Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
- занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленная_политика_1.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

3) Политика  в отношении рынка земли и  природных ресурсов (блок «Рынок земли и природных ресурсов»), включающая:

  • размещение производительных сил, зонирование;
  • регулирование землепользования и землеотвода;
  • нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр;
  • реализация государственных прав собственности на недра;
  • охрана окружающей среды;
  • нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов;
  • реализация государственных прав собственности на биологические ресурсы.

4) Политика  в отношении рынка труда (блок  «Труд»), включающая:

  • нормативно-правовое регулирование трудовых отношений;
  • политика в отношении профсоюзов;
  • техническое регулирование безопасности на производстве;
  • регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ;
  • деятельность государственных служб занятости;
  • регулирование иммиграции.

5) Политика  в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»):

  • регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.);
  • таможенная политика в отношении импорта и экспорта сырья, комплектующих, оборудования и т.д.;
  • регулирование рынка недвижимости;
  • техническое регулирование, лицензирование, сертификация производства сырья, материалов, оборудования и т.д.

6) Политика в отношении рынка  знаний, информации, технологий:

  • регулирование оборота прав интеллектуальной собственности;
  • политика в сфере государственного образования;
  • государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.

7) Налоговая  политика в отношении производителей, в т.ч.:

  • общая величина налогового бремени;
  • состав собираемых налогов и их основные характеристики (базы, ставки, нормы списания расходов и т.д.);
  • способы налогового администрирования;
  • специальные налоговые режимы.

8) Регулирование  внутренних рынков продукции, включающее:

  • регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий);
  • техническое регулирование;
  • тарифное и нетарифное регулирование импорта.

9) Осуществление  государственных закупок и размещение  государственного заказа.

10) Регулирование  внешних рынков продукции и  политическое воздействие на  них, включая:

  • регулирование экспорта;
  • членство в международных организациях и использование предоставляемых ими возможностей в интересах отечественного производителя;
  • заключение двусторонних и многосторонних торговых и экономических договоров (включая создание таможенных союзов);
  • военно-техническое сотрудничество, участие в военных союзах;
  • расширение и удержание политического влияния среди иностранных государств и в отдельных регионах мира;
  • военные операции за пределами территории страны в целях защиты собственности российских производителей и их законных интересов.

Государство может использовать любые перечисленные  средства в качестве инструментария промышленной политики. Однако конкретный набор средств и их содержание определяется целями и задачами промышленной политики данного государства, которые, в свою очередь, вытекают из его долгосрочной политической стратегии.

 

2. Опыт применения  промышленной политики современными  государствами.

 

Отдельные элементы промышленной политики стали  применяться в Европе еще в  XVII в. Но наибольшего расцвета этот вид экономической политики достиг в конце XIX и на протяжении XX в.

Цели  промышленной политики, проводившейся  различными государствами в разные периоды времени, можно условно  подразделить на две группы:

(1) стимулирование экономического  развития страны путем поддержки  промышленности в целом или  отдельных ее отраслей;

(2) обеспечение внешней безопасности  государства, его мощи и влияния  на международной арене (включая  подготовку к войне).

К традиционным методам промышленной политики, неоднократно применявшимися в разных странах, относятся следующие.

1) Протекционизм – защита отечественных  производителей от конкуренции  со стороны иностранных производителей  на территории собственной страны. Протекционизм осуществляется методами  как тарифного, так и нетарифного  регулирования. Кроме того, протекционистским  целям зачастую служит политика  валютного курса, проводимая центральными  банками.

Обратной  стороной протекционизма является:

  • снижение уровня жизни, а следовательно и платежеспособного спроса на отечественную продукцию со стороны населения страны;
  • снижение конкурентоспособности «защищенных» отраслей промышленности, лишенных стимулов к инновациям и повышению эффективности;
  • повышение издержек в отраслях, использующих в качестве факторов производства продукцию «защищенных» отраслей;
  • риск «торговых войн».

2) Стимулирование экспорта, осуществляемое  как с помощью прямого субсидирования, так и косвенным образом через  регулирование рынка иностранной  валюты, сдерживание внутренних  цен на факторы производства  и т.д.

Недостатки  этого метода состоят в следующем:

  • снижение уровня жизни, а следовательно и платежеспособного спроса на отечественную продукцию со стороны населения страны;
  • валютно-финансовая нестабильность (валютные кризисы);
  • деградация отраслей, работающих преимущественно на внутренний рынок;
  • сильные стимулы к коррупции.

3) Поддержка отдельных отраслей («точек»  или «локомотивов роста»), а также  предприятий и регионов, признанных  государством наиболее перспективными, с помощью субсидий и кредитов.

Обратной  стороной этого метода является:

  • отсутствие у государственных служащих (в отличие от предпринимателей) материальных стимулов к правильному определению перспективных отраслей (предприятий, регионов), что приводит к многочисленным просчетам и разбазариванию государственных средств;
  • финансовая дестабилизация, порыв национальной финансовой системы;
  • огромные стимулы к коррупции.

4) Использование государственного  заказа для оказания влияния  на производственную деятельность.

Недостатком этого метода является то, что он не соответствует природе государственного заказа, целью которого должно быть получение государством товаров  и услуг, необходимых для выполнения государственных функций, должного качества и по минимальной цене. Попытки использовать госзаказ в  качестве инструмента промышленной политики ведут к тому, что государство  получает некачественную продукцию  и услуги (в том силе и военного назначения), либо получает их слишком  дорого. Кроме того, запутанная процедура  госзаказа порождает коррупцию.

5) Производство товаров и услуг  на государственных предприятиях.

Недостатком этого метода является то, что государственные  предприятия как правило оказываются менее эффективными производителями, т.к. имеют стимулы, в первую очередь, не к повышению качества продукции и удешевлению производства, а к получению дополнительных ресурсов и льгот от государства. Кроме того, обычно государственные предприятия получают различные монопольные привилегии, что также снижает их эффективность.

6) Регулирование цен и тарифов.  В начале и в середине XX в. этот метод был весьма распространен (особенно в социалистических странах, но также и в несоциалистических, особенно во время войн и кризисов). В настоящее время применяется в основном для т.н. «естественных монополий», т.е. капиталоемких отраслей, обычно связанных с эксплуатацией пространственно протяженных линейных объектов (путей, линий, сетей и т.д.).

Недостатки  этого метода:

  • ценовое регулирование во многих случаях порождает дефициты соответствующих товаров и услуг, либо затоваривание рынков;
  • тарифное регулирование инфраструктурных монополий приводит к консервации их монопольного положения, дестимулирует приток инвестиций в соответствующие виды деятельности и в конечном итоге превращает инфраструктуру либо в «бюджетную черную дыру», либо в «узкое место», сдерживающее развитие экономики.

7) Государственное финансирование  научных исследований. Данный метод  исходит из «линейной» модели  развития научного знания, согласно  которой фундаментальная наука  развивается автономно, независимо  от спроса, предъявляемого производителями  на научное знание. Предполагается  также, что никто, кроме государства,  не заинтересован в развитии  фундаментальной науки. Кроме  того, часто государство занимается  финансирование не только фундаментальных. Но и прикладных исследований, тем самым оказывая косвенную поддержку некоторым отраслям производства.

Обратная  сторона данного метода промышленной политики состоит в следующем. Реальная история развития науки показывает, что «линейная» модель развития научного знания не соответствует действительности. Фундаментальная наука во многом развивается за счет стимулов, идущих от прикладной науки. Более того, как  правило негосударственные организации (в том числе производственные корпорации) оказываются более эффективными субъектами поддержки фундаментальной науки. С другой стороны, высокая степень зависимости науки от государства приводи к политизации науки, к политической предвзятости отбора проектов для финансирования и другим негативным явлениям. В итоге доминирующее положение государства в финансировании науки и проведении фундаментальных исследований является скорее тормозом, чем стимулом научно-технического развития.

 

В целом же набирающие силу в последнее  время процессы глобализации и постиндустриального  развития приводят к тому, что традиционные методы и инструменты промышленной политики оказываются неэффективными и нередко наносят прямой ущерб  конкурентоспособности производителей той или иной страны и ее экономическому развитию.

Данная  концепция предлагает набор методов  и мер промышленной политики, эффективно решающих ее задачи и одновременно позволяющих избежать ловушек и  тупиков, свойственных традиционным подходам.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы  промышленной политики Российской  Федерации.

 

Принцип 1. Конституционность.

Конституция РФ не содержит термина «промышленная  политика», однако целый ряд ее положений фактически определяют промышленную политику, направленную на достижение сформулированных выше целей, как предмет ведения Российской Федерации:

 

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:

[…]

е) установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и боры; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные  энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные  транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

к) внешняя  политика и международные отношения  Российской Федерации, международные  договоры Российской Федерации, вопросы  войны и мира;

л) внешнеэкономические  отношения Российской Федерации;

м) оборона  и безопасность; оборонное производство; […] производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

[…] 

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография […].

 

Ограничения, налагаемые на деятельность государства, в том числе  в сфере промышленной политики, также сформулированы Конституцией. Главное из них состоит в следующем:

 

Статья 55.

2. В Российской  Федерации не должны издаваться  законы, отменяющие или умаляющие  права и свободы человека и  гражданина.

Информация о работе Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации