Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.
Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;
- занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленная_политика_1.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

При дальнейшем развитии рынка и внедрении  страхования в повседневную жизнь  предпринимателей и их клиентов добровольное страхование, предпринимаемое под  одним только давлением потребителей, может стать необходимым условием вхождения в бизнес и заменить обязательное страхование.

 

Обязательное раскрытие информации хозяйствующими субъектами

Мерой, направленных на демонополизацию и  снятие административных барьеров для  входа на рынки, является замена выдачи разрешений требованием обязательного  раскрытия информации. Для многих финансовых нормативов вместо обязательного  установления их значений государством можно вводить требование делать эти значения доступными для публичного ознакомления.

Например, требования к минимальному уставному  капиталу или уровню собственных  средств могут быть заменены на обязательство  раскрывать эти данные в рекламе  и публичной отчётности. Вряд ли на конкурентном рынке найдётся много  желающих обратиться в банк или страховую  компанию, указавшую уровень собственных  средств в несколько тысяч  рублей. Более сложные показатели (коэффициенты ликвидности, обеспеченность пассивов и т.п.), анализ которых труден для основной массы клиентов, будут  использоваться специализированными  информационными и аналитическими агентствами для составления  рейтингов, пригодных для использования  неподготовленными людьми.

 

Изменения в  налоговой системе 

Очевидно, что в ближайшее время не представляется возможным серьезно уменьшить величину собираемых налогов (для этого необходим  серьезный пересмотр расходных  статей государственного бюджета, а, следовательно, обязательств государства). Зато вполне достижимо уменьшение скрытых издержек налогообложения.

Несмотря на принятие Налогового кодекса, существующая система налогообложения  по-прежнему крайне запутана и противоречива. Для налогоплательщика это означает необходимость платить взятки (при  разрешении споров с государственными органами), нанимать большой штат специалистов (юристов и бухгалтеров) и вводить  дорогостоящие системы учета. С  другой стороны, и само государство  вынуждено нести неэффективные  издержки, связанные с обеспечением процедур налогообложения. 

Выходом из этой ситуации могло бы стать расширение сферы действия специальных налоговых режимов, предполагающих упрощенную систему  налогообложения. Например: единый налог, понятный и простой способ его  исчисления и единый счет, на который  надлежит перечислить средства. Риски, которые может понести предприниматель  с введением таких режимов, снимаются  установлением добровольной процедуры  перехода на специальный режим. 

Другим  вариантом упрощения системы  налогообложения могла бы стать  норма, согласно которой платежи  в бюджет, равно как и бюджетные  обязательства государства, уравниваются в статусе с обычными гражданскими обязательствами. Это позволит организовать рынок налоговых и государственных  обязательств, не зависящий от решений  правительства. Такая система позволяет, например, заплатить налоги, перечислив средства на расчетный счет местной  школы. 

 

Увеличение эффективности использования  природных ресурсов

В настоящее время природные ресурсы  находятся в основном в государственной  собственности и распределяются на основе сложного комплекса административных процедур. Это обстоятельство не позволяет  установить эффективный оборот ресурсов.

Конституция РФ предполагает частную собственность  на природные ресурсы, однако политическая ситуация в стране вряд ли позволит реализовать этот принцип в ближайшем  будущем.

В связи с этим представляется необходимым  оставить природные ресурсы в  собственности государства, разрешив свободный гражданский оборот прав пользования этими ресурсами. Это  позволит на основе рыночных механизмов обеспечить оперативный их переток от неэффективных пользователей к эффективным. В то же время, функция первоначального распределения прав пользования останется за государством. 

Аналогичный порядок распределения и оборота  необходимо установить для национальных ресурсов связи (радиочастоты, ресурс нумерации в сетях связи общего пользования, орбитальный ресурс). В  настоящее время ресурсы связи  не рассматриваются законодательством  в качестве объектов собственности, однако права пользования ими  вполне могут относиться к имущественным  правам и, следовательно, участвовать  в гражданском обороте.   

