Ценовая стратегия чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая стратегия" и рассмотрены:
-Понятие монополии
-Ценовая политика (стратегия)
-Ценообразование в условиях монополии

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополии 4
1.1 Определение монополии 4
1.2 Характеристика монополии 5
1.3 Характерные черты монополии 8
1.4 Виды монополии 9
1.5 Чистая монополия 14
2 Ценовая политика (стратегия) 15
2.1 Цели и этапы создания ценовой политики предприятия 23
3 Ценообразование в условиях монополии 27
3.1 Ценовая стратегия ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ширяев И.Э.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

 

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический  университет)»

 

 

УГС (код, наименование) 080000  Экономика управление

 

Направление  подготовки (код, наименование) 080400.62  Управление персоналом

 

Профиль (наименование) 1. Управление социальным развитием персонала

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра   Управления персоналом и рекламы

 

 

Учебная дисциплина  Микроэкономика

 

Курс 1                                                                  Группа  6217

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

 

Тема: Ценовая стратегия чистой монополии

 

 

Студент                   _________________                     И.Э.Ширяев

                                      (подпись, дата)                    (инициалы, фамилия)

Руководитель,                                                                                                                                                 

должность               ________________                      О.А. Дудырева

                                      (подпись, дата)                    (инициалы, фамилия)                   

 

 

Оценка  за курсовую работу

         (курсовой проект)             ___________          ____________________

                                                                                    (подпись руководителя)

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

Введение 3

1 Понятие монополии 4

1.1 Определение монополии 4

1.2 Характеристика монополии 5

1.3 Характерные черты монополии 8

1.4 Виды монополии 9

1.5 Чистая монополия 14

2 Ценовая политика (стратегия) 15

2.1 Цели и этапы создания ценовой политики предприятия 23

3 Ценообразование в условиях монополии 27

3.1 Ценовая стратегия ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» 28

Заключение 31

Список используемой литературы 32

 

 

 

Введение

 

Цены являются инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие  на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности  производства. От цены зависит благополучие предприятия, размеры его доходов  и расходов. Этот параметр главным  образом задается рыночной ситуацией, и именно поэтому предприятие  обязано осуществлять продуманную  политику ценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра и в более отдаленной перспективе. Фирмы подходят к проблемам  ценообразования по-разному. В мелких цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях  проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений  и управляющие товарным ассортиментом. Но и здесь высшее руководство  определяет общие установки и  цели политики цен. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования  играют решающую роль, фирмы часто  учреждают у себя отделы цен, которые  либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние так  же сказывается на политике цен, бухгалтеры, менеджеры по производству, сбыту, финансовые менеджеры. Ценовая стратегия на относительно длительный период служит основой принятия решений в отношении  цены продажи в каждой конкретной сделке. В зависимости от ситуации, сложившейся на рынке (уровня спроса, уровня цен, конкуренции и др.) фирма  придерживается определенной ценовой  стратегии или комбинирует некоторые  из них.

В данной курсовой работе будет  исследовано такое экономическое  явление, как "ценовая стратегия" и рассмотрены:

-Понятие монополии

-Ценовая политика (стратегия)

-Ценообразование в условиях  монополии

1 Понятие монополии

1.1 Определение  монополии

Монополия является понятием, прямо противоположными понятию  идеальной конкуренции. Монополия  – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту  перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в целом  работают хорошо, чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю  форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

1.2 Характеристика монополии

Монополией называется исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Различают монополии государственные  и капиталистические.

Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Концерн (англ. concern - дело, предприятие) - одна из сложных форм монополистических объединений, включающих предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но контролируются структурами общего руководства концерна, а также входящими в состав концерна финансовыми структурами. В настоящее время основная форма монополии в Украине.

Существуют два подхода  к понятию "монополия":

1) монополию можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет  собой крупное объединение, занимающее  ведущее положение в определенной  отрасли хозяйства (или в нескольких  отраслях) в какой-либо стране  или в мире в целом. Обычно  монополия ассоциируется с крупными  и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную  часть рынка.

2) монополия - это экономическое  поведение фирмы. На рынке возможна  ситуация, когда покупателям противостоит  предприниматель-монополист, производящий  основную массу продукции определенного  вида. В этом случае монополистом  может оказаться сравнительно  небольшое по размерам предприятие  (украинский пример - АО "ТРОЛЗА" ( бывш . ЗиУ ) - 98% производства троллейбусов в Украине, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Как вид экономической  структуры рынка, монополию следует  рассматривать как определенный тип экономических отношений, который  дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия  на рынке определенного товара.

При монополии в отрасли  имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это  позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газ о - , водо - и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет  более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия  для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует  проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

Эффект масштаба

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается  в условиях крупнейшего из возможных  производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией", т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние  издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок . ( пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

Государственный контроль над монополией

В отраслях, где монополистическая  власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство  при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая  власть сформировалась, ликвидировать  ее. Самый первый антитрестовский  закон США (1890г.), известный как  закон Шермана, был открыто провозглашен в качестве средства против "сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами", однако в более ранних решениях Верховного суда США он был истолкован как акт, запрещающий все объединения, которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью. Закон Клейтона (1914г.), не предусматривающий дополнительных мер в отношении уже созданных объединений, придерживается подобного же толкования вопроса создания новых объединений в будущем. Закон предусматривает, что ни одно лицо не может быть директором более чем одного крупного банка или крупной корпорации и ни одна корпорация не вправе приобрести весь пакет или часть пакета другой корпорации, если в результате такого приобретения существенно уменьшится конкуренция, будет сдерживаться торговля в любом районе или возникнет тенденция к образованию монополии в какой-либо отрасли торговли.

1.3 Характерные черты монополии

Совершенная монополия (так  же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

1) монополист является  единственным производителем данного  товара;

2) продукция носит уникальный  характер в том смысле, что  не имеет близких заменителей;

3) проникновение в отрасль  других фирм закрыто целым  рядом обстоятельств, в результате  чего монополист удерживает рынок  в своей полной власти и  полностью контролирует объем  выпуска производства;

4) степень влияния монополиста  на рыночную цену очень высокая,  но не безграничная, ибо он  не может назначить любую сколь  угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая,  сталкивается с проблемой ограниченности  рыночного спроса и сокращения  объема продаж прямо пропорционально  росту цен).

Еще Адам Смит писал о  ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии  во всех случаях является самой высокой  из тех, которые можно выжать из покупателей  или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

Иными словами, монополия  означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

Информация о работе Ценовая стратегия чистой монополии