем производства, инвестиций, оборота и количество занятых в отрасли выводят Китай в ряд лидеров мирового автомобилестроения. Развитие отрасли на фоне общеэкономического развития страны также весьма динамично. По данным официальной китайской статистики, при среднегодовых темпах прироста ВВП в 9,5% в 1995-2008 годы производство автомобилей и запчастей ежегодно увеличивалось в среднем на 14%, а легковых автомобилей - на 24%. Тенденция сохранилась и после отмены квотирования и лицензирования импорта в 2006 году. В указанном году в Китае было произведено более 7,28 млн. автомобилей, что на 27,6% больше, чем в 2005 году. Еще большими темпами, чем производство, возрастает экспорт автомобилей. В 2007 и 2008 годах количество экспортируемых машин увеличилось в 3 и 2,7 раза, увеличение экспорта в стоимостном выражении составило соответственно 46 и 40%. Это позволило увеличить удельный вес продукции автомобилестроения в общем объеме экспорта с 1,8% в 2003 году до 2,2% в 2008 году. Доля в объеме производства экспортируемых автомобилей также возросла - с 3% в 2004 году до 19% в 2008 году, что говорит об успешном начале выхода китайских производителей на мировой рынок. Всего в КНР производится более 90 марок автомобилей, из них всего 20 имеют определенную известность в мире. При наращивании экспорта китайскому правительству удается сдерживать импорт готовых автомобилей, доля которого в объеме продаж на внутреннем рынке составляет около 5%. Это достигается за счет высоких таможенных пошлин на импортные автомобили. Основная масса эксплуатируемых в Китае автомобилей производится внутри страны, а ввозятся главным образом дорогие автомобили премиум-класса. Темпы прироста производства выше темпов увеличения продаж, которые составляют в среднем 11,7% для всех транспортных средств и 15,8% для легковых автомобилей. Уровень автомобилизации в Китае сейчас составляет 2,4 автомобиля на 100 жителей, что является невысоким показателем по сравнению с развитыми странами. Это обусловливает экспортную ориентацию китайских производителей легковых автомобилей.
Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР