Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Важность рассмотрения данного вопроса в том, что Китайская Республика единственная, из граничащих, Кыргызской Республикой страна, которая входит в ВТО. Членство двух стран в ВТО, способствовали развитию торгово-экономических отношений.
Также рассмотрена внешнеторговая деятельность Кыргызской Республики с Китайской Народной Республикой, проведен анализ торговли товарами Кыргызской Республики с Китаем, рассмотрены проекты, которые были профинансированы китайской стороной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Белек.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Одной из особенностей автомобилестроения является большая роль в нем иностранного капитала. Шесть крупнейших автомобильных корпораций, производящих более 70% продукции, являются совместными предприятиями. Их доля в общем объеме продаж в 2008 году составила 76%. На рынке присутствуют известные корпорации Германии, США, Франции, Италии, Японии и Республики Кореи. Семь крупнейших совместных предприятий отрасли производят в основном автомобили всемирно известных марок, и лидирующие позиции в производстве и продаже на китайском рынке занимают известные мировые бренды. Совместные предприятия производят и китайские модели, а также модели других иностранных компаний, не участвующих в капитале предприятия; в этом случае имеет место передача лицензий. Некоторые крупные национальные компании (часто долю в них имеет государство) производят исключительно китайские марки. Для таких производств характерно использование иностранных запчастей, которые импортируются либо производятся в Китае по лицензии на других заводах. Другая особенность китайского автомобилестроения - копирование всемирно известных моделей иностранных производителей в нарушение прав интеллектуальной собственности. Через копирование китайским компаниям легче всего освоить базовые технологии массового производства автомобилей и укрепить свои позиции с выходом на международные рынки. В связи с тем, что до настоящего времени сборка автомобилей ведущих мировых марок производилась в основном в Республике Корее, потребители пока не готовы приобретать эти модели китайского производства. Вместе с тем оригинальные китайские марки имеют больше шансов на мировом рынке за счет дешевизны. Вследствие этого продукция совместных предприятий в основном поставляется на внутренний рынок, в то время как национальные предприятия являются лидерами китайского экспорта. Повышение конкурентоспособности автомобильной отрасли Китая на мировом рынке стимулируется правительством также за счет содействия созданию совместных предприятий. Государственная политика не только нацелена на сворачивание отверточных производств, когда на заводах собираются готовые автомобили из импортных деталей, но одновременно ограничивает импорт готовых автомобилей, на которые к 2008 году были отменены все импортные квоты и лицензии, однако таможенная пошлина составляет 25% (на запчасти она на уровне 10%). Ввоз подержанных автомобилей запрещен. Таможенные пошлины на импорт новых автомобилей до вступления в ВТО составляли более 100%, в 2002 году ввозные пошлины на автомобили были снижены с 70-300% до 30-50%. В соответствии с китайским законодательством автомобиль считается иностранным, если более 49% деталей произведено иностранными компаниями, и также облагается высокими налогами. Это стимулирует совместные предприятия к ограничению импорта деталей и узлов, а вместо этого китайские предприятия осваивают производство компонентов по иностранной технологии. Эта ситуация весьма благотворно влияет на развитие китайской автомобильной промышленности, которая имеет ряд особенностей: большое участие иностранного капитала, достаточно высокая доля государства в автомобильных компаниях, копирование всемирно известных моделей, наличие большого числа мелких производителей, географическая разбросанность заводов. Участие совместных предприятий первоначально воспринималось специалистами как негативная тенденция, поскольку это вело к уменьшению роли китайского капитала в национальном автомобилестроении, а также к закрытию китайских предприятий. Однако вместе с капиталом происходит передача технологий лидеров мирового автомобилестроения, что весьма благотворно влияет на развитие отрасли в Китае. При правильной политике правительства по ограничению присутствия иностранного капитала совместные предприятия могут сделать китайское автомобилестроение по-настоящему конкурентоспособным. Закрытие убыточных предприятий, пострадавших в результате прихода на рынок иностранных компаний, также неизбежное следствие конкурентной борьбы и концентрации производства.

Либерализация внешнеторгового режима обусловила приток капитала и технологий, без которых развитие отрасли не представляется возможным. В настоящее время китайское автомобилестроение можно считать конкурентоспособным, принимая во внимание бурное развитие объемов производства и экспорта, выход китайских компаний на международный рынок и активный процесс передачи передовых технологий в рамках совместных предприятий и лицензионных производств, в Китае.

Тенденция к наращиванию экспорта автомобилей и запчастей, в том числе и в европейские страны, также создает серьезные предпосылки для повышения конкурентоспособности этой отрасли в мировом масштабе. Уже сейчас Китай занимает пятое место в списке стран - поставщиков запчастей в США и к 2010-2015 годам станет крупнейшим экспортером автомобилей и автокомпонентов в мире. Высокие темпы выхода китайских производителей на мировой рынок говорят об успешности стратегии страны, направленной на создание собственной серьезной промышленной базы, повышение технологического уровня промышленности и конкурентоспособности национальных компаний. Итак, можно сделать вывод об успешности экономической стратегии Китая. Это подтверждают как базовые показатели развития страны (ВВП, объем и темпы роста экспорта, изменение производственной структуры, повышение эффективности промышленных предприятий и др.), так и анализ отраслевой структуры производства и экспорта Китая.

Однако об интенсивном пути развития китайской промышленности наглядно говорят высокие темпы роста в автомобильной промышленности и выход китайских производителей автомобилей на мировой рынок. Это значит, что Китаю удалось создать конкурентоспособную отрасль, привлечь не только иностранный капитал, но и новейшие производственные технологии. Новая экономическая стратегия Китая будет направлена не на наращивание объемов производства и экспорта, а на качественные изменения в экономике страны.

Основой китайской промышленности станут новые технологии, а одним из главных направлений развития - повышение эффективности производства и инновационного потенциала.

Внешнеторговые отношения Китайской Народной Республики со странами мира развиваются на сегодняшний день быстрыми темпами.

Одной из стран, тесно сотрудничающей с Китаем является Кыргызская Республика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ТОРГОВОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ.

 

3.1. Экономическое сотрудничество  Китайской Народной Республики и Кыргызской Республики.

В современном мире экономическое развитие стран зависит от экономического сотрудничества с другими странами и от уровня связанности с мировым экономическим сообществом. Эта зависимость тем более очевидна, если страна с малой территорией и численностью населения и со скромным экономическим потенциалом. Таковой является Кыргызская Республика.

С января 1992 года установлены дипломатические отношения между Кыргызской республикой (КР) и Китайской Народной Республикой (КНР). За годы  сотрудничества сформирована необходимая двухсторонняя правовая база, включающая в себя более 60 межправительственных документов, затрагивающих вопросы сотрудничества в области торговли и капиталовложений, науки и техники, воздушного транспорта, туризма и здравоохранения, правовой помощи и других сфер.

В активизации двухстороннего сотрудничества между нашими странами определенную роль играет работа межправительственной комиссии, которая была создана согласно Соглашению между Правительством КР и Правительством КНР о создании Межправительственной Кыргызско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, вступившему в силу со дня подписания – 23 апреля 1994 года.

Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на настоящий момент провела 5 заседаний.

К сожалению, из-за отсутствия механизма реализации решения многих подписанных документов не воплощаются. Поэтому в целях практического внедрения торгово-экономических проектов Правительство КР постановлением 24 августа 2000года., №522, утвердило «Комплексный план мероприятий по сотрудничеству КР С КНР на 2000-2003 годы», реализация которого призвана обеспечить благоприятные условия для сотрудничества.

Взгляд на современное состояние кыргызско - китайских отношений позволяет говорить, что двустороннее сотрудничество во многих сферах отличается стабильностью и устойчивым ростом. В целом, сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем, образуя довольно обширную договорно-правовую базу, свидетельствует об отсутствии каких-либо значимых препятствий для его дальнейшего упрочения в сферах, представляющих взаимный интерес.

В действительности, с момента установления дипломатических отношений в январе и по сей день, между Кыргызстаном и Китаем не было зафиксировано каких-либо противоречий или споров, способных оказать влияние на исключительно дружеские и добрососедские отношения. В этом плане показательным является решение пограничного вопроса между странами, который, несмотря на весьма противоречивую реакцию в Кыргызстане, все же не привел к осложнению отношений между странами. Руководство Китая, не высказывало особого беспокойства по поводу периодически возникавших призывов пересмотра договоренностей по границе, осознавая что это лишь издержки непростой политической обстановки в Кыргызстане.

Единственным примером проявления осторожности и сдержанности Китая в отношении Кыргызстана стали события марта 2005 года, когда в результате волнений, произошла смена власти в стране и китайская сторона проявляла вполне обоснованное беспокойство по поводу возможных изменений в политике Кыргызстана. Однако, после визита нового президента в КНР (9-19 июня 2006 года) и подтверждения преемственности внешнеполитического курса страны новым руководством, Китай и Кыргызстан вновь вернулись к прежнему режиму двусторонних отношений, постепенно расширяя сферы взаимного диалога.

На фоне общего благополучия отношений и их поступательного расширения, существует ряд проблем среднесрочного и долгосрочного характера, с которыми Кыргызстану придется столкнуться в будущем, имя столь тесные и дружеские отношения с крупной региональной и потенциально, мировой державой. Все они, впрочем, не носят критического характера в настоящее время, но учитывая быстро меняющуюся обстановку в Центральной Азии и активизацию политики других стран в регионе, могут иметь большое значение для будущего страны. В этой связи, определяя проблематику данной статьи, хотелось бы выявить наиболее важные из них.

