Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
6
Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….
8
2.1. Население района тяготения Северо-Кавказской железной дороги.. 8
2.2. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……….
11
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...
14
3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства……………………..
14
3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
19
Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………
21
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………… 21
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………… 27
4.3. География пассажирских перевозок…………………………………. 36
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список литературы………………………………………………………… 45

Вложенные файлы: 1 файл

география.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1 видно, что распределение населения по территории района тяготения СКЖД неравномерно: наибольшая плотность населения в Республике Ингушетия (115 чел./км2), Республике Северная Осетия – Алания (89 чел./км2) и Чеченской Республике (81 чел./км2), наименьшая – в Республике Калмыкия (4 чел./км2), в остальных она колеблется в пределах от 33 чел./км2 (Карачаево-Черкесская Республика) до 69 чел./км2 (Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика).

Южный федеральный округ – самый многонациональный регион Российской Федерации. Другой особенностью является относительно низкая доля экономически активного населения – 49%.

Рост численности населения за период 2001-2007гг. зафиксирован в Чеченской Республике (21,3%), в Республике Дагестан (8,1%), в Республике Ингушетия (12%), в Кабардино-Балкарии (0,3%). В остальных субъектах Российской Федерации, входящих в округ, произошло падение численности населения, причем наибольшее падение численности населения произошло в Республике Калмыкия (6,9%), в Ростовской области (4,2%).

Сеть городских поселений составляют в основном средние и небольшие города. Однако самый крупный город района – Ростов-на-Дону – является городом миллионером (1089,3 тыс. жителей по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), Краснодар относится к числу крупнейших городов России (745,0 тыс. жителей), к крупным городам относятся также: Махачкала – 572,1тыс., Сочи – 343,3 тыс., Ставрополь – 398,5 тыс., Владикавказ – 311,7 тыс. жителей [5]. Среди городских поселений доминируют города, которые выполняют организационно-хозяйственные, промышленные и транспортные функции. Города и поселки на побережье Черного моря, в районе Кавказских Минеральных Вод и многие другие стали курортными центрами, местами отдыха и туризма. Сельские поселения многочисленны. Для равнинных территорий характерны очень крупные станицы (до 25-30 тыс. жителей), для горных районов – в основном мелкие и средние поселения. 

2.2. Главные топливно-энергетические  и минерально-сырьевые ресурсы  района тяготения Северо-Кавказской  железной дороги

В недрах округа содержатся многие ценные ресурсы. В топливно-энергетической группе выделяются следующие газовые месторождения: Северо-Ставпорольское, Майкопское, Дагестанские Огни. Месторождения нефти имеются на шельфе Каспийского моря, в Краснодарском крае, республиках Чечня и Ингушетия. Длительная эксплуатация северокавказских месторождений сильно их истощила, что делает условия добычи нефти достаточно сложными. Угольные ресурсы сосредоточены в Ростовской области (восточный Донбасс). Важную роль в энергетическом балансе округа играют гидроэнергетические ресурсы Волги, Дона, многих горных рек Северного Кавказа.

В округе имеются запасы руд цветных и драгоценных металлов. Тырныаузское месторождение (Кабардино-Балкарская республика) и Ктитебердинское (Карачаево-Черкесия) содержат уникальные запасы вольфрамомолибденовых руд. Месторождения свинцово-цинковых руд расположены в основном в Северной Осетии. Запасы меди разведаны в Карачаево-Черкессии (Урупское), Дагестане (Худесское, Кизил-Дере). В Краснодарском крае и Северной Осетии имеются крупные запасы ртути. В округе известны ископаемые различных нерудных материалов. Горно-химическое сырье представлено запасами барнта, каменной соли, серы. Значительные запасы сырья для производства строительных материалов (цементные мергели в районе Новороссийска, высококачественный мрамор в районе Теберды, имеются также кварцевые песчаники, глины для изготовления кирпича и керамики, граниты, мел и другие).

 

2.3. Лесные и водные ресурсы  района тяготения Северо-Кавказской  железной дороги

Южный федеральный округ один из самых малообеспеченных лесными ресурсами округов России. Однако при оценке лесных ресурсов округа важно учитывать их специфику. Около двух третей местных лесов высокогорного типа, которых нет ни в одном из других федеральных округов европейской части России. Здесь произрастают все буковые леса нашей страны, а также значительная часть таких ценных пород деревьев как дуб, граб, ясень. Однако в последние годы в связи с развитием частного предпринимательства и резкого роста производства мебели велись интенсивные вырубки древесины ценных пород, запасы которых в нижнем ярусе широколиственных пород были практически исчерпаны. И сегодня следует прекратить вырубки этих пород и форсировать лесовосстановительные работы. А леса в этой зоне должны рассматриваться с точки зрения рекреационной, оздоровительной и природоохранной ценности.