 

Вхождение в зону свободной торговли

В экономической теории протекционизм (т.е. защита внутреннего рынка) давно  утерял былые позиции. Тем не менее, в социально-политическом пространстве он по-прежнему пользуется популярностью. Это обстоятельство необходимо учитывать  при присоединении страны к различным  системам свободной торговли.

Важно, чтобы факт вхождения России в ВТО, ЕС или другие союзы не стимулировал взлет отечественного протекционизма. Так, например, вхождение России в  ВТО не должно сопровождаться повышением импортных пошлин.

Система ВТО предполагает фиксацию таможенных тарифов на уровне, соответствующем  времени вступления страны в эту  организацию. В то же время, ВТО не запрещает снижать тарифы. Именно по такому пути и должна идти Россия – фиксировать существующие тарифы (а не завышать их в процессе переговоров) и планомерно снижать тарифные ставки по мере развития российской промышленности.

 

Реформа «естественных монополий»

Реформируя  базовые для страны предприятия  энергетики и транспорта (в том  числе трубопроводного), мы должны учитывать, что естественных монополий в  природе не бывает. Их статус и положение  обусловлены исключительно законодательными ограничениями.

Поэтому реформа монополий должна руководствоваться  простым принципом: предприятия  естественных монополий на законодательном  уровне должны быть полностью уравнены с обычными предприятиями. Таким  образом, никаких антимонопольных  мер, которые на самом деле фиксируют  монопольное положение, никаких  государственных дотаций, никаких  ограничений на появление новых  участников производства.

Тем не менее, в отдельных секторах монополизированных отраслей проблемы все-таки возникнут. Наиболее сложным в смысле развития конкуренции является сектор инфраструктурных услуг: линии электропередач, трубопроводы, железные дороги и т.п. В рамках данных секторов необходима разработка и законодательное  введение моделей, устанавливающих  рынки пропускных возможностей.

Во  избежание рисков несогласованности  на первоначальном этапе законодательно вмененные рыночные модели должны вводится и по отношению к остальным секторам монопольного сектора, будь то генерация электроэнергии или пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте.

В случае, если отмена регулирования деятельности каких-либо монопольных предприятий невозможна по политическим причинам, необходимо вводить принцип «все новое свободно», позволяя компаниям-новичкам свободно развивать новые услуги и объекты инфраструктуры. При этом уже существующие компании (объекты, технологические системы) будут оставаться под контролем государства, являясь «социально значимыми», «стратегическими» и т.п. На первом этапе реформирования данный принцип, скорее всего, найдет применение при развитии трубопроводной сети, линий электропередач, линий проводной связи, железнодорожной сети.

Электроэнергетика. Усилия по созданию свободных рынков электроэнергии следует считать важнейшим шагом из предпринятых исполнительной властью за несколько последних лет экономических реформ. 

Тем не менее, следует признать, что законодательные  акты, регулирующие реформу электроэнергетики, сохраняют избыточное государственное  регулирование во многих секторах отрасли. К таким секторам относятся: сетевое  хозяйство, диспетчерское управление, розничные рынки электроэнергии, локальные энергосистемы.

Не  могут не вызывать тревоги и попытки  исполнительной власти институционализировать перекрестное субсидирование, т.е. дотирование  одних групп потребителей отрасли  за счет других. Социальная защита граждан  должна оставаться заботой государственного бюджета и добровольных благотворителей, но никак не отдельных субъектов  экономических отношений, «назначенных»  на эту роль.

Наиболее  продуктивной представляется работа по внесению в законодательство изменений, согласно которым любые новые  объекты энергетики, построенные  без государственного финансирования, освобождаются от государственного регулирования.   

Газовая промышленность. Количество проблем, накопившихся к настоящему времени в РАО «Газпром», превышает разумный предел прочности функционирования любой экономической системы. Перспектива финансового краха компании по последствиям для Российской Федерации и мировой экономики сопоставима с бюджетным кризисом августа 1998 г. Решительные меры Правительства по финансовому и организационному оздоровлению крупнейшей газовой компании должны сочетаться с реформой отношений во всей отрасли.

Необходима  безусловная либерализация рынка  акций «Газпрома», включая снятие барьеров между российским и международным  рынком. Должен быть заявлен график полной приватизации «Газпрома», включая  продажу на конкурсах крупных  пакетов и продажу с аукционов  мелких пакетов акций.