Как показали события последних лет, с 2001 года Кыргызстан является точкой пересечения интересов крупных мировых и региональных держав. Присутствие на его территории военных баз сил антитеррористической коалиции, под руководством США и ОДКБ, в значительной степени определяет ту непростую ситуацию, в которой Кыргызстану приходиться осуществлять внешнеполитическую деятельность, в особенности на китайском направлении.

Учитывая интересы других стран в Центральной Азии, существуют основания прогнозировать обострение соперничества крупных мировых держав за влияние в регионе, которое, учитывая уже принятые разносторонние обязательства Кыргызстана, могут поставить его перед весьма тяжелым выбором своего основного союзника и партнера. В этом случае не обязательно подразумевать только Запад и Восток в его сложившемся понимании, противопоставляя США, страны ЕС и Японию с одной стороны, и Россию с другой. По мнению многих специалистов, потенциальные противоречия по линии Россия – Китай, вполне возможный сценарий развития ситуации в Евразии в целом. Между тем уже сейчас, есть предпосылки называть Россию и Китай партнерами-соперниками на евразийском пространстве.

Есть и внутренний уровень противоречий, который связан с соперничеством стран Центральной Азии за лидерство в регионе между Казахстаном и Узбекистаном, что, безусловно, отражается не только на Кыргызстане, но и Таджикистане. Годы независимого развития показали, что атмосфера дружбы и добрососедства между странами региона, существовавшая в некогда едином государстве, осталась не более чем просто декларативным заявлением. Политика с позиции силы в отношении Кыргызстана и Таджикистана, стала обычной практикой постсоветского периода. Регулярное давление со стороны Узбекистана и Казахстана по вопросам поставок энергоресурсов, пограничных проблем, а также стремление навязать невыгодный для Кыргызстана и Таджикистана режим работы основных гидротехнических сооружений, лучшим образом иллюстрирует сложившуюся практику отношений в регионе. В данном случае, Кыргызстану приходиться осознавать, что внутри региона, за исключением Таджикистана, у него нет партнера, который бы мог гарантировать ему равноправное и справедливое отношение.

Тем не менее, у нас нет оснований предполагать, что Кыргызстан будет стремиться решить свои проблемы за счет переориентации связей в сторону Запада. Китай и Россия прочно занимают позиции основных факторов влияния во внутренней и внешней политике Кыргызстана и, представляется маловероятным, что страна по какому-либо сценарию выйдет из сферы исключительных интересов и компетенции двух крупных региональных держав.

Все эти обстоятельства, могут стать одной из главных проблем руководства Кыргызстана в долгосрочной перспективе. В настоящее время, китайский фактор, хотя и не ощущается так открыто как, скажем влияние России, но потенциально, принимая в расчет географическую близость и усугубляющуюся зависимость от китайской экономики, в скором времени может определять вектор внешней политики Кыргызстана, в большей степени, чем какие либо другие страны. И есть основания полагать, что этот процесс неизбежен и будет постепенно набирать обороты.

В еще большей степени осложняет геостратегический выбор Кыргызстана, в этих условиях, тесные отношения с Россией, обусловленные как общим историческим прошлым, так и современным состоянием отношений в политической, экономической и культурной областях. Таким образом, сложностью особого порядка для Кыргызстана, потенциально, может стать проблема выбора между двумя центрами силы на евразийском пространстве – Китаем и Россией. В данном случае уместно отметить, что известный тезис о том, что география определяет политику, а не наоборот, может оказать определяющее влияние.

При этом следует четко осознавать, что Кыргызстан в силу его фактического положения на стыке интересов мировых и региональных держав, может представлять интерес исключительно с точки зрения стратегического пункта в Центральной Азии для продвижения и расширения влияния в регионе.

Если суммировать главные направления политики Китая в Центральной Азии, то она состоит из следующих составляющих:

    • во-первых, это сдерживание и противодействие сепаратизму в регионе;
    • во-вторых, обеспечение такого уровня безопасности, при котором Центральная Азия являлась бы надежным тылом Китая;
    • в-третьих, развитие многоплановых экономических отношений, превращающих регион в объект сотрудничества в области внешней торговли и один из источников импорта энергии;

Рассматривая более детально структуру кыргызско - китайского сотрудничества, то ее уместно разделить на несколько составляющих:

  • политическое взаимодействие (на двустороннем и региональном уровнях),
  • торгово-экономические отношения и партнерство в культурно-гуманитарной сфере.

Информация о работе Характеристика специализирующихся отраслей экономики КНР