Водные ресурсы округа включают воды бассейна рек Каспийского, Черноморского и Азовского морей – Волги, Дона, Кубани, Терека, Сулака. Водные ресурсы округа используются достаточно интенсивно и характеризуются высокой концентрацией водопотребителей, вследствие чего в отдельных регионах Калмыкии, Ставропольского края складывается напряженный баланс с водой. В то же время наблюдаются большие потери воды, особенно в сельскохозяйственных оросительных системах, где они достигают 50%. Почвы относятся к высокопродуктивным. Это чернозем, аллювиальные и каштановые почвы. Эти почвы занимают большую часть сельскохозяйственных земель степной и предгорной зон и благоприятны для выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур. В полупустынных регионах Калмыкии и Дагестана преобладают бурые почвы с включением в них крупных массивов солончаков и солонцов. На горных склонах – горно-лесные и горно-луговые типы почв, которые покрыты травянистой растительностью, используемой как ценная кормовая культура для скота, прежде всего овцам.

 

 

Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

 

3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства

Хозяйственная специализация района тяготения СКЖД базируется на «4-х китах»:

1. Мощном промышленном комплексе, сочетающем предприятия транспортного, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения, приборостроения, по добыче топливно-энергетических (нефти, газа, угля) и других ресурсов, химическом и другом производствах.

2. Уникальном курортно-рекреационном ресурсе, в который входят оздоровительно-лечебные учреждения климатического, бальнеологического, бальнеогрязевого профиля.

3. Многоотраслевом аграрно-промышленном комплексе, включающем в себя выращивание продовольственных (пшеница, рис), технических (подсолнечник, сахарная свекла, горчица, табак), субтропических (чай, цитрусовые, хурма, инжир) культур. Округ – крупнейший производитель плодово-ягодных, бахчевых культур, винограда, широкой гаммы овощей, мясо-молочной и другой животноводческой продукции, а также имеет многочисленные предприятия по их переработке.

4. И наконец, четвертая опора – мощный транспортный транзитный потенциал округа, включающий развитую систему транспортных коммуникаций – железных и автомобильных дорог, морских и речных портов и путей, трубопроводы, трассы воздушных линий и сеть аэропортов. Ее задача заключается не только в обслуживании транспортных потребностей округа, но и в обеспечении транзитных связей (главным образом в сообщениях Казахстана и стран Центральной Азии со странами Европы).

Машиностроение связано с производством транспортной техники, сельскохозяйственных машин, энергетического оборудования, оборудования для нефтегазоперерабатывающих отраслей, вычислительной техники и т.д.

Транспортное машиностроение представлено Новочеркасским заводом, выпускающим магистральные электровозы для железных дорог. В Новороссийске, Туапсе, Ростове имеются судоремонтные заводы. В Ростове расположен вертолетный завод, выпускающий в том числе и новейшие боевые вертолеты Ми-28н. В Таганроге ООО «Таг-Аз» совместно с фирмой «Hyundai» производит легковые автомобили, начинается производство новинок, которые пополнят модельный ряд завода – внедорожники «TAGER» и «ROAD PARTNER» и седан «TAGAZ с 100». Здесь же располагается ООО «Таганрогский авиационный завод». В Ставрополе производятся автомобильные прицепы.

Потребности в сельскохозяйственных машинах и другой технике для развитого в регионе сельскохозяйственного производства удовлетворяют несколько предприятий машиностроительного комплекса. Завод «Красный Аксай» (Ростовская область) выпускает тракторные культиваторы, в Краснодаре организовано производство запасных частей и деталей для сельскохозяйственных машин, Ростовский завод «Ростсельмаш» производит зерноуборочные комбайны.

Отраслью специализации в регионе являются машиностроение, производящее энергетическое оборудование и оборудование для нефтегазоперерабатывающего комплекса. Таганрогский завод «Красный котельщик» производит более половины паровых котлов в России, ООО «Энергомаш-Атоммаш» в Волгодонске – энергетическое оборудование для атомных электростанций, а также сепараторы и другое оборудование для нефтехимической отрасли. Имеются и другие машиностроительные предприятия, выпускающие компрессоры, электроизмерительные приборы (г.Краснодар), электротранспортное оборудование (г.Шахты, Ростовская обл.).

Отраслью специализации региона является горнодобывающая промышленность, ориентированная на добычу топливно-энергетических ресурсов, а также цветных и ценных металлов. Объемы их добычи относительно невелики, но они играют важную роль в обеспечении собственных перерабатывающих производств, часть продукции вывозится для удовлетворения спроса предприятий в другие регионы и на экспорт.