В четко очерченных временных рамках, увязанных со сроками дерегулирования  газотранспортной отрасли, должно происходить  постепенное освобождение цен «Газпрома». При этом к развитию газовой сети на территории России должны быть без  ограничений допущены российские и  иностранные предприниматели. Ценовая  политика и форма распределения  пропускной способности для вновь  построенных газопроводов ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом государственного регулирования.

На  ограниченный период времени мощности газотранспортной сети «Газпрома» должны предоставляться на аукционной основе для независимых поставщиков  газа. При этом все сетевое хозяйство  «Газпрома» должно быть выделено в  независимое от него предприятие, а  права концерна на гарантированный (внеконкурсный) транспорт газа –  неуклонно сокращаться.

Железнодорожный транспорт. Отдельные положения правовых актов, регулирующих реформу МПС РФ, нуждаются в доработке. Необходимо исключить допускаемые данными актами ограничения процессов демонополизации отрасли.

Недостатком реформы следует также  признать планы по введению избыточной системы государственного лицензирования и сертификации на железнодорожном  транспорте. В большинстве случаев  разрешительный порядок может быть эффективно заменен режимом государственного контроля, а в остальных случаях  – механизмами обязательного  страхования ответственности железнодорожных  операторов.  

Трубопроводный  транспорт. Развитие магистральной трубопроводной сети относится к стратегическим задачам российской экономики. В то же время очевидно, что государственная монополия на данный вид деятельности не позволяет привлечь достаточных средств для наращивания мощностей.

Представляется, что выходом из этой ситуации было бы частичное освобождение отрасли  от государственного регулирования. Тем  более, что любые нетехнические ограничения на данный вид деятельности ведут к прямому нарушению конституционных прав граждан.

Необходимо  законодательно зафиксировать право  частных компаний свободно строить  и эксплуатировать трубопроводные сети по любым направлениям (естественно, с учетом интересов собственников  земель, по которым указанные сети будут проложены). Одновременно следует  исключить новые трубопроводы из числа объектов естественных монополий, что среди прочего выразится  в отмене государственного регулирования  цен на их услуги. При этом существующая сеть может оставаться в руках  государства и регулироваться прежними методами.

 

Реформа жилищно-коммунального сектора

ЖКХ как никакой другой сектор экономики  влияет на реализацию конституционных  прав граждан. Однако это вовсе не означает, что данные права должны реализовываться за счет государственного сектора. Напротив, предыдущая практика показала, что участие государства  в хозяйственной деятельности по обеспечению граждан жилищно-коммунальными  услугами неизбежно ведет к удорожанию этих услуг, снижению их качества, а  в перспективе – к полномасштабному кризису отрасли и общему социальному  взрыву.

Государство (как федеральная власть, так и  региональная) должно четко определиться с тем, какие категории граждан  должны и могут быть защищены бюджетными субсидиями. Эти субсидии необходимо выделять гражданам непосредственно, поскольку никто, кроме них самих не может выбрать оптимальное соотношение цена-качество применительно к услугам ЖКХ. В то же время государство должно позаботиться о том, чтобы на рынке существовал выбор между разными поставщиками данных услуг.

Сегодня уже очевидно, что в условиях монополизированного  рынка простое повышение тарифов  на жилищно-коммунальные услуги не приведет к положительным результатам. Необходима приватизация предприятий ЖКХ с  одновременным освобождением цен  на их услуги. Только в этом случае может  возникнуть конкуренция, а, следовательно, снижение цен и повышение качества. 

Необходимо  также решить правовые проблемы, связанные  с объединением граждан, проживающих  в одном доме. Только на основе таких  объединений возможно наличие равных и эффективных отношений между  потребителем и поставщиком жилищно-коммунальных услуг. При решении указанной  проблемы неизбежно будут затронуты  и такие болезненные вопросы  как принудительная продажа жилья, собственник которого проявил стойкую  неспособность платить за его  обслуживание.   

Информация о работе Цели и задачи промышленной политики Российской Федерации