Производство топливно-энергетических ресурсов включает добычу угля, нефти и газа. Месторождения угля, относящиеся к восточному крылу Донецкого бассейна, имеются лишь в Ростовской области (район г.Шахты), уголь залегает здесь на глубине свыше 1 км, угольные пласты составляют всего 0,7 м. Все это определяет высокую стоимость добычи. Однако близость потребителей этого вида топлива и морских портов, через которые уголь экспортируется, оправдывает его добычу. Немалое значение имеет и социальная составляющая вопроса, поскольку закрытие шахт вызовет безработицу в регионе, являющемся одним из старейших угледобывающих районов в России. Перепрофилирование путем строительства предприятий других отраслей потребует затрат значительного времени и больших средств. Объем добычи угля в 2008 г. составил 7,4 млн т.

Южный федеральный округ – один из старейших районов России по добыче нефти и газа. До недавнего времени объемы их добычи имели общероссийское значение, а газ Ставрополья в значительных объемах поставляется в Центральный регион страны по газопроводу Ставрополь – Москва. Сейчас объемы добычи в старых промысловых районах упали вследствие исчерпания запасов, а также военных действий на Кавказе.

Данные об объеме добычи топливных ресурсов в субъектах РФ района тяготения Северо-Кавказской железной дороги по состоянию на 1 января 2008 г. приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Данные о добыче энергетических ресурсов района тяготения Северо-Кавказской железной дороги (на 1 января 2008 г.)

 

Субъект РФ

Добыча угля (миллионов тонн)

Добыча нефти, включая газовый конденсат

(тысяч тонн)

Естественный газ

млрд. м куб.

Республика Адыгея

0,1

Республика Дагестан

286

0,7

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

188

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

5,3

Чеченская Республика

0,5

Краснодарский край

1752

3,1

Ставропольский край

1077

0,4

Ростовская область

7,4


 

Важное значение для округа имеет также использование местных гидроэнергетических ресурсов. Здесь работают Цимлянская ГЭС (Ростовская область), малые ГЭС на горных реках Северо-Кавказских республик. В регионе работает также атомная электростанция (г.Волгодонск, Ростовская область).

Горнометаллургический комплекс округа, включающий предприятия по обогащению и переработке сырья выделяется скорее не объемами производства цветных, редкоземельных и ценных металлов, сколько их уникальностью и значимостью в экономике страны в целом. Цветная металлургия специализируется на выплавке полиметаллов (цинка и свинца), алюминия, вольфрама, молибдена, меди, производстве проката цветных металлов и сплавов.

На базе привозного сырья и дешевой электроэнергии Волжской ГЭС в Волгодонске функционирует ОАО «Волгоградский алюминий». Вторым предприятием алюминиевой отрасли является Белокалитвенское ПО (Ростовская область). Широкую известность имеет цинковый комбинат в п.Мизур Алагирского района. Это одно из старейших предприятий Северной Осетии – оно основано в 1843г. В числе других предприятий отрасли: «Электроцинк», «Победит», «Кристалл».

В программе «Юг России» предусмотрен ряд проектов по развитию цветной металлургии. Так, проектом «Ввод в эксплуатацию рудника на участке Бозант» намечено освоение и расширение минерально-сырьевой базы для АО «Электроцинк» (г.Владикавказ). Это предприятие пока работает в основном на привозном сырье. Проектом «Реконструкция и техническое перевооружение Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината» намечено техническое совершенствование минерально-сырьевой базы. Проектом «Подготовка промышленного освоения урано-фосфорного редкоземельного оруднения» в Республике Калмыкия намечается промышленное освоение месторождения для производства фосфорных удобрений с попутной добычей урана, скандия и других редкоземельных элементов. В частности, разработка рудного поля Шаргадык-Богородского обеспечит добычу фосфорного сырья в объеме 2,9 млн т, урана – 12 тыс.т, скандия – 680 т, серы – 5,8 тыс.т. В Карачаево-Черкесии работает Урупский горный комбинат (п.Медногорский). Важную роль в экономике не только Юга России, но и всей страны играют Тырнаузский горнообогатительный комбинат (добыча и обогащение вольфрамо-молибденовых руд) и Нальчикский гидрометаллургический завод, а также «Кубаньцветмет» в ст. Холмской (ртуть, сплавы свинцово-сурьмяные).

Развитой отраслью специализации Южного федерального округа является курортно-рекреационный комплекс обеспечивающий климатическое, бальнеологическое, бальнеогрязевое лечение. Популярностью пользуются курорты Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Анапа), Ставропольская группа курортов, основанная на использовании для лечения Кавказских минеральных вод (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск). Широко известны также туристско-альпинистские и горнолыжные центры в Домбае, Тиберде. Слабо используются пока санаторно-рекреационный ресурс Каспийского побережья вследствие нестабильной обстановки на национальной и религиозной почве.

Информация о работе Